Цель урока: а) познакомить
школьников с понятиями «мотивы», «потребности»,
«способности»; б) способствовать пониманию связи
человеческой деятельности с мотивами, потребностями.
Как и на предыдущем уроке, школьники могут
работать индивидуально, парами, группами.
Начать урок можно с предложения школьникам
поделиться своими размышлениями по поводу высказывания С. Л. Рубинштейна:
«Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке,
как поведение в условиях выбора». После того как
ответы будут озвучены, задайте вопрос: как
связано высказывание С. Л. Рубинштейна с понятиями
«деятельность», «общение», «поведение»?
Подводя итог, попросите школьников изобразить на доске схему,
отражающую связь понятий (если схема не была составлена на предыдущем
уроке, учитель может составить ее сам, привлекая к участию
в работе школьников). После того как схема составлена
и разобрана, школьникам предлагается, используя записи, сделанные
дома, составить подобную схему, вписав конкретные цели, предмет
общения, поведения во время заваривания чая, написания домашнего
сочинения, выращивания цветов.
Закончив разбор домашнего задания, можно перейти
ко второй части урока. Следует задать вопрос:
что могло заставить людей выращивать цветы, писать сочинение,
заваривать чай? Запишите ответы школьников на доске; затем
предложите им назвать причины, заставляющие людей действовать
в других ситуациях (иногда приходится стимулировать начальный
этап деятельности школьников, предлагая ситуации, в которых
они должны определить причину последующих действий). Записывая
ответы на доске, постарайтесь сделать так (в том числе
и с помощью наводящих вопросов), чтобы были названы причины
социального, биологического и духовного характера. Закончив запись
причин, побуждающих к действию, учитель говорит о том,
что ученые, изучая деятельность, пришли к выводу, что человек
проявляет активность и начинает действовать только в том
случае, если у него возникла какая-либо потребность. Потребность —
это переживаемая человеком нужда в чем-то, что ему необходимо
для жизни. Дав определение потребности, учитель обращает внимание
школьников на схему, начерченную на доске, предлагая
установить, что из зафиксированного в ней в данном
случае может выступить синонимом понятия «потребность»,
т. е. какие формулировки на схеме можно заменить словом
«потребность».
Выслушав предположения учащихся, учитель делает вывод: таким образом, потребность становится целью
деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить
недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того,
что потребность становится целью деятельности, она еще определяет
и мотив деятельности, т. е. то, что побуждает к действию.
Далее учитель должен пояснить, что мотив, или побуждение к действию,
определяется не только потребностями, но и эмоциями,
инстинктами, идеалами. Для разбора понятий «мотив»,
«потребность» и «поведение» учитель может
предложить следующий пример: потребность в еде, голод могут
привести к тому, чтобы: а) встать со стула, пойти
на кухню, открыть холодильник и съесть бутерброд; б) пойти
на кухню, взять продукты и испечь пирог; в) постараться
переключить внимание на что-то другое, например начать читать
книгу; г) стащить пирожок в булочной и т. д.
Теперь можно спросить школьников: 1) что
побудило человека к действию в каждом конкретном случае;
2) чем мотив отличается от поведения? На обдумывание
отведите 3—5 мин. При разборе выполненного задания
следует обратить внимание учащихся на важность в определении
мотивов действий, нравственных качеств человека: совесть, стыд,
долг, чуткость и т. д.
Выслушав ответы, учитель может начертить на доске
следующую схему: потребность → мотив → поведение.
И еще раз закрепить: если потребность — это возникшая
в чем-то нужда, то мотив — это то, что
побуждает к действию, а поведение — это само действие,
т. е. то, как это действие будет воплощено в реальной
ситуации.
Желательно обратить внимание школьников на доску,
где записаны названные причины, побудившие людей к действию
(потребности), и предложить, выбрав любые из них, предположить
мотивы поведения (2—3), а также прокомментировать придуманные
ситуации.
Переходя к третьей части урока, учитель подчеркивает,
что попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку
они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества,
науки, техники, образования и т. д. умножает потребности.
Но если потребности подсчитать невозможно, то можно
выделить в них основное (базу). И когда ученые определили,
что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что
все наши нужды можно разбить на 3 большие группы: биологические,
социальные и духовные потребности. Далее можно предложить
школьникам сделать в тетради таблицу, в которую они
самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив
их по столбцам соответственно тому, к какой группе,
по их мнению, они относятся. Предложите им выполнить эту
работу сначала карандашом. Если работа ведется в группах, то
они могут сделать одну таблицу на большом листе.
Потребности человека
Биологические |
Социальные |
Духовные |
Потребности в еде,
воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности,
в получении информации. Эти потребности являются врожденными,
выполняют важную роль в сохранении жизни человека |
Потребности, необходимые
человеку для общения и совместной деятельности с другими
людьми. К ним относятся: потребность быть с людьми,
занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью
и уважением окружающих |
Потребность в познании
окружающего мира и самого человека. Она является жизненно
необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений,
законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы
невозможна, жизнь остановилась бы |
При обсуждении выполненного задания учитель
дополняет знания школьников и вместе с классом дописывает
в каждый столбец виды потребностей. Затем в тетради
можно записать определения базовых потребностей. Желательно, чтобы
эту работу школьники сделали самостоятельно, выписав определения
из учебника, поскольку в этом случае им придется не только
обратиться к тексту, но и выделить самое существенное
в определении, а также несколько переформулировать текст
параграфа. | |