Цель урока: а) способствовать
осмыслению понятия «собственность»; б) показать,
что отношения по поводу собственности являются основой большинства
отношений, возникающих между собственником и государством, собственником
и обществом и т. д.
Лучшей формой организации учебной деятельности
на уроке будет групповая работа.
Поскольку с собственностью школьники имеют
дело каждый день, целесообразно предложить им в начале урока
самостоятельно подумать над следующими вопросами:
1. Что такое собственность? (Попытаться дать определение
этого понятия.) 2. Какие права возникают у собственника вещи
на эту вещь? 3. Может ли чем-нибудь ограничиваться право
собственника?
В процессе обсуждения необходимо выйти на следующие
определения:
I. Собственность — это
отношение человека к принадлежащей ему вещи как к своей:
а) собственник имеет власть над принадлежащей ему вещью —
он ею владеет, пользуется и распоряжается; б) собственник
имеет право на устранение вмешательства других людей в сферу
его хозяйственного господства.
Как показывает опыт, школьники самостоятельно
не могут сформулировать определение «собственность».
Обычно они говорят о том, что человек может делать с собственной
вещью все, что он захочет, но тем не менее в процессе
обсуждения пункты а) и б) называются. Учителю необходимо уловить
подобные мысли, заострить на них внимание, предложив означенную
выше формулировку понятия «собственность». Необходимо
также отметить, что в своем единстве эти формулировки раскрывают
понятие «собственность».
Далее учителю следует обратить внимание на другую
сторону понятия собственности: «не мое — значит
чужое». Чтобы подвести школьников к этой мысли, целесообразно
задать наводящие вопросы типа: 1. Достаточно
ли только нашего понимания того, что эта вещь (велосипед,
ластик, шариковая ручка) моя? 2. Возникают ли проблемы между
людьми по поводу владения вещью? 3. С кем еще могут
возникнуть проблемы по поводу собственности?
Для проведения этой части беседы не следует
выделять дополнительного времени, она проходит при обсуждении
пунктов 1 и 2 задания, данного в начале урока.
II. Собственность — это еще и отношения
между людьми по поводу этой вещи: а) все другие люди
(общество, государство) должны относиться к моей вещи как
к чужой; б) уважать мою волю собственника. Поэтому право
собственности рассматривается как составная часть системы прав
человека, как то, что государство должно гарантировать человеку
и защищать.
Итак, в определении понятия «собственность»
фигурируют три слова: «владеет», «пользуется»
и «распоряжается». Если есть время, то можно
предложить школьникам попытаться в процессе обсуждения в группах
определить, какая разница между этими глаголами, записать свои
соображения на доске и на листочках, затем прочитать
подпараграф «Почему три слова вместо одного». Если же
времени нет, то целесообразно предложить сразу прочитать
этот подпараграф. По окончании чтения учащиеся выполняют
(индивидуально) задание 5 из рабочей
тетради.
Поскольку обычно задание не вызывает проблем, то
не следует уделять много внимания его обсуждению; достаточно
попросить каждую группу прочитать определение одного из понятий
и выяснить, все ли это задание выполнили так же.
Следующий шаг в направлении осмысления понятия
«собственность» должен быть связан с обсуждением
ответа на вопрос 3 задания,
данного в начале урока: может ли чем-нибудь быть ограничено
право собственника? Во время обсуждения мнения, как правило, расходятся.
Часто, говоря о том, что это право может быть ограничено,
учащиеся затрудняются привести примеры, подтверждающие необходимость
такого ограничения.
Учитель во время обсуждения может занять позицию
«провокатора», подтверждая мнение о том, что
право собственности не может быть ограничено. С этой
целью он напоминает одно из разобранных положений (если школьники
о нем сами не вспомнят): а) все другие люди (общество,
государство) должны относиться к моей вещи как к чужой;
б) уважать мою волю собственника. Поэтому право собственности
рассматривается как составная часть системы прав человека, как то,
что государство должно гарантировать человеку и защищать.
Как показывает опыт, защитники ограничения права
собственности нередко теряются в этой ситуации. Если учитель
видит, что школьники не могут доказать свою позицию, необходимо
привести ситуации, в которых требуется вмешательство в это
право. Например, во многих странах мира предусмотрены не только
крупные суммы штрафа, но и возможность обязать хозяина закрыть
частное предприятие если оно приносит вред окружающей среде. Или,
например, по российскому законодательству ограничено
владение такой собственностью, как оружие (после этой подсказки
нередко школьники приводят свои примеры).
Закончив с примерами, учитель предлагает
школьникам обдумывать в группах (2—3 мин)
ответ на вопрос: что может
привести к ограничению права собственности?
Выслушав ответы, учитель вместе со школьниками
формулирует ответ на вопрос, который
ученики записывают в тетрадь: 1) владение, пользование
и распоряжение собственностью не могут входить в противоречие
с законом; 2) владение, пользование и распоряжение собственностью
не могут нарушать права и интересы других лиц.
Подпараграфы «Что можно иметь в собственности»
и «Кому может принадлежать собственность» школьники
читают самостоятельно.
Если на уроке осталось время, то учитель
предлагает выполнить письменно задание 6
(в конце § 22 учебника). Если же времени не осталось,
целесообразно предложить выполнить это задание дома.