Цель урока: а) способствовать
осмыслению понятий «религия», «религиозная вера»,
«религиозный культ», «религиозная культура»;
б) показать отношения власти и церкви.
Понятие «религия», а также проблемы
взаимосвязи церкви и власти, некоторые элементы религиозной культуры
школьникам известны из уроков истории, поэтому желательно
организовать урок таким образом, чтобы максимально способствовать
активизации имеющихся знаний и интеллектуальной деятельности.
Наилучшей формой организации урока будет групповая
работа учащихся.
Поскольку, как уже отмечалось, у школьников есть
определенные представления об основных понятиях темы, учитель
может начать урок с заполнения таблицы (на эту работу выделяется
минут 5):
Мировая
религия |
Время
возникновения |
Место
возникновения |
На каких
континентах распространена в наибольшей степени |
|
|
|
|
После проверки правильности выполнения задания
учитель может предложить группам подготовить ответы на вопросы
(минут 5). Цель этого задания — восстановить имеющиеся у школьников
знания, с тем чтобы они попытались самостоятельно ответить
на вопрос о роли религии в жизни человека. Вопросы могут быть примерно такие:
1. Древнейшая из монотеистических религий
возникла в I в. н. э. Значит ли это, что в более
ранние периоды люди не знали религии?
2. Чем политеизм отличается от монотеизма?
3. Что такое религия?
В процессе обсуждения необходимо выяснить
следующее:
1. Религия возникла очень давно, и история
разумного человечества связана с историей религиозных верований,
древнейшими из которых были тотемизм и анимизм. До монотеизма
существовали религии многобожия (политеизм).
2. Основное отличие политеизма от монотеизма
состоит не только в том, что в первом случае много
богов, а во втором один, но и в том, что в религиях
многобожия нет священных, почитаемых книг, нет строгих канонов
почитания Бога, нет церкви как единой организации. Обычно школьники
сами не говорят о религиозном культе; поэтому целесообразно
учителю дать информацию о нем во время этой части обсуждения
задания.
3. Религия — это вера в сверхъестественное.
Обсудив выполненное задание, учитель переходит
к объяснению нового материала — что такое религия,
религиозная культура, каковы взаимоотношения церкви и власти.
Дополнительный материал
История религии
Природа веры
Что же такое вера? Ученые и богословы определяли
ее по-разному и порой очень противоречиво. Религию связывали с чувством
нравственного долга (Кант), с чувством зависимости (немецкий
богослов Шлейемахер). Английский мыслитель Рассел определял ее
как страх перед неведомым и т. д.
Мы, конечно, не будем останавливаться здесь
на мнении «просветителей», будто религия есть
продукт намеренного обмана. От этого взгляда давно отказались
и сами атеисты. Зато гораздо упорнее держались они за другую
концепцию ХVIII в., согласно которой религия —
это плод невежества первобытного человека, не знавшего законов
природы. Подобные утверждения еще встречаются довольно часто в антирелигиозной
литературе. Однако вера живет и тогда, когда знания человека
о природе становятся все полнее; ее исповедуют люди, стоящие
на самом высоком уровне интеллектуального развития.
На особенности верований того или иного
народа в значительной степени влияют исторические, географические
и этнические факторы. Но религия превалирует над ними: этим
объясняется та поразительная духовная общность, которая нередко
возникает у народов, разделенных психологическими, расовыми и
историческими барьерами. И наоборот, два народа могут составлять
расовое, экономическое, историческое и географическое единство,
а по своему религиозному сознанию существенно различаться.
«Главные барьеры между народами,— пишет английский
философ и историк Кристофер Даусон,— не раса, язык или география,
но различие духа: эллины и варвары, иудеи и неиудеи, мусульмане
и индуисты, христиане и язычники. Во всех этих случаях существуют
разные концепции действительности, разная мораль и разные эстетические
нормы, словом, разный внутренний мир. В основе каждой цивилизации
лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли
и действия и внезапное озарение пророка или мыслителя.
Но если интеллектуальные и духовные изменения
приносят ощутимые результаты в материальной жизни народов, то
чисто внешняя материальная перемена дает ничтожный положительный
эффект, когда она не имеет корня в культуре и психологии.
Хорошо известно, что влияние современной цивилизации на примитивные
народы обычно не ведет к культурному прогрессу. Наоборот,
если оно не сопровождается процессом духовной ассимиляции,
оно разрушит культуру, которую завоевало».
Отрыв культуры от ее религиозных основ не может
остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет
немыслим без интенсивной духовной жизни.
Чем была бы история Израиля без Библии и
чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем была бы
западная культура без католичества, индийская — без
ее религий, русская — без православия, арабская —
без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре,
как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса,
что приводит творчество к деградации и омертвению.
Большинство определений религии говорит исключительно
о психологических предпосылках веры, но нас интересует
сама ее сущность.
Религия есть преломление
Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как
понимать само это Бытие | |