Цель урока: а) способствовать
осмыслению понятия «человек»; б) способствовать
пониманию школьниками, что смысл жизненного выбора состоит прежде
всего в том, чтобы состояться в качестве человека.
Тема, которая предлагается к обсуждению,
чрезвычайно сложная, особенно потому, что имеет сугубо личностный
смысл. Поэтому вряд ли стоит обсуждать проблему профессионального
выбора. Думается, будет лучше, если разговор пойдет в нравственной
плоскости.
Предлагаем один из вариантов
урока по этой теме.
Форма организации деятельности учащихся на уроке
может быть любой: индивидуальной, парной, групповой. Однако лучшим
вариантом работы школьников будет групповая.
Принято считать, что именно в юном возрасте,
к моменту окончания школы, многие люди делают свой жизненный
выбор. Но так ли это? Что такое жизненный выбор? Что значит
состояться как личность? На обсуждение этих вопросов следует
отвести примерно 5—7 мин.
Далее учитель и класс заслушивают мнения групп
(на этом этапе урока не следует комментировать ответы и устраивать
дискуссию), после чего зачитывает небольшой фрагмент из книги
Алексея Федоровича Лосева «Дерзание духа»:
Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну
конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем
не ученик, но разве дело только в приобретении
знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только
знания и ничего другого — это страшный человек, беспринципный
человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний,
тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет.
Еще говорят, что учеба есть приобретение профессии.
Конечно же, всякий учащийся должен либо обучаться какой-нибудь
профессии, либо по крайней мере готовить себя к этому.
Но представьте себе человека, у которого за душой и
в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек
неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости, никому
не известно, куда он направляет свои профессиональные умения,
для чего хочет использовать свой опыт. И еще хорошо, если из него
получится просто сухой, узкий ремесленник. А если это бездушный
чиновник? Или формальный, беспринципный администратор? Это уже
беда.
Говорят еще, что ученик должен готовиться стать
культурным человеком, сознательным участником человеческого прогресса.
Но я не знаю, что в таком случае понимают под культурой.
Ведь в человеческой истории бывали такие «культуры»,
от которых наш современник может только бежать. Да еще
надо посмотреть, как такой человек понимает прогресс. Важен ведь
не просто прогресс, но направление прогресса.
Вместо всех таких плоских и обывательских, с виду
ясных, но по существу своему невнятных и размытых определений
учебы я намереваюсь высказать некоторые суждения, правда, может
быть, несколько односторонние или слишком краткие, чтобы быть
очевидными, но зато, на мой взгляд, утверждающие человечность
и жизненность.
Начну с определения знания.
Знание есть любовь. Ученик, который занят только
накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и
не любит их,— это плохой ученик. <...>
Любовь есть ощущение родства с любимым.
<...>
Ощущение родины и родства не имеет ничего
общего с рассудочным накоплением знаний. <...>
Настоящий ученик испытывает радость по поводу того
положительного, что он узнал; но он испытывает страдания
от несовершенства своих знаний.
Знающая любовь не знает для себя никаких концов
и ограничений. Она хочет бесконечности. Но даже эта потенциальная
бесконечность знания — приют для обучающегося. Настоящий
ученик тот, кто хочет бесконечно знать. <...>
Да, знать и любить — это значит прежде
всего бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом.
А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками —
значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. Знать и любить
в любых обстоятельствах жизни — это не просто
иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать
их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником —
значит с юности готовиться к подвигу жизни. <...>
Знающая любовь и любящее, очеловеченное знание
требуют от каждого еще и мирного благоденствия, без которого
невозможны ни систематический труд, ни творческое напряжение мысли.
А так как это благоденствие надо еще завоевать, то знать и
любить — это значит быть вооруженным против зла, т. е.
воспитать в себе силу духа, и, таким образом, быть сильнее
тех, кто нарушает твое благоденствие. Поэтому каждый знающий и любящий —
это воин за общечеловеческое мирное благоденствие.
Если ученик не чувствует своей личной ответственности
за всех, за всеобщее человеческое благоденствие в будущем,
не чувствует этого всегда — при изучении самой скромной
математической теоремы, любого физического или химического закона,
какой-либо исторической проблемы или мировоззренческого тезиса,—
это плохой ученик.
Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность
против зла и будущее счастье благоденствующего человека —
это альфа и омега всякой учебы.
Надо учиться, чтобы быть!
Закончив чтение, учитель для продолжения разговора
о жизненном выборе предлагает школьникам в течение 5 мин
обсудить в группах следующие вопросы:
1. О чем говорит А. Ф. Лосев? 2. Какое
отношение имеет прочитанный отрывок к теме нашего урока? 3.
Что такое жизненный выбор по Лосеву? Что значит состояться
как личность? 4. Изменилось ли ваше мнение по этому вопросу?
Через 5 мин начинается обмен мнениями между
группами, в ходе которого учитель задает лишь уточняющие вопросы,
направляя («держа в руках») нить разговора так,
чтобы он по возможности затрагивал нравственно-этические проблемы
выбора.
Не следует устраивать полноценную дискуссию. Думается,
что лучшим вариантом будет предоставить возможность каждой группе
высказать свою позицию (развернутый ответ) и выступить оппонентом.
По окончании обмена мнениями учитель предлагает
школьникам прочитать подпараграф «Польза, честь и слава»,
а затем написать эссе: «Есть два желания, исполнение
которых может составить истинное счастье человека,— быть полезным
и иметь спокойную совесть»