Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 28.04.2024, 14:53:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Право и закон

Цель урока: дать учащимся самое общее представление о праве как достаточно сложном явлении, сущностная характеристика которого — порядок и справедливость, внешняя форма (в отечественном законодательстве) — иерархия нормативно-правовых актов.

Одним из возможных вариантов начала урока может стать выяснение того, что ученики понимают под правом. Можно воспользоваться приемом незаконченной фразы. Предложите учащимся в течение 2—3 мин закончить фразу: «Я думаю, что право — это...» Минуту дайте на обсуждение этого же вопроса в парах. Заслушайте 2—3 предложения, а затем обратите внимание на ключевые слова построенных фраз. Запишите на доске эти слова. Это послужит своеобразной диагностикой имеющихся представлений, вызовет интерес к теме и позволит выявить, во-первых, общее в понимании данного понятия, во-вторых, широкий диапазон его толкований и, наконец, возможные ошибки. Перечень записанных на доске идей и ключевых слов в дальнейшем покажет, что из известного ученикам верно, а что нет.

Из перечня ключевых слов учителю легко будет составить план, логическую цепочку изложения учебного материала, которая поможет на данном уроке упорядочить исходные знания учеников, а также обозначить перспективы в изучении правового материала в дальнейшем. Например, ученики, как правило, пишут, что право — это определенные правила. Данное представление о праве будет дополнено цепочкой взаимосвязанных понятий, по каждому из которых учитель дает подробные пояснения: правило — норма; социальные нормы; виды социальных норм; право как один из видов социальных норм; отличия правовых норм от других, в частности от морали; специфические признаки норм права. Для того чтобы максимально задействовать зрительный канал восприятия информации на уроке, полезно представлять этот материал в виде схем.

Отвечая на вопрос о праве, ученики нередко отождествляют право и закон. Развести эти понятия поможет выполнение следующих заданий. Одна половина класса выполняет задание 7 из учебника; другая пытается вспомнить пословицы и поговорки со словом «закон». Работа выполняется письменно в течение 3 мин. Учитель делит доску на две части: на одной записывает 10—12 слов, однокоренных праву, на другой — 2—3 пословицы со словом «закон». В случае затруднения с пословицами учитель может сам дополнить список («Что мне законы, если судьи знакомы?» и т. д.).

При анализе списка однокоренных слов рекомендуем обратить внимание на слова «правда», «справедливость», «праведность», «правдивость» и другие близкие по смыслу. На какое смысловое значение слова «право» указывают эти однокоренные слова? (Пусть учащиеся выскажут свои предположения.) На то, что право исторически выражало и выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости, правде и порядке. Затем предложите назвать то смысловое значение понятия «закон», на которое указывают записанные на доске пословицы. В чем здесь принципиальная разница?

После обсуждения уместно познакомить учащихся со следующим определением понятия «право»: это система общеобязательных, формально определенных и справедливых правил поведения, установленных и охраняемых государством.

В своих ответах на вопрос о праве учащиеся, как правило, называют его регулятором отношений между людьми. Это верная в целом посылка также нуждается в уточнении. Ученики в основном плохо представляют себе, как именно право выполняет свою регулирующую роль, какой механизм лежит в основе этих отношений. Поэтому очень важно показать учащимся, что сущность любого правоотношения составляют права и обязанности сторон. Для этого можно воспользоваться приемом, который нередко и с успехом применяют многие учителя. Речь идет о том, что учитель рассказывает об одном из своих рабочих дней и просит учащихся назвать всех, с кем, по мнению учеников, он вступал в правовые отношения. Приведем один фрагмент из такого рассказа: «По дороге на работу я купил в киоске газету; затем сел в автобус и передал деньги за проезд кондуктору; пришел на работу, где провел 5 уроков; после работы зашел к коллеге и вернул ему дискету с правовой программой, которую взял два дня назад для того, чтобы пополнить базу данных своего компьютера; зашел в химчистку, забрал куртку и вернулся домой».

После рассказа на доске фиксируются: а) действия учителя; б) все лица, с которыми он вступал в отношения; в) содержание этих отношений (ожидания от поведения каждой из сторон); г) предположения по поводу того, что последовало, если бы вместо ожидаемого было иное поведение, например не был бы оплачен проезд, и т. д.

Общий вывод из подобного анализа очевиден: во всех случаях мы имеем дело с правами и обязанностями сторон, которые взаимосвязаны и возникают по конкретному поводу. Для закрепления данного материала можно предложить учащимся прочитать в учебнике небольшой текст о правоотношениях (с. 187—188) и графически представить понятие «правоотношение» (субъект — участник, объект — предмет, содержание — единство прав и обязанностей).

До сих пор учащиеся знакомились с достаточно абстрактными понятиями. Наполнить их конкретным содержанием, сформировать у школьников образное представление о тех формах, в которых существует право,— следующая задача учителя на данном уроке. Здесь будет уместен рассказ учителя об исторических формах закрепления права, начиная с характеристики обычаев, обычного права.

Обычай прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то закономерность, естественность самой жизни, например переход имущества умершего к его ближайшим родственникам (обычай наследования). Отдельные древние обычаи вошли в законодательство некоторых стран и продолжают действовать до сих пор. А вот с некоторыми приходится расставаться. Так, недавно Англия перешла на метрическую систему измерений, однако отказаться от вековой привычки взвешивать в фунтах, а измерять в дюймах было нелегко и даже потребовало издания специальных юридических санкций к тем, кто, например, продолжал пользоваться привычными мерами веса, обслуживая покупателя.

Поясняя юридический прецедент (прецедентное право), можно привести в пример современную судебную систему Великобритании. Прецедент появляется, когда требуется юридическое решение того или иного дела, а в законодательстве нет необходимой нормы. В этом случае судья единолично или суд в полном составе принимает решение по делу, руководствуясь принципами права, общепризнанными ценностями, личными убеждениями и жизненным опытом. Такое решение суда становится образцом для последующего рассмотрения аналогичных дел.

В современной России право существует в форме нормативно-правового акта. Будет полезно познакомить учащихся с тем, как выглядят некоторые из этих актов (пусть подержат в руках, перелистают страницы Конституции РФ, Уголовного, Семейного, Гражданского кодексов, текст Федерального закона «Об образовании», какое-нибудь постановление Правительства РФ и т. д.). После визуального знакомства уместна беседа по  вопросам: все ли документы одинаково значимы и обязательны для исполнения всеми? Чем удобна эта форма права? Какие общие реквизиты имеют все эти акты?

Далее уместно познакомить учащихся с иерархией нормативно-правовых актов. По ходу рассказа учителя ученики фиксируют информацию, необходимую для заполнения пропусков в таблице, приведенной в рабочей тетради (задание 1, § 8). Дома это задание выполняется письменно.

Категория: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ | Добавил: tineydgers (02.10.2014)
Просмотров: 417 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 8-9 классах, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0