Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 28.04.2024, 20:24:51
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Образование и самообразование

Цель урока: а) показать, что образование и самообразование являются важнейшими составными частями культуры личности и общества, способствуют их поступательному развитию; б) способствовать осмыслению понятий «человек», «личность».

Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет групповая работа.

Данная тема — одна из последних в курсе 9 класса. С одной стороны, она хорошо знакома учащимся по своему жизненному опыту, а с другой — может быть обобщением знаний, полученных в процессе изучения курса.

Начать урок можно с  проблемного задания. Написав на доске китайскую пословицу: «Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека», учитель предлагает школьникам ответить на следующие вопросы: 1. Какова роль образования в жизни общества согласно этой пословице? 2. Согласны ли вы с такой оценкой роли образования? Аргументируйте свою точку зрения. (На подготовку ответа следует отвести максимум 7 мин.)

Перед обсуждением ответов учитель напоминает школьникам, что каждая последующая группа высказывает только те позиции и аргументы, которые еще не были озвучены.

В процессе обсуждения необходимо подойти к следующим позициям: 1. Образование играет важную роль в жизни общества, поскольку: а) на генетическом уровне трудовые умения и навыки человеку не передаются (§ 1, 8 класс); б) обучая подрастающее поколение, общество передает уже накопленные знания и тем самым сохраняет их; в) если бы люди не передавали свой бесценный опыт, то каждое новое поколение начинало бы с нуля; г) следовательно, знания и умения, переданные подрастающему поколению, являются той ступенькой, которая позволяет двигаться дальше, опираясь на достижения предыдущих поколений. Они своеобразный трамплин, с которого новые люди стартуют в будущее.

Вывод: образование выполняет в обществе важнейшую задачу — способствует поступательному развитию человечества.

Завершиться эта часть урока должна тем, что учитель отметит следующее: образование — это организованная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей другим, и осуществляется эта деятельность в специальных учебных заведениях.

Следующая часть урока связана с проблемой воспитания. Для того чтобы подчеркнуть разницу между образованием и воспитанием, а также показать их теснейшую взаимосвязь, учитель предлагает учащимся назвать известные им учебные заведения с древнейших времен до наших дней (афинские, спартанские, средневековые, современные, как российские, так и западные) и рассказать о том, чему и как в них учили (не стоит на подготовку ответа давать время, лучше восстановить это знание в ходе беседы). Подводя итоги коллективно восстановленного знания о различных школах, учитель обращает внимание на то, что в школах не только обучают, но и воспитывают. В предыдущие века́ для воспитания молодого поколения применялись суровые, а подчас и жестокие методы. Плетка и розги в руках школьного учителя были обычным делом. Именно с их помощью учителя пытались добиться таких важных и нужных для человека (в том числе и современного) качеств, как трудолюбие, выносливость, усердие, внимание, добросовестное отношение к порученному делу. Для подтверждения сказанного, а также привнесения эмоционально-образного элемента в обсуждение проблемы можно зачитать небольшой отрывок из произведения М. Горького «Детство»:

Однажды дед спросил:

— Ну, Олешка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А «Отче наш» заучил?

Тетка тихонько сказала:

— У него память плохая.

Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.

— А коли так — высечь надо!

И снова спросил меня:

— Тебя отец сек?

Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:

— Нет, Максим не бил его, да и мне запретил.

— Это почему же?

— Говорил, битьем не выучишь.

— Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости Господи! — сердито и четко проговорил дед.

Затем следует обратить внимание школьников на то, что воспитание подрастающего поколения — важнейшая задача общества и начинается оно с момента рождения ребенка, а некоторые ученые утверждают, что воспитание начинается еще до рождения человека. И если образование есть передача знаний, накопленных человечеством, то воспитание — передача опыта поведения, и целью воспитания является социализация молодого поколения. Или, иными словами, именно общество, начиная с самой маленькой своей ячейки — семьи, берет на себя задачу подготовить нового человека к жизни в сообществе людей. При этом каждый исторический период развития человечества предъявлял определенные требования к человеку.

Можно предложить школьникам попытаться выполнить следующее задание: в перечисленных нравственных нормах выделите те, которые востребованы во все времена (универсальные), и те, которые особенно актуальны в наше время, и поясните, почему они таковыми считаются (на выполнение задания отведите минут 10):

Уважение к старшим, ответственность за принятые решения, уважение к правам человека, уважение к законам своей страны, осознание обязанностей, понимание и уважение других народов и их культур, доброта, терпимость и уважение другого мнения, позиции, соблюдение принципа социального равенства, милосердие, мужество, верность, понимание необходимости международной солидарности, готовность участвовать в решении проблем своего общества, государства, человеческого сообщества, почитание родителей, умение самостоятельно принимать решения, трудолюбие, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, аккуратность и т. д. (при желании учитель может добавить или сократить список).

Целесообразно, чтобы школьники при выполнении задания записали означенные качества в две колонки:

Универсальные качества личности:
мужество, верность, уважение к старшим, доброта, милосердие, почитание родителей, трудолюбие, аккуратность.
Качества, актуальные для современного человека:
ответственность за принятые решения, уважение к правам человека, уважение к законам своей страны, осознание обязанностей, понимание и уважение других народов и их культур, терпимость и уважение другого мнения, позиции, соблюдение принципа социального равенства, признание права на свободу вероисповедания, готовность участвовать в решении проблем своего общества, государства, человеческого сообщества, умение самостоятельно принимать решения, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения.

При обсуждении необходимо подвести учащихся к пониманию того, что сегодняшнее время ставит перед людьми новые проблемы, с которыми человечество ранее не сталкивалось:

1. Экономическое и научно-техническое развитие привело к расширению связей между странами и народами: различные виды транспорта сокращают расстояния, средства связи (радио, разнообразные телефоны, Интернет, телевидение и т. д.) сделали возможным общение людей из любых точек планеты (обмен информацией, идеями, культурными ценностями). Все это, в свою очередь, приводит к тому, что общаются люди разных культур, конфессий, люди, имеющие разные точки зрения по многим вопросам.

2. Научно-технический прогресс привел к созданию различных видов оружия, способных уничтожить планету и людей, поэтому конфликты между людьми, государствами могут очень дорого стоить человечеству.

3. У планеты Земля много проблем: экологические, экономические, эпидемии, наркомания, преступность и т. д., поэтому всем здравомыслящим людям необходимо объединиться, чтобы совместными усилиями решать эти и другие задачи. Проблема объединения усилий не может быть решена, если люди не обладают соответствующими нравственными нормами.

4. Человеческое общество стремится к большей открытости и свободе, которая невозможна без признания всеми людьми ЧЕЛОВЕКА как высшей ценности.

Последняя проблема, которая может быть затронута на уроке,— это проблема самообразования и саморазвития. Учитель может сообщить учащимся о том, что в современном мире быстро устаревают не только марки компьютеров, телевизоров, автомашин и т. д. Быстро устаревают знания, которыми владеет человек. Научный прогресс идет столь быстрыми темпами, что для того, чтобы добиться успеха, необходимо все время «держать руку на пульсе»: следить за научными открытиями, по крайней мере в своей профессиональной области, овладевать новыми технологиями. Так, раньше, лет 20 назад, для профессиональной деятельности инженера, научного сотрудника достаточно было владеть пишущей машинкой, арифмометром, циркулем и т. д. Сейчас же без владения компьютером, без знания иностранного языка не только трудно сохранять авторитет в своей области знания, профессии, но и вообще можно оказаться за бортом быстро несущейся жизни. Сегодня социологи утверждают, что человеку, желающему удержать свои позиции на рынке труда, необходимо владеть, как минимум, пятью профессиями.

Если осталось время, можно предложить написать небольшое сочинение-раздумье на тему «Каждый рожден как бы начерно; условно назван «человек». Но по-настоящему каждому надо еще заслужить его имя» (Карл Иванович Росси, 1775—1849, русский архитектор). Если времени на уроке не осталось, сочинение можно предложить в качестве домашнего задани

Категория: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ | Добавил: tineydgers (02.10.2014)
Просмотров: 658 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 8-9 классах, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0