Цель урока: а) раскрыть
сущность политики; б) показать социальные сферы, втянутые
в политическую жизнь, а также их роль в политике; в) раскрыть
значение политической культуры в демократическом обществе;
г) способствовать осознанию необходимости участия в политической
жизни общества.
На изучение этой темы следует запланировать
2 ч.
Тема данного урока является чрезвычайно актуальной
и, как показывает опыт, достаточно интересной для школьников.
Но в то же время эта тема достаточно сложна и требует
от учителя определенной систематизации учебного материала.
Поэтому желательно использовать ряд методических приемов:
лекция с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником,
составление схем и обсуждение итогов интеллектуальной деятельности
групп в классе.
Думается, что наиболее целесообразной формой работы
учащихся будет групповая.
Начать объяснение нового материала можно с определения
понятия «политика», данного Максом Вебером. Учитель
записывает определение на доске, а школьники —
в тетради: «Политика — это стремление к участию
во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то
между государствами, будь то внутри государства между группами
людей...» Обратив внимание школьников на то, что центральным
звеном политики является власть, можно задать вопрос:
как вы думаете, почему власть является таким лакомым куском? На подготовку
ответа не следует отводить более 2—3 мин
(как показывает опыт, школьники довольно четко воспроизводят знания,
полученные в 8 классе в темах «Социальные
конфликты» и «Общество граждан»).
После восстановления знаний о значении власти
в жизни общества целесообразно перейти к самому понятию
«власть». Желательно записать на доске вывод,
полученный в результате обсуждения ответа на поставленный
выше вопрос: близость к власти дает человеку определенные
преимущества, позволяет: а) получать необходимую информацию
и делать то, что требуется, хотя бы на один шаг
быстрее; б) принимать участие в распределении общественного
богатства; г) влиять на принятие нужных решений; д) влиять
на распределение ресурсов.
Разобрав вместе с классом причины привлекательности
власти, учитель переходит к разбору понятия «политическая
власть». С целью активизации интеллектуальной деятельности
школьников учитель ставит следующие вопросы: какие механизмы власти
позволяют использовать названные преимущества? Всегда ли власть
опиралась на эти механизмы? Когда появилась политическая
власть? Далее учащимся предлагается по ходу объяснения выписать
(желательно на черновик) специфические черты общинной и политической
власти.
Закончив объяснение, учитель предлагает учащимся
обсудить в группах сделанные ими записи. Результаты обсуждения
каждая группа представляет в виде таблицы, которая после
редактирования должна принять примерно такой вид:
Общинная власть
Политическая власть
а) существовала тогда, когда между членами общины не возникало противоречий, поскольку они были объединены общими целями;
б) не являлась привилегией особой группы людей, не давала им каких-либо особых преимуществ;
в) основывается на силе авторитета;
г) механизм влияния: общинная мораль, традиции;
д) опора на общинный коллектив
а) появилась при возникновении между отдельными людьми и группами людей несовпадающих, подчас прямо противоположных интересов;
б) дает значительные преимущества людям, приближенным к ней;
в) механизмы влияния: законы, финансы, информация, идеология, силовые структуры;
г) власть является причиной конкурентной борьбы между различными социальными группами, партиями, личностями
Окончив данную работу, учитель предлагает школьникам
попытаться сделать вывод о том, что является сущностью политической
власти (вывод также записывается на черновике). В данном
случае учитель не проводит обсуждения, а продолжает объяснение
нового материала.
Поскольку на слух воспринимать функции политики
достаточно сложно, целесообразно заранее заготовить схему, которую
можно вывесить на время объяснения, комментируя каждую функцию.
Учащиеся вслед за объяснением учителя воспроизводят означенную
схему в тетради .
Окончив объяснение этой части учебного материала,
учитель предлагает обсудить предположения школьников о сущности
политической власти (при этом необходимо напомнить, чтобы они
следили за высказанными мнениями и не повторяли то,
что уже было сказано). Заслушав мнения школьников и записав некоторые
из них на доске, учитель, постоянно обращаясь к классу,
постарается отредактировать высказанные предположения, чтобы в итоге
получилась следующая запись: «Политическая власть призвана
обеспечить мир и стабильность для достижения значимых для граждан
целей, обеспечивающих общественный прогресс».
Далее учитель предлагает школьникам самостоятельно
прочитать подпараграф «Политическая система» и изобразить
политическую систему в виде схемы, которую впоследствии можно
обсудить в группах, а затем в классе.
Затем учитель может предложить каждой из групп
раскрыть один из элементов политической системы. Если осталось
время, то в конце урока разбирается понятие «политическая
культура». При отсутствии времени задание дается на дом.
Перед тем как школьники прочитают последний подпараграф
«Политическая культура», можно предложить им написать
свое мнение по поводу высказывания американского писателя
Генри Джорджа: «В действительности совсем не короли
или аристократы, не землевладельцы или капиталисты порабощают
повсюду народ, а его невежество». Согласны ли учащиеся с этим
мнением? Если да, то чем можно объяснить такое положение?
На размышление — не более 5 мин.
Завершив свои рассуждения, ученики обмениваются
результатами размышлений в группе, определяют общие позиции
по этому вопросу, а затем соотносят свою позицию с текстом
подпараграфа.
Заканчивается урок тем, что, работая в группах,
школьники отвечают на вопрос: какова роль политической культуры
в обществе?