Цель урока: дать учащимся
самое общее представление о праве как достаточно сложном
явлении, сущностная характеристика которого — порядок
и справедливость, внешняя форма (в отечественном законодательстве) —
иерархия нормативно-правовых актов.
Одним из возможных вариантов начала урока
может стать выяснение того, что ученики понимают под правом.
Можно воспользоваться приемом незаконченной фразы. Предложите
учащимся в течение 2—3 мин закончить фразу: «Я
думаю, что право — это...» Минуту дайте на обсуждение
этого же вопроса в парах. Заслушайте 2—3 предложения,
а затем обратите внимание на ключевые слова построенных фраз.
Запишите на доске эти слова. Это послужит своеобразной диагностикой
имеющихся представлений, вызовет интерес к теме и позволит
выявить, во-первых, общее в понимании данного понятия, во-вторых,
широкий диапазон его толкований и, наконец, возможные ошибки.
Перечень записанных на доске идей и ключевых слов в дальнейшем
покажет, что из известного ученикам верно, а что нет.
Из перечня ключевых слов учителю легко будет
составить план, логическую цепочку изложения учебного материала,
которая поможет на данном уроке упорядочить исходные знания
учеников, а также обозначить перспективы в изучении правового
материала в дальнейшем. Например, ученики, как правило, пишут,
что право — это определенные правила. Данное представление
о праве будет дополнено цепочкой взаимосвязанных понятий,
по каждому из которых учитель дает подробные пояснения:
правило — норма; социальные нормы; виды социальных норм;
право как один из видов социальных норм; отличия правовых
норм от других, в частности от морали; специфические
признаки норм права. Для того чтобы максимально задействовать
зрительный канал восприятия информации на уроке, полезно
представлять этот материал в виде схем.
Отвечая на вопрос о праве, ученики нередко
отождествляют право и закон. Развести эти понятия поможет выполнение
следующих заданий. Одна половина класса
выполняет задание 7 из учебника;
другая пытается вспомнить пословицы и поговорки со словом
«закон». Работа выполняется письменно в течение
3 мин. Учитель делит доску на две части: на одной
записывает 10—12 слов, однокоренных праву, на другой —
2—3 пословицы со словом «закон». В случае
затруднения с пословицами учитель может сам дополнить список
(«Что мне законы, если судьи знакомы?» и т. д.).
При анализе списка однокоренных слов рекомендуем
обратить внимание на слова «правда», «справедливость»,
«праведность», «правдивость» и другие близкие
по смыслу. На какое смысловое значение слова «право»
указывают эти однокоренные слова? (Пусть учащиеся выскажут свои
предположения.) На то, что право исторически выражало и выражает
сложившиеся в обществе представления о справедливости,
правде и порядке. Затем предложите назвать то смысловое значение
понятия «закон», на которое указывают записанные
на доске пословицы. В чем здесь принципиальная разница?
После обсуждения уместно познакомить учащихся со следующим
определением понятия «право»: это система общеобязательных,
формально определенных и справедливых правил поведения, установленных
и охраняемых государством.
В своих ответах на вопрос о праве
учащиеся, как правило, называют его регулятором отношений между
людьми. Это верная в целом посылка также нуждается в уточнении.
Ученики в основном плохо представляют себе, как именно право
выполняет свою регулирующую роль, какой механизм лежит в основе
этих отношений. Поэтому очень важно показать учащимся, что сущность
любого правоотношения составляют права и обязанности сторон. Для
этого можно воспользоваться приемом, который нередко и с успехом
применяют многие учителя. Речь идет о том, что учитель рассказывает
об одном из своих рабочих дней и просит учащихся назвать
всех, с кем, по мнению учеников, он вступал в правовые
отношения. Приведем один фрагмент из такого рассказа: «По дороге
на работу я купил в киоске газету; затем сел в автобус
и передал деньги за проезд кондуктору; пришел на работу,
где провел 5 уроков; после работы зашел к коллеге и
вернул ему дискету с правовой программой, которую взял два
дня назад для того, чтобы пополнить базу данных своего компьютера;
зашел в химчистку, забрал куртку и вернулся домой».
После рассказа на доске фиксируются: а) действия
учителя; б) все лица, с которыми он вступал в отношения;
в) содержание этих отношений (ожидания от поведения каждой
из сторон); г) предположения по поводу того,
что последовало, если бы вместо ожидаемого было иное поведение,
например не был бы оплачен проезд, и т. д.
Общий вывод из подобного анализа очевиден:
во всех случаях мы имеем дело с правами и обязанностями сторон,
которые взаимосвязаны и возникают по конкретному поводу.
Для закрепления данного материала можно предложить учащимся прочитать
в учебнике небольшой текст о правоотношениях (с. 187—188)
и графически представить понятие «правоотношение»
(субъект — участник, объект — предмет, содержание —
единство прав и обязанностей).
До сих пор учащиеся знакомились с достаточно
абстрактными понятиями. Наполнить их конкретным содержанием, сформировать
у школьников образное представление о тех формах, в которых
существует право,— следующая задача учителя на данном уроке.
Здесь будет уместен рассказ учителя об исторических формах
закрепления права, начиная с характеристики обычаев, обычного
права.
Обычай прочно входит в сознание людей потому,
что выражает какую-то закономерность, естественность самой жизни,
например переход имущества умершего к его ближайшим родственникам
(обычай наследования). Отдельные древние обычаи вошли в законодательство
некоторых стран и продолжают действовать до сих пор. А вот с некоторыми
приходится расставаться. Так, недавно Англия перешла на метрическую
систему измерений, однако отказаться от вековой привычки взвешивать
в фунтах, а измерять в дюймах было нелегко и даже потребовало
издания специальных юридических санкций к тем, кто, например,
продолжал пользоваться привычными мерами веса, обслуживая покупателя.
Поясняя юридический прецедент (прецедентное право),
можно привести в пример современную судебную систему Великобритании.
Прецедент появляется, когда требуется юридическое решение того
или иного дела, а в законодательстве нет необходимой нормы.
В этом случае судья единолично или суд в полном составе
принимает решение по делу, руководствуясь принципами права,
общепризнанными ценностями, личными убеждениями и жизненным опытом.
Такое решение суда становится образцом для последующего рассмотрения
аналогичных дел.
В современной России право существует в форме
нормативно-правового акта. Будет полезно познакомить учащихся
с тем, как выглядят некоторые из этих актов (пусть подержат
в руках, перелистают страницы Конституции РФ, Уголовного,
Семейного, Гражданского кодексов, текст Федерального закона «Об образовании»,
какое-нибудь постановление Правительства РФ и т. д.). После
визуального знакомства уместна беседа по вопросам:
все ли документы одинаково значимы и обязательны для исполнения
всеми? Чем удобна эта форма права? Какие общие реквизиты имеют
все эти акты?
Далее уместно познакомить учащихся с иерархией
нормативно-правовых актов. По ходу рассказа учителя ученики
фиксируют информацию, необходимую для заполнения пропусков в таблице,
приведенной в рабочей тетради (задание 1, § 8). Дома это
задание выполняется письменно. | |