Цель урока: а) сформировать
понимание многообразия способов освоения мира человеком; б) показать
основные различия в способах освоения мира; в) раскрыть
особенности науки как формы духовной культуры.
Лучшей формой организации учебной деятельности
на уроке будет индивидуальная работа.
Начать урок можно с предложения заполнить в таблице
четыре столбца (не используя учебник): «Религия», «Философия»,
«Нравственность» и «Художественная культура»
(на выполнение задания следует отвести минут 10):
Религия
Философия
Нравственность
Художественная
культура
Наука
Роль в жизни
людей
Метод освоения
мира
Практическая
значимость
После установления общего и различного в четырех
формах освоения мира (религии, философии, нравственности и художественной
культуры) учитель может предложить учащимся подумать над следующими
вопросами: 1. Какую роль в жизни
людей играет наука? 2. Чем она, по их мнению, может отличаться
от религии, философии, нравственности и художественной культуры?
3. Дать определение понятию «наука». (На подготовку
ответов следует отвести 5—7 мин.)
После обсуждения ответов учитель начинает объяснение
материала (подпараграф «Пытливый дух разума»). Во время
объяснения учащимся предлагается соотнести сведения, услышанные
от учителя, с их собственными предположениями о науке.
При этом на листочке, на котором записаны ответы
на вопросы, они отмечают значками: «V» —
соответствует моим представлениям; «—» —
я думал(а) иначе; «?» — не понял(а)2.
По окончании объяснения проверяется задание,
уточняются формулировки и затем заполняется пятый столбец таблицы
«Наука».
Перед началом объяснения подпараграфа «Прикованный
Прометей» в целях активизации интеллектуальной деятельности
школьников учитель предлагает ответить на вопрос:
какие проблемы, вызванные научно-техническим прогрессом, вы знаете?
Выслушав ответы школьников, учитель сообщает новое знание.
Закончить урок можно выполнением письменного задания
(при нехватке времени его можно дать на дом) на тему
«Если научные открытия приносят столько негативных проблем
человечеству, то, может быть, стоит остановить дальнейшее
развитие науки?».