Цель урока: а) проверить,
насколько качественно был усвоен материал предыдущего урока, и на этой
основе углубить представления школьников о системе права; б) помочь
им ориентироваться в основных отраслях российского права, научить
отличать материальные и процессуальные отрасли права.
Материал урока логически объединен в три
блока: общее положение об отраслях права, материальные и
процессуальные отрасли права. Каждый из них подробно освещен
в учебнике, поэтому работа с текстом — один
из возможных вариантов изучения темы.
Понятно, что речь не идет о простом чтении
учебника. Для активизации познавательной деятельности учащихся можно
воспользоваться разными приемами и предложить учащимся ряд заданий,
которые они выполняют в тетрадях по ходу чтения:
1. Составьте и заполните таблицу «Отрасли
российского права».
2. Найдите в тексте факты и примеры в подтверждение
вывода о том, что Конституция РФ является источником права
для материальных отраслей права.
3. Найдите в тексте факты и примеры в подтверждение
вывода о том, что Конституция РФ является источником права
для процессуальных отраслей права.
4. Выполните задание 9 к параграфу.
5. Прочтите текст о процессуальных отраслях
права. Попутно постарайтесь отслеживать свое понимание прочитанного
и с этой целью оставляйте пометки на полях (карандашом).
Отметьте знаком «V» то, что вы уже знали ранее;
знаком «+» — новую для вас информацию; знаком
«—» — то, о чем вы сказали бы
«я думал иначе». Знаком «?» отметьте все то,
о чем вам хотелось бы узнать подробнее. Маркировочные
знаки ставьте напротив отдельных предложений или целых абзацев.
6. Составьте перечень вопросов по процессуальным
отраслям права, на которые вы хотели бы получить ответ.
Выполнение части заданий можно проверить прямо
в классе. Для этого поинтересуйтесь у учащихся, какие задания
они считают удавшимися, а какие — нет и почему. Начните
обсуждение с первых. Часть тетрадей с заданиями можно
взять для выборочной проверки и оценки.
Возможно, ученики слышали о международном праве,
и им будет интересно узнать, каково его место в общей классификации.
Современное международное право занимает отдельное место. Оно регулирует
отношения между государствами (субъектами международного права)
по общим проблемам развития человеческой цивилизации. Рождаются
эти нормы в ходе переговоров между государствами и международными
организациями, оформляются в виде договоров. Какого-то одного
законотворческого органа в международном праве не существует.
В рамках международного права выделяют гуманитарное, водное,
воздушное право и др.
На данном уроке уместно подробнее остановиться
на международном гуманитарном праве, которое еще называют
правом вооруженных конфликтов. Его следует отличать от права
контроля за применением силы в отношениях между государствами
или контроля над вооружением. Нормы международного гуманитарного
права стремятся лишь смягчить последствия ведения военных действий.
Основными источниками международного гуманитарного права являются
четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949
г. и ряд дополнительных протоколов к ним. В их числе
Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих
армиях (1); Конвенция об улучшении участи раненых, больных
и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных
сил на море (2); Конвенция об обращении с военнопленными (3);
Конвенция о защите гражданского населения во время войны (4).
Женевские конвенции требуют от всех участвующих
в конфликте сторон конкретных действий, например: «раненых
и больных любого государства следует подбирать и оказывать им помощь»;
«с военнопленными следует всегда обращаться гуманно»;
«запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной
целью терроризировать гражданское население».
Часть урока важно отвести для ответа на те
вопросы, которые возникли у учащихся по процессуальным отраслям
права. Как правило, их интересуют вопросы о правах задержанных,
порядке задержания и проведения допроса или обыска.
В этой связи следует привлечь внимание учащихся
к ряду конституционных норм. Во-первых, к норме о том,
что никто не обязан свидетельствовать против самого себя,
своих близких родственников (ст. 51 Конституции РФ);
во-вторых, к норме о презумпции невиновности (ст. 49).
Полезно рассказать учащимся о том, что по отношению
к несовершеннолетним предусмотрен специальный процессуальный
порядок. В частности, такие меры пресечения, как задержание
или заключение под стражу, к ним могут применяться лишь в исключительных
случаях, когда речь идет о тяжких преступлениях. Задержание
по подозрению в совершении преступления органы дознания
(оперативные работники милиции) оформляют протоколом и в течение
24 ч письменно сообщают об этом прокурору. В течение
48 ч после сообщения о задержании прокурор обязан либо
дать санкцию на заключение под стражу, либо освободить задержанного.
Вызов к следователю для дачи показаний производится,
как правило, через родителей или законных представителей. В соответствии
со ст. 285, 397 УПК допрос несовершеннолетнего свидетеля
происходит при обязательном присутствии педагога, родителей
или законных представителей.
В соответствии со ст. 52 УПК подозреваемый
имеет право на защиту. Он вправе знать, в чем подозревается,
давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства,
знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных
с его участием, а также с материалами, направляемыми
в суд. Он может также приносить жалобы на действия и
решения следователя, прокурора. С момента задержания подозреваемый
имеет право на свидания с адвокатом и родственниками