Цель урока: а) раскрыть
особенности демократического режима, его достоинства и недостатки;
б) пояснить характеристики сопутствующих ему политических
течений: либерализма и либеральной демократии; показать признаки тоталитарного
и авторитарного режимов.
Первая часть урока — работа со словарем.
Достаточно подробная и точная характеристика демократии помогает
тем, кто знакомится с этой информацией, убедиться по меньшей
мере в том, что в политике нет простых и однозначных
решений, идеальных моделей и что успешность и полезность того
или иного политического режима во многом зависит от качества
людей, действующих в рамках этих режимов. Работа возможна
по словарной статье из «Школьного юридического
словаря» А. Ф. Никитина:
«Демократия (греч. demokratia,
букв.: народовластие, от demos — народ и kratos —
власть) — политический режим, основанный на признании
народа в качестве источника власти. Признаки Д.: народовластие,
правительство, основанное на согласии управляемых; правило
большинства (решения принимаются большинством голосов); гарантии
основных прав человека; права меньшинств; свободные и честные
выборы; равенство всех перед законом; справедливое судопроизводство;
конституционные ограничения правительства; социальный, экономический
и политический плюрализм; терпимость, прагматизм, сотрудничество
и компромисс. Формы Д.: по способу волеизъявления —
прямая, представительная; по способу осуществления власти — государственная,
негосударственная (трудовые коллективы, партии и т. д.)».
Во второй части урока уточняются некоторые важные
аспекты темы. Так, учитель может отметить, что материал урока
представляет особое значение в свете споров о характере
и судьбе демократии в нашей стране. Легко доказать несовершенство
демократического режима, сопоставив идеи Аристотеля и Платона
по этому поводу и то, какова демократия у нас сейчас.
Но корректный подход к оценке этого явления подразумевает
определение альтернативы — режима, способного конкурировать
с демократией. При таком подходе быстро выясняется,
что все остальное — почти по У. Черчиллю —
еще хуже. И это реальная, естественная ситуация в политике.
Выбирают не нечто идеальное (и потому неосуществимое, как,
например, коммунизм), а терпимое, в основном не губительное,
оставляющее шанс сделать жизнь хоть чуть-чуть лучше. Вот почему
демократия завоевала так много сторонников. Однако на практике
демократические принципы реализуют конкретные люди со всеми
своими слабостями, несовершенствами. И в их руках демократия
нередко лишается главного своего достоинства — антиавторитаризма,
способности раскрепощать личность. Следующий шаг — игнорирование
законности и переход демократии в свою противоположность.
Можно разбить учащихся на группы и попросить
их подготовить краткий, но аргументированный ответ на один
из дополнительных вопросов:
1. Почему такие умные люди античности, как
Платон и Аристотель, весьма прохладно относились к демократии?
2. Всегда ли правило большинства голосов
обеспечивает оптимальное решение политических, социальных и иных
проблем?
3. Почему понятие «права человека»
часто используется в отношении меньшинства, а не большинства
населения?
4. Почему даже в такой демократической
стране, как США, лишь сравнительно недавно право голоса получили женщины
и молодежь с 18 лет?
В оставшееся время учителю целесообразно
коснуться вопроса: могут ли политические режимы существовать в чистом
виде?
Известные в политологии политические режимы
никогда не существуют в чистом виде. Всегда к основному
качеству режима примешивается что-то не совсем соотносящееся
с его базой. Существует довольно значительный спектр способов
реализации демократических принципов в политической практике.
То же самое можно сказать и о тоталитарном режиме. Почти
лабораторно чисто он был «претворен в жизнь»
в Кампучии (Камбодже). Можно только поражаться тому,
на что надеялись ослепленные коммунистическими догмами лидеры
кампучийского эксперимента, установив жесткую диктатуру.
Во второй половине ХХ в. такие политические опыты выглядят
слишком дико. Поэтому «дело Пол-Пота» было заранее
обречено на провал. Иначе поступают те приверженцы тоталитарных
режимов, которые стараются умело камуфлировать полное подавление
личности различными лозунгами — о народной демократии,
о свободе от эксплуатации, о государственном суверенитете
и т. д. Тоталитаристы похитрее допускают кое-какую бесконтрольность
в личной жизни, не диктуют, с кем людям создавать
семью, что в обязательном порядке внушать детям дома и т. д.
Иногда практикуется видимость рыночных отношений. В этом
случае тоталитаризм мягко переходит в авторитаризм,
как это случилось в нашей стране после смерти Сталина.
Черты авторитаризма можно обнаружить в любых,
даже самых демократических системах. Критерий их обнаружения один —
ситуации реальной опасности для существующей власти. В этих
ситуациях противники режима мгновенно убеждаются в том, что
власть готова пойти на самые крайние меры, чтобы сохранить
политический статус-кво.
Чтобы сделать рассказ об этих режимах более
интересным, полезно прочитать на уроке отрывки из антиутопий
Замятина и Оруэлла.