Цель урока: сформировать
у школьников общее представление о браке и семье, правах и
обязанностях супругов, родителей и детей.
Начать урок можно с выяснения, что такое семья.
С помощью пиктограммы учитель изображает на доске состав
семьи, организует обсуждение вопроса о том, что семья дает
человеку и что дает обществу. В данном случае важно использовать
представления и личный опыт учащихся.
Следующий этап урока связан с объяснением конституционного
положения о том, что семья, материнство и детство находятся
под защитой государства. Почему в столь деликатную сферу, как
семья, вмешивается государство? Что значит защита государства? Кто
именно нуждается в защите? Какие законы напрямую касаются семьи?
Первое положение, которое в данном контексте
нуждается в пояснении,— с чего начинается семья? Согласно
закону семья начинается с брака, т. е. с государственной
регистрации в органах записи актов гражданского состояния
(ЗАГС). Здесь уместен рассказ учителя о Семейном кодексе —
главном законе, регулирующем брачно-семейные отношения, о процедуре
заключения брака, об условиях вступления в брак, а также
об обстоятельствах, препятствующих его заключению. Учащимся
будет интересно познакомиться непосредственно с текстом Семейного
кодекса или с распечатками его отдельных статей.
Следующая смысловая единица урока связана с выяснением
правовых последствий вступления в брак. Их довольно много.
Внимание учащихся стоит обратить на три группы вопросов:
1. Какие права и обязанности возникают между
супругами относительно друг друга?
2. Какие права и обязанности возникают у супругов
как родителей по отношению к детям?
3. Какие права и обязанности возникают у детей
по отношению к родителям?
По первой группе вопросов следует пояснить,
что закон различает личные и имущественные права и обязанности супругов.
Наиболее продуктивной формой работы в данном случае будет организация
групповой проектной работы. Каждая группа получает самостоятельное
задание по тексту учебника и Семейного кодекса, а также необходимые
для работы бумагу и фломастеры. В задачу каждой из них
входит представление в наглядной форме «проекта»
по одному вопросу.
Задание для 1-й группы:
1. Внимательно прочитайте:
а) текст учебника (пункт «Правовые основы
семейной жизни»);
б) статьи 31 и 32 Семейного кодекса.
2. Подготовьте объяснение, что такое личные
права и обязанности супругов.
3. Представьте свое объяснение в наглядной
форме (рисунок, таблица, схема).
Задание для 2-й группы:
1. Внимательно прочитайте: а) текст учебника
(пункт «Правовые основы семейной жизни»);
б) статьи 33—35 Семейного кодекса.
2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности
имеют супруги в отношении совместного имущества.
3. Представьте свое объяснение в наглядной
форме (рисунок, таблица, схема).
Задание для 3-й группы:
1. Внимательно прочитайте:
а) текст учебника (пункт «Правовые основы
семейной жизни»);
б) статьи 36, 37 Семейного кодекса.
2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности
имеют супруги в отношении личного имущества.
3. Представьте свое объяснение в наглядной
форме (рисунок, таблица, схема).
Задание для 4-й группы:
1. Внимательно прочитайте:
а) текст учебника (подпараграф «Правовые
основы семейной жизни»);
б) статьи 40—42 Семейного кодекса.
2. Подготовьте объяснение, что такое брачный
договор супругов и каковы права и обязанности супругов в отношении
своего имущества.
3. Представьте свое объяснение в наглядной
форме (рисунок, таблица, схема).
При обсуждении личных прав и обязанностей важно
обратить внимание на то, что в их реализации муж и жена
равноправны. Среди личных прав заслуживает внимания возможность
принятия любым из супругов двойной фамилии, выбора места жительства,
профессии, рода занятий, а также участия в воспитании своих
детей. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить
свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи,
заботиться о благополучии семьи, развитии своих детей.
При обсуждении имущественных прав важным моментом
является такая новация Семейного кодекса, как договорный режим имущества
супругов.
По мере представления проектов идет заполнение
схемы:
Вопрос о том, какие взаимные права и обязанности
возникают у родителей и детей, целесообразно раскрыть с помощью
лекции. По ходу ее ученикам можно предложить записать краткие
тезисы в таблицу, а завершить ее заполнение дома, используя
те знания, которые были получены при изучении темы «Права
ребенка».
Родители
Дети
Права
Обязанности
Права
Обязанности
Важно убедить учеников в том, что права и
обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей —
это одновременно и соответствующие обязанности родителей. Права
родителей не могут противоречить интересам детей. И всякий
раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их
защиту, предусматривая ответственность родителей