Цель урока: раскрыть
идею господства права, ограничения власти правом — сущностной
характеристики правового устройства демократического государства.
Логику объяснения данного материала задает учебное
пособие, где последовательно рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие правового государства.
2. Право силы или сила права.
3. Разделение властей.
4. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина.
5. Развитая судебная система.
Каждый из названных в пособии принципов
правового государства иллюстрируется конституционными положениями
и реальными фактами. Будет уместной систематизация материала в таблице,
состоящей из трех колонок. В первой надо сформулировать
принципы правового государства, во второй — закрепляющие
их конституционные нормы, в третьей — иллюстрирующие
их факты и примеры из российской действительности.
Остановимся подробнее на втором вопросе, который
несет основную смысловую нагрузку урока. Можно предложить два варианта
его изучения.
Вариант 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом
пособия
Предложите учащимся составить опорный конспект,
включающий затронутые в тексте вопросы и краткие ответы на них.
Записи в тетрадях должны выглядеть примерно так:
Вопросы
Краткие ответы
1. Что зависит от решения вопроса: что выше — право или государство?
2. Может ли государство быть справедливым, ведь власть
и человек объективно находятся в противоречии интересов?
3. При каком условии устройство государства становится справедливым?
4. Что современные правоведы считают первой важнейшей характеристикой правового государства?
5. Какая конституционная норма закрепила верховенство закона в России?
1. В зависимости от ответа
на этот вопрос мы будем иметь правовое или тоталитарное
государство.
2. Да, если власть будет подчиняться праву.
3. При условии, что в нем господствует не произвол правителя, а право.
4. Господство права, верховенство закона.
5. Статьи 4 и 19 Конституции РФ.
Вариант 2. Лекция
По ходу лекции учитель, ориентируясь на текст
параграфа, дает пояснения и комментарии. Для активизации внимания
учащихся целесообразно дать сопутствующее задание,
например составить по ходу лекции тезисный план или записать
ключевые слова темы.
Что важно иметь в виду при объяснении
данного пункта плана урока? Современное значение понятия «правовое
государство» нельзя свести только к 3—4 признакам,
хотя без них данная характеристика не будет полной. Значительно
важнее помочь учащимся уяснить особую, ценностную роль права.
Особенно важна эта роль применительно к власти. Право может
влиять на жизнь общества по-разному. Вот сидит начальник
Петров, облеченный властью так называемого административного усмотрения;
он решает, кому предоставить льготное налогообложение, льготный
или вообще беспроцентный кредит, какую установить арендную плану
за помещение. Понятно, что его право быстро перерастает в произвол.
А может действовать закон, который начальник Петров обязан
исполнять и который ничего не оставляет на его усмотрение.
Значит, принципиально важно, чтобы сам закон был качественным,
а точнее правовым.
Такая конституционная новация, как провозглашение
России правовым государством, не должна порождать иллюзий.
В нашей демократической, как и в советской, государственности
пока неистребима тяга к всевластию, стремление держать в своих
руках все и вся. Это опасная тенденция, особенно с учетом того,
что в России по большому счету отсутствуют исторические
традиции признания ценности свободы человека. Потому не может
быть быстрого становления России как правового государства, этот
процесс идет пока медленно и болезненно. И все-таки важнейшей опорной точкой
в реформировании российского общества является именно право.
Почему?
Предельно кратко ответим, обратившись к книге
С. С. Алексеева «Самое святое, что есть у Бога
на земле». Право — активный, действующий
социальный институт. Однако людям требуется не просто право
(любые и всякие юридические установления), а право, выраженное
в сильных публичных законах. Плюс к тому —
право, выступающее в качестве высшего проявления разума,
и отсюда (и это самое главное) право человека. Право человека
должно реализоваться, найти реальное бытие в самой организации
жизни людей, воплотиться в ней как правовое устройство