Цель урока: а) раскрыть
основные особенности устройства судебной власти; б) научить
различать суды по их компетенции.
Один из возможных вариантов проведения данного
урока — работа с текстом Конституции РФ. Однако
начать урок лучше с актуализации имеющихся у учащихся знаний
и представлений о суде. Попробуйте поставить прямые вопросы:
«Какие ассоциации у вас возникают со словом «суд»?
(Вероятный ответ — судья.) Что вы знаете
или думаете о судье?»
Учитель записывает на доске следующий вопрос:
кто такой судья, какой он?
Далее предлагается каждому самостоятельно ответить
на этот вопрос (ответ записать в тетради). Это индивидуальная
работа. Затем учащимся предлагается обсудить тот же
вопрос, но уже парами, попытаться услышать другое мнение.
Следующий этап — учащиеся объединяются в группы
и формулируют уже мнение группы относительно того, кто такой
судья, какой он.
Все названные учениками характеристики судьи учитель
записывает на доске в форме кластера (пучка). В центре
записывается ключевое слово — судья, а от него
во все стороны расходятся другие связанные с ним слова и
понятия. В кластере могут появиться такие слова, как «профессионал»,
«человек в мантии», «неподкупный»,
«справедливый» и т. д. На этом этапе важно
безоценочно записывать все, что будут называть ученики, в том
числе и возможные ошибки. Важно только вернуться к ним
по ходу урока и снять все неточности.
Учитель благодарит ребят за высказанное мнение
и задает вопрос: достаточно ли полная
картина представлений о судье получилась в результате
коллективного обсуждения? Проверить себя учитель предлагает, обратившись
к официальному документу — тексту Конституции РФ.
Учащимся предлагается прочитать статьи 119
и 122 Конституции РФ. При этом они получают следующее
задание: найдите в этих статьях информацию о судьях,
которая уже известна вам (отметьте знаком «+»), найдите
сведения, которые оказались для вас совершенно новыми (отметьте
знаком «—»), и, наконец, то, о чем
вам хотелось бы узнать побольше, поподробнее (отметьте знаком
«?»).
Работая с документом, ученики дополнительно
узнают о том, что судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны,
а также о требованиях к их квалификации (стаж работы
по юридической специальности не менее 5 лет). Учитель
поясняет, что означают эти характеристики судьи.
Следующий шаг связан с выяснением того,
как устроена судебная власть. Здесь уместно на основе текста
учебника (самостоятельное прочтение) завершить работу со схемой
«Ветви государственной власти РФ».
В завершающей части урока учитель рассказывает
о порядке осуществления правосудия и обращения в суд.
Подчеркните, что право граждан на судебную защиту никогда,
ни при каких обстоятельствах не подлежит никаким ограничениям.