Цель урока: а) раскрыть
содержание понятия права человека; б) помочь учащимся осознать,
что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического
общества и правового государства.
Возможны различные варианты изучения данной темы.
Вариант 1. Традиционный урок
Работа с документом, чтение и комментирование
статей Конституции РФ, краткий рассказ о содержании основных
прав и свобод. Возможны также опережающие задания
на дом: например, по материалам периодической печати подобрать
факты, свидетельствующие о реализации тех или иных прав человека
или, наоборот, об их нарушении. И тогда в классе
заслушиваются короткие сообщения учеников о правах человека.
По ходу урока материал можно структурировать в таблицу,
где будут представлены основные группы прав и свобод человека. Можно
также провести сравнительно-сопоставительное исследование статей
Всеобщей декларации прав человека и второй главы Конституции РФ.
Вариант 2. Урок с использованием активных
форм обучения
Начните урок с того, что предложите учащимся:
1) обсудить в группах, что они знают или думают о правах
человека; 2) кратко сформулировать свои идеи.
Выслушайте мнения групп (договоритесь не повторять
сказанного), запишите всю информацию на доске (принимаются
все идеи, независимо от того, правильны они или нет). Получается
некое коллективное мнение о том, что такое права человека.
Следующий этап — индивидуальная
работа, направленная на осмысление новой информации
и одновременное отслеживание точности или ошибочности первоначальных
представлений о правах человека.
Задание учащимся:
Прочитайте первые две части § 46 учебника,
используя прием «пометки на полях» (маркировочные
знаки).
Соотнесите прочитанное с тем, что записано
на доске как коллективное мнение о проблеме. Найдите:
что подтвердилось; возможные ошибки и неточности в записи на доске;
новую информацию; то, о чем хотелось бы узнать подробнее.
Далее идет коллективное обсуждение. Учитель обращается
к списку, составленному на доске. Какие знания о правах
и свободах человека подтвердились в процессе чтения? Какие
представления не подтвердились? (В этом случае необходимо
поработать над ошибками.) Какие идеи представляют дальнейший интерес?
Ответ на последний вопрос может стать хорошей основой для последующего
осмысления темы.
На этом этапе погружение в проблему урока
возможно разными путями:
1. Лекция учителя.
Одна из центральных задач лекции —
раскрыть содержание либеральных ценностей демократического общества.
Это — право на жизнь, свобода от пыток и жестокого
или унижающего достоинство человека обращения или наказания, право
на собственность, на свободу слова, совести, равенство
перед законом, запрет дискриминаций и т. д. В ходе лекции
важно также показать, что права человека не абсолютны, они
имеют пределы.
2. Организация практикума.
Разделите учащихся на группы и предложите им
подумать над тем, какие права человека не могут быть ограничены
ни при каких обстоятельствах (даже в условиях чрезвычайного
положения), а какие в исключительных случаях могут быть ограничены.
Предложите учащимся следующее задание:
1. Разделите нижеприведенные 9 норм
на две группы:
а) те, которые не подлежат ограничениям
никогда, ни при каких обстоятельствах (проставьте соответствующие
номера: ____________ );
б) те, которые могут быть ограничены (проставьте
соответствующие номера:___________ ).
2. Устно обоснуйте свою точку зрения.
Перечень норм
1. Каждый человек свободен в выборе рода
деятельности и профессии.
2. Каждый человек вправе публиковать, говорить
и писать то, что хочет.
3. Каждый человек должен обладать всеми правами
и свободами независимо от пола, внешности, возраста, национальности,
вероисповедания, социального и имущественного положения.
4. Каждый человек имеет право на жизнь.
5. Ни один человек не обязан свидетельствовать
против самого себя или своих близких.
6. Каждый человек имеет право свободно передвигаться
и выбирать себе место жительства в пределах своего государства.
7. Каждый человек имеет право принимать участие
в управлении своей страной.
8. Каждый человек имеет право на свободу
совести и вероисповедания.
9. Ни один человек не должен подвергаться
пыткам, даже если это будет способствовать изобличению преступника.
После обсуждения точек зрения, которые представляет
каждая группа учащихся, и соответствующего комментария учителя предложите
им другие задания:
1. Прочитайте статью 56 Конституции
РФ. Проверьте, насколько верны ваши ответы.
2. Дополните список норм, которые не подлежат
ограничениям никогда, ни при каких обстоятельствах.
В завершение учитель кратко подводит итоги
обсуждения, дает необходимый комментарий относительно оснований
для ограничения прав и свобод человека. Можно предложить учащимся
записать вывод: права и свободы человека
и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом
и только в той мере, в какой это необходимо для защиты
основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных
интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
В качестве закрепления материала можно предложить
для обсуждения следующую ситуацию.
Предположим, что в какой-то стране законодательный
орган принимает решение запретить все негосударственные средства
массовой информации, закрыть частные газеты, журналы и телеканалы.
Цель запрета важная — во имя защиты нравственности людей.
Процедура введения запрета соблюдена: закон принят соответствующим
органом. Будет ли данный закон работать против прав человека?
Приведите свои аргументы.
В качестве домашнего задания
можно предложить учащимся нарисовать иллюстрации к любому из прав
человека, зафиксированному в Конституции РФ.