Цель урока: познакомить
учащихся с основными правами ребенка; побудить задуматься над
проблемами детей и способами их решения.
Начать обсуждение темы урока можно с повторения
основных идей международных документов по правам человека (уважение
человеческого достоинства, толерантность, недискриминация,
взаимосвязь свободы и личной ответственности), а затем перейти к знакомству
со специальными документами, принятыми мировым сообществом
по защите прав детей.
Возможны различные варианты начала данного урока.
Вариант 1
Начните с обсуждения нескольких типичных ситуаций,
в которых нарушены права ребенка (например, на свободу
выражения своего мнения или защиту от жестокого обращения).
Затем перейдите к знакомству с теми международными нормами,
которые признают и закрепляют права детей и которые в равной
мере должны знать и дети и взрослые.
Предлагаем одну из возможных ситуаций для обсуждения.
Семиклассница Маша, зная, что ее дома наказывают
за двойки, спрятала дневник, а маме сказала, что потеряла его
и что ее сегодня не спрашивали. Мама решила проверить портфель
и обнаружила там дневник с двойкой по математике. Разразился
настоящий скандал. Мама не просто долго ругала свою дочь за обман
и двойку, но даже побила ее, лишила ужина и пообещала, что
отныне Маша не будет ходить гулять, пока не исправит двойку.
Вопрос: Какое наказание
мама имела право совершить в отношении Маши в данной
ситуации, а какое нет и почему? По ходу обсуждения можно
выйти на проблему небрежного и даже жестокого отношения
к личности ребенка. Побить ребенка — значит нанести
ему не только физические, но и моральные страдания,
нарушить его основное право на уважение человеческого достоинства.
Вариант 2
Начать урок с ранжирования наиболее важных
для учащихся прав. Предложите выбрать из списка три наиболее
значимых для них права:
— голосовать;
— исповедовать религию по выбору;
— думать и свободно излагать свои взгляды;
— пользоваться неприкосновенностью частной
жизни;
— выбирать себе друзей;
— встречаться и объединяться с другими
в группы по интересам;
— обращаться к правительству, депутатам,
главам местной администрации по поводу изменения несправедливых
порядков;
— выбирать любую работу;
— уважать человеческое достоинство;
— посещать выставки и театры.
Из общего списка (по итогам ранжирования) будут
выделены наиболее существенные для учащихся права. Скорее всего,
будут названы право на уважение, свободу выражения мнения и
личную неприкосновенность. Именно эти права получили признание в международных
документах о правах детей.
Основную часть урока следует посвятить работе с документами:
непосредственному знакомству учащихся со статьями Декларации
прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Есть несколько вариантов.
Вариант 1
Можно организовать работу с самим документом,
когда учащиеся знакомятся с текстом статей и обсуждают вопросы,
названные ниже. При этом уместно сопоставить отдельные статьи
Конвенции и Всеобщей декларации прав человека, попытаться установить
общее и отличия в толковании прав человека в этих двух
документах. Можно ограничиться работой с текстом учебника,
где пересказаны основные положения Конвенции о правах ребенка.
При работе с Конвенцией советуем обсудить
следующие вопросы:
1. Почему наряду со Всеобщей декларацией
прав человека были приняты специальные документы: сначала
Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка?
2. Какими общими правами и свободами обладают
взрослые и дети?
3. Какие конкретные права детей предусмотрены
Конвенцией?
4. Найдите положения Конвенции, которые касаются
личных и социально-экономических прав детей.
5. На кого конкретно Конвенция возлагает
ответственность за защиту прав и интересов детей?
6. Какие обязанности государств по отношению
к детям сформулированы в Конвенции?
В завершение работы с документом внимание
учащихся следует привлечь к вопросу, что же принципиально
нового должны были привнести в сознание людей эти документы.
Главное — это признание права ребенка быть полноправной
и полноценной личностью. Ребенок — самостоятельный субъект
права. Он обладает гражданскими, политическими, экономическими,
социальными и культурными правами человека, причем обладает ими
по собственному праву.
Попутно следует пояснить разницу между Декларацией
и Конвенцией как видами международных документов. Разница состоит
в правовых последствиях для присоединившихся к ним государств.
Присоединение к Декларации — это лишь заявление
государства о намерениях следовать ее положениям, никаких
правовых последствий оно не имеет. В случае, если государство
подписывает Конвенцию, оно берет на себя обязательство привести
свое законодательство в соответствие с международными
нормами, а также ответственность за их невыполнение. Государства,
присоединившиеся к Конвенции, в частности, ежегодно
представляют в ООН отчеты о положении детей в своей
стране.
Россия в 1990 г. ратифицировала Конвенцию
о правах ребенка. Потому заключительную часть урока целесообразно
посвятить знакомству с нормами российских законов, обеспечивающих
соблюдение прав детей, рассказать о том, как выполняются нормы
Конвенции. Учащимся можно предложить составить развернутый план
по ходу рассказа учителя.
Важно обратить внимание учащихся на то, что
Конвенция, наряду с требованием обеспечить защиту прав всех
детей, предусматривает специальную защиту детей, оказавшихся в драматических
обстоятельствах. Это дети-инвалиды, сироты, беженцы, дети, страдающие
от войн и вооруженных конфликтов, нарушившие закон, злоупотребляющие
наркотиками. Сегодня в нашей стране больше 620 тыс. детей-сирот.
Для них государство открывает новые и новые детские дома. И все
равно детские дома перегружены, так быстро растет число нуждающихся
детей. Существует государственная программа «Дети-инвалиды».
В ее рамках создаются детские реабилитационные центры и дома-интернаты,
дети-инвалиды получают необходимые средства передвижения (коляски,
протезы) или, например, слуховые аппараты. В России примерно
600 тыс. детей страдают нарушениями слуха, 70% из них
нуждаются в мощных слуховых аппаратах.
Для закрепления материала урока предлагаем воспользоваться
небольшим практикумом.
Существует норма международного договора, в соответствии
с которой признается и защищается право ребенка на личную,
семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции,
а также право на защиту от незаконного посягательства
на его честь и репутацию. В каких из приведенных
ниже ситуаций можно говорить о нарушении этой нормы?
1. Мать, тревожась за отношения своей
дочери с ее новым другом, с которым она познакомилась
во время каникул на юге, тайно вскрывает и прочитывает ее письма.
2. Учитель заметил, что на уроке идет
переписка двух учеников, потребовал записку и прочитал ее вслух.
3. Во время урока учитель часто злится на одного
из учеников, очень медленно отвечающего и выполняющего задания,
называет его черепахой.
4. Родители всегда стучат в дверь сына,
прежде чем войти в его комнату.
5. Родители Максима говорят сыну, что с Петром
ему не стоит дружить, так как он плохо учится, и потому не разрешают
приводить его в дом. А вот с отличником Игорем пусть дружит.
В качестве домашнего задания
можно предложить учащимся написать небольшое эссе на одну
из тем по выбору:
1. «О чем бы я хотел сообщить
составителям ежегодного доклада о положении детей в Российской
Федерации» (этот доклад представляется в ООН).
2. «Как выглядит моя реальная жизнь по сравнению
с правами, записанными в Конвенции?»