Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 21.11.2024, 12:00:27
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КУРС "ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ". 11 КЛАСС [11]
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ [60]

Самопознание

Цель урока: а) дать представление о сложности внутреннего мира человека; б) раскрыть суть самопознания и его роли в жизни человека; в) способствовать пониманию связи между понятиями «самопознание», «душа», «дух», «талант», «самосознание», «личность».

Как и на предыдущем уроке, школьники могут работать индивидуально, парами, группами.

Урок желательно начать с представления мнений по поводу высказывания И. Гeте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик». После того как учащиеся познакомятся с мнениями друг друга, приведут свои аргументы, подтверждающие их точку зрения, учитель, подытоживая рассуждения, говорит о том, что поведение всегда раскрывает не только пристрастия человека, но и его нравственные качества, умение вести себя. Для разбора этого утверждения можно привести такую ситуацию: два друга, придя в магазин, увидели очень нужную обоим вещь, но она была последней и нового поступления этого товара магазин в ближайшее время не ожидал. Каковы возможные варианты поведения друзей в данной ситуации? Охарактеризуйте их поведение в каждом из вариантов: какие качества они продемонстрируют (каждому последующему выступающему предложите предъявить классу только такой вариант, который еще не звучал). Заслушайте не более 2—3 вариантов.

Переходя к знакомству с понятием «самопознание», можно предложить школьникам представить себя на месте одного из друзей и ответить самому себе на вопрос: как бы я поступил в данной ситуации?

Внимание! Ни в коем случае не просите учеников поделиться своими мыслями по этому поводу, тактично остановите тех, кто решит это сделать.

Затем предложите школьникам поразмышлять (не более 1 мин) над проблемой: на что они опирались в самом себе, когда пытались представить свое поведение в аналогичной ситуации (чувства, опыт, логику)? Выслушав ответы школьников, учитель подчеркивает, что, отвечая на поставленный вопрос, они занимались деятельностью, называемой «самопознание», поскольку в это время анализировали свой внутренний мир, свое «Я». Желательно на доске и в тетради записать первую часть определения: самопознание — это анализ своего внутреннего мира. (В окончательном варианте оно должно быть сформулировано в конце урока, после того как будет рассмотрена проблема связи самопознания, души и духовности.) После того как часть определения самопознания предстанет перед глазами учащихся, учитель обращается к классу с просьбой вспомнить, как осуществляется познавательная деятельность, из каких этапов она состоит. Восстанавливая знания учащихся о процессе познания, следует предложить им сделать в тетради следующую запись:

Познание окружающего мира  
1. Предметы окружающего мира воздействуют на органы чувств, вызывая различные ощущения.
2. Затем мышление сравнивает, анализирует исследуемые предметы, отыскивает общие свойства и различия, относит исследуемый объект к какому-нибудь классу, группе предметов.
3. Правильность своих умозаключений человек проверяет на практике, опытным путем.

По окончании этой деятельности необходимо продолжить осмысление как процесса познания, так и его разновидности — самопознания. Дается такое задание: подумайте, чем, по-вашему, отличается процесс самопознания от процесса познания окружающего мира; все ли элементы познавательной деятельности присутствуют в процессе самопознания.

Результаты индивидуальных, парных и групповых обсуждений означенной проблемы школьники озвучивают в виде предположений с обоснованием своих выводов.

Как показывает опыт, рассуждая о самопознании, учащиеся исключают пункт 1, полагая, что, поскольку самопознание совершается внутри, внешнее воздействие никакой роли не играет (иногда мнения разделяются). Поэтому для продолжения анализа процесса самопознания можно задать вопрос: что явилось причиной самоанализа на уроке? Или же зачитать отрывок из художественного произведения, например из повести Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность», после чего задать вопрос: что послужило причиной самопознания маленького Николеньки?

Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли наверх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. Сережа был удивительно мил; он... перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами. <...> После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке: «Попробуйте сделать это; право, это нетрудно». Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.

— Да что же в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову! <...>

— Непременно, непременно на голову! — закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к лексиконам.

— Пустите меня, я сам! Курточку разорвете! — кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зеленая курточка трещала на всех швах.

Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексиконы; я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.

Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело.

— Вот теперь молодец,— сказал Сережа, хлопнув его рукою.

Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Сережу так больно, что Сережа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли невольные слезы, и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить:

— За что вы меня тираните?

Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищеные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться.

Первый опомнился Сережа.

— Вот баба, нюня,— сказал он, слегка трогая его ногою,— с ним шутить нельзя... Ну, полно, вставайте.

— Я вам сказал, что ты негодный мальчишка,— злобно выговорил Иленька и, отвернувшись прочь, громко зарыдал.

— А-а! Каблуками бить да еще браниться! — закричал Сережа, схватив в руки лексикон и взмахнув над головою несчастного, который и не думал защищаться, а только закрывал руками голову.

— Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает... Пойдемте вниз,— сказал Сережа, неестественно засмеявшись.

Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного, и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело.

— Э, Сергей! — сказал я ему,— зачем ты это сделал?

— Вот хорошо!.. Я не заплакал, надеюсь, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.

«Да, это правда,— подумал я.— Иленька больше ничего как плакса, а вот Сережа — так это молодец... что это за молодец!..»

Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины все согласились ненавидеть и гнать его.

Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?

Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.

Если учитель использовал означенный текст для разбора понятия «самопознание», то, выслушав ответы учащихся, желательно задать вопрос: что явилось причиной их самоанализа на уроке?

Для подтверждения мысли о том, что самопознание, как и познание, всегда начинается с какого-то внешнего толчка, учитель может привести дополнительные примеры, а может назвать некоторые причины, способные подтолкнуть человека к самопознанию: соперничество, обида, неожиданное поражение (например, проигрыш в соревнованиях или неожиданно низкая отметка по любимому предмету).

Теперь можно подвести итог и сделать запись в тетради.

Самопознание: 1. Начинается с внешнего толчка, который пробуждает различные чувства и вызывает потребность осмысления того, что есть «Я».
2. Затем мышление человека сравнивает, анализирует свои чувства, свои нравственные качества, свой интеллект, отыскивает общие свойства и различия, дает им оценку.

Далее можно снова обратиться к отрывку из произведения Л. Н. Толстого и спросить, что именно, какое чувство явилось толчком к самоанализу героя произведения. Этот вопрос явится «мостиком» к разговору о связи самопознания, души и духа. Как показывает опыт, ответ не вызывает затруднений и школьники говорят о чувстве стыда и совести. Здесь желательно обратить внимание школьников на заключительные слова этого отрывка: «Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний». Затем можно сказать о том, что совестливый человек всегда переживает свой плохой поступок и каждый раз его охватывает стыд, снова и снова болит душа от невозможности исправить содеянное. Чтобы продолжить разговор по существу, учитель предлагает определения понятий «душа» и «дух», которые записываются на доске и в тетради:

душа — совокупность наших внутренних чувств, ощущений, переживаний, эмоций и мыслей. Мышление и чувства (разум и эмоции, «голова» и «сердце») — два начала души;

дух — особый, высший ум, высшее чувство, определяющее и направляющее нашу душевную жизнь. Проявления этих высших чувств и ума человек иногда ощущает как совесть — «голос совести» или «чувство совести».

Поставьте перед учащимися следующие вопросы и отведите минут семь на их обдумывание (обсуждение в группах или парах) и формулирование ответа: а) как, по-вашему, у всех ли участников описанной Л. Н. Толстым сцены их поступок стал «темным пятном на страницах детских воспоминаний»? Почему вы так считаете? б) Что заставило Николеньку страдать из-за своего поступка — душа или дух? в) Что является движущей силой самопознания — душа или дух?

Далее учитель предлагает дописать определение понятия «самопознание», ответив на вопросы: какова его роль в становлении человека? (Самопознание необходимо для развития духовности.) Что может служить проверкой истинности самопознания?

Категория: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» 8—9 КЛАССЫ | Добавил: tineydgers (03.10.2014)
Просмотров: 1243 | Теги: преподавание предметов худ, обществознание в 8-9 классах, планирование уроков обществ, МО учителей обществознани, методика преподавания обществознани | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 138
Гостей: 138
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0