Цель урока: а) дать
учащимся представление о рынке в широком смысле слова
и рыночной экономической системе; б) показать ее преимущества
перед командной системой, пояснить роль конкуренции при этой
системе.
Сущность рыночной экономической системы станет
понятнее учащимся, если им продемонстрировать и пояснить структуру
рыночного механизма.
Центр, сердцевина рыночного механизма —
отношения между продавцами (производителями, посредниками) и покупателями
(потребителями). На эти отношения воздействуют: международные
договоры, мировые цены и т. д. (мировой рынок); правительственные
указы и постановления, вводимые налоги и т. д. (органы государственной
власти); распоряжения местных властей и вводимые местные налоги
(местные органы власти); законодательство, решения судов, арбитража
и т. д. (правовая система); предоставление кредитов, услуг,
платежи и т. д. (финансово-кредитные и торгово-посреднические
организации); реклама, создание репутации и т. д. (средства
массовой информации).
Учащимся можно предложить обсудить достоинства
и недостатки рыночной экономики. Достоинства выражены в важнейших
признаках рыночной системы, а недостатки следующие:
— низкая способность рынка к сохранению
ресурсов, защите окружающей среды;
— ориентация прежде всего на тех,
кто платит деньги;
— нестабильная занятость и негарантированный
доход;
— нередкие затоваривание, спады производства,
инфляция, безработица и т. д.
В условиях рыночной системы государство не оказывает
прямого воздействия на экономику. Это воздействие косвенное.
Учащиеся обращают внимание на две формы влияния государства
на рыночную экономику: 1) принятие законов, регулирующих
отношения в ее рамках, и 2) введение или отмена налогов,
сборов, пошлин, от которых зависит облегчение или затрудненность
тех или иных экономических отношений.
Почему в России рыночная экономика создается
с таким трудом? Самая основная причина в том, что рыночную
экономику у нас до сих пор создавали люди, с молоком матери
впитавшие отрицательное отношение к ней.
Ничего хорошего из такого «строительства»
не могло получиться. К тому же новым экономическим
хозяевам хотелось как можно быстрее обогатиться. Вот они с этой
целью и злоупотребляли экономическими средствами, такими как приватизация,
акционирование и т. д., тормозя формирование настоящих
рыночных отношений, при которых воровать, мошенничать затруднительно.
| |