Цель урока: а) раскрыть
основные конституционные принципы устройства нашего государства,
его ценности и приоритеты; б) воспитывать уважительное отношение
к российской Конституции.
Этот урок насыщен довольно сложными понятиями,
многие из которых далее будут раскрыты более подробно. Поэтому
важно, не перегружая учащихся, привести их первоначальные
представления о Конституции в некоторую систему, а главное —
обогатить их конкретными фактами и примерами.
Прежде всего необходимо подчеркнуть значимость
этого важнейшего юридического документа, несмотря на неоднозначность
оценок ряда его статей и положений. Знакомство лучше начать со структуры
документа, кратко комментируя общий смысл каждой главы, а более
подробно — назначение главы 1.
По поводу понятия «конституционный
строй» следует подчеркнуть, что само принятие конституции
уже означает обязанность государства следовать конституционным
порядкам. Однако это понятие нельзя свести лишь к факту существования
конституции. Это нечто большее. Конституционный строй становится
реальностью в случае, если государство действует в соответствии
с конституцией, во всем подчиняясь праву, а также если эта
конституция демократическая, т. е. надежно защищает права
и свободы человека и гражданина.
В учебнике назван ряд новых, закрепленных в Конституции,
демократических принципов устройства нашего государства. Организуйте
самостоятельную работу учащихся с текстом учебника и Конституцией.
Предлагаем один из возможных вариантов задания-инструкции:
1. Прочитайте подпараграф «Демократическое
государство», найдите в тексте учебника новые принципы
устройства Российского государства.
2. Найдите в тексте главы 1 Конституции
РФ статьи, закрепляющие эти принципы.
3. Сгруппируйте материал в таблицу:
Важнейшие принципы демократического устройства Российского
государства
Статья Конституции РФ, закрепляющая принцип
Помимо признания демократических принципов нашего
государства, Конституция закрепила ряд его конституционных характеристик:
правовое, федеративное, социальное, светское.
С материалом о федерации учащиеся знакомились
ранее. Понятию «правовое государство» отведен отдельный
параграф. Поэтому на данном уроке рассматриваются две характеристики
государства — социальное и светское.
В статье 7 Конституции Россия названа
социальным государством. Как раскрыть это понятие? Методика работы
примерно такая: предложите учащимся в течение 3 мин
сформулировать и записать 1—2 вопроса по данной
статье. Выпишите отдельные вопросы на доске, не допуская
повторов.
Далее предложите прочитать текст учебника «Социальное
государство» и найти ответы на свои вопросы. Если остаются
вопросы, на которые материал учебника не дает ответов,
подключается учитель. При этом его объяснение касается волнующих
учеников вопросов, разговор становится откровенным и доверительным.
Если позволит время, в завершение беседы предложите учащимся
обосновать свою точку зрения, например, по следующим вопросам:
1. Что мешает России стать социально ориентированным
государством?
2. Как определить уровень обеспеченности людей?
3. Какие категории граждан на сегодня
находятся в самом трудном положении?
4. Возможно ли в обществе социальное иждивенчество?
По усмотрению учителя в ходе обсуждения
можно сделать некоторые пояснения. Так, отсутствие денег в государстве
для решения социальных задач не столь очевидная причина наших
социальных проблем. У нас гораздо больше финансовых средств,
чем принято считать официально. В стране немало состоятельных
людей, другое дело, что они используют свои средства не на развитие
экономики, не на благотворительность, а для личных нужд.
Уровень жизни людей зависит от их доходов.
Для его определения установлены различные показатели. Физиологический
уровень означает уровень доходов, необходимый для физического
выживания (не умереть с голоду). Прожиточный минимум означает
уровень доходов, позволяющий человеку выжить как социальному объекту.
Социальный минимум позволяет не просто выжить, а собственно
жить. В России действует прожиточный минимум. По ходу
обсуждения уместно привлечь внимание к цифрам о прожиточном
минимуме, помещенным на с. 196 учебника.
Статья 14 Конституции характеризует Россию как светское
государство. Методика работы может быть аналогичной