Цель урока: а) выяснить
причины существования общечеловеческих норм нравственности; б) раскрыть
значение норм морали в человеческом обществе.
Продолжается тема духовной культуры человечества,
однако в отличие от философии проблему нравственности
школьники знают лучше. Кроме того, у них уже сформированы
свои представления о добре и зле. Однако на уроке вряд
ли имеет смысл устраивать дискуссию по поводу представлений
о добре и зле. Думается, будет лучше посвятить это время
выяснению того, что объединяет людей Земли.
Организация деятельности учащихся на уроке
может быть любая: индивидуальная, парная и групповая.
Один из вариантов урока
по данной теме предложен ниже.
Учитель на доске или на листе бумаги
(так, чтобы было видно всему классу) выписывает нравственные нормы,
представленные в священных книгах различных конфессий: если
есть возможность, то желательно сделать это до урока.
1. «Не делайте
другим того, что было бы больно вам, если бы сделано
было вам» — брахманизм (Махабхарата).
2. «Не причиняйте другим того,
что самим кажется больно» — буддизм (Удана-Варга: 5,
18).
3. «Никто не является истинно верующим,
пока не желает брату своему того же, чего желает
себе» — ислам (Сунна).
4. «Что ненавистно вам, не делайте
ближнему своему» — иудаизм (Талмуд, Шаббат,
31 а).
5. «Не делайте другим того, чего
не хотите, чтобы они делали вам» — конфуцианство
(Аналекты, ХV, 23).
6. «Как хотите, чтобы с вами поступали
люди, так поступайте и вы с ними» — христианство
(Новый Завет. Евангелие от Матфея: 7, 12).
Учитель читает вслух названные нравственные правила
и предлагает школьникам подумать:
1. Какая идея объединяет эти наставления?
2. Чем можно объяснить их появление?
3. Что можно сказать о людях Земли на основании
факта существования этих наставлений?
На подготовку ответов следует отвести не более
5 мин.
Основной мыслью означенных наставлений является
идея о зависимости людей друг от друга, о том,
что благополучие каждого человека во многом зависит от честности
и порядочности других людей.
Обреченные жить среди себе подобных, люди обнаружили
зависимость между тем, как они относятся друг к другу, и благополучием
общества и каждого отдельного человека. Единственный путь избежать
зла — не делать зла другим. Несмотря на разность
культур (природных условий, образа жизни, многих традиций, обычаев,
религиозных представлений), жизнь в обществе привела к появлению
нормы, которая стала универсальной, а следовательно, законом, обеспечивающим
выживание общества и человека.
Таким образом, ответы на все три вопроса пронизывает
одна общая идея — недопустимость нарушения норм общежития.
Подводя итог обсуждения, учитель подчеркивает: 1. Это правило
называют золотым правилом нравственности. 2. Оно является основой
для всех остальных норм общежития.
Далее необходимо разобраться с тем, какую
роль выполняет нравственность в обществе. С этой целью
проводится беседа, нить которой удерживает учитель, задавая последовательно
следующие вопросы: 1. Как вы думаете,
что в этой норме позволяет считать ее основой для всех остальных
норм? 2. Какие правила общежития можно вывести из этой
нормы? 3. Каких поступков по отношению к себе мы
ждем от других людей и какие поступки вызвали бы наше
недовольство, возмущение?
Выяснив, что речь идет о добре и зле, учитель
говорит о том, что нормы нравственности призваны регулировать
отношения между людьми путем осуждения, отрицания одних поступков
и поощрения других, называя одно злом, а другое добром. Именно
это отношение заставляет людей воздерживаться от неблаговидного
поведения по отношению к другим людям.
Представления о нормах нравственности, о том,
что такое добро и зло, ребенок начинает получать в раннем
возрасте, в семье. Именно семья дает первые представления
о том, за что будут хвалить, а за что порицать.
Эти нормы ребенок усваивает, слушая сказки, песни, стихотворения.
Учитель обращает внимание школьников на то, что в детстве,
читая сказки разных народов мира, они прекрасно понимали их. У
арабского, французского, русского, японского ребенка одни и те же
герои вызывали сочувствие, сострадание, радость победы,
ожидание счастливого конца. Именно сказки, народное творчество
показывают, что народы мира едины в своем понимании добра
и зла, и именно эта общность свидетельствует о том, что есть
основа для взаимопонимания всех людей планеты.
Желательно в процессе обсуждения нарисовать
следующую схему:
По окончании беседы учитель предлагает прочитать
два подпараграфа учебника: «Почему аборигены съели Кука»
и «Нравственность на страже семьи и общества»,
а затем письменно ответить на вопрос
3 в конце параграфа | |