Цель урока: а) дать
учащимся общее представление о правовых нормах, регулирующих
и охраняющих труд людей; б) познакомить их с порядком
приема на работу и прекращением трудового договора, особенностями
труда несовершеннолетних.
На данном уроке можно использовать прием
«юридическая консультация». Начните урок с того,
что предложите учащимся обдумать и задать любой вопрос, относящийся
к теме урока. Затем опросите учащихся. Договоритесь не повторять
прозвучавшие вопросы. Запишите вопросы на доске и дайте на них
ответы. К роли юристов-консультантов можно также подключить
группу учащихся, но в этом случае им следует дать опережающее
задание: прочитать текст параграфа учебника и некоторые статьи
из трудового кодекса, а также проверить, как они подготовились.
Прежде всего необходимо определить, с какими
вопросами можно обращаться к юристу, а с какими —
нет. Юрист может дать консультацию только по тем вопросам,
которые регулируются трудовым правом, т. е. по вопросам,
связанным с работой, занятостью, а не с трудом
вообще. Разобраться в этом поможет обращение к житейским
представлениям учащихся о труде. Предложите им сначала привести
примеры, иллюстрирующие слова «труд» и «работа»,
а затем определить, в чем разница между индивидуальным трудом
дома, на огороде и работой на заводе. Нормы права регулируют
не любой труд, а лишь труд наемных работников.
При помощи простой схемы можно показать участников
трудовых правоотношений, объяснить, что означает каждое понятие:
Основная группа вопросов учащихся касается, как
правило, конкретных шагов по трудоустройству, и в первую
очередь тех трудовых прав, которые имеют несовершеннолетние. В этой
связи следует пояснить смысл и значение трудового договора как
основания возникновения правовых отношений между работником и
работодателем. Целесообразно не просто познакомить учащихся
со статьей 15 КЗоТ РФ, но и продемонстрировать
образец трудового договора. На примере этого документа (хорошо,
если он есть на каждой парте) будет легче объяснить его значение,
обязательность письменной формы, содержание обязательных и дополнительных
условий договора.
Дополнительная информация
В случае, когда работник приступил к работе
по устному распоряжению администрации, т.е. фактически допущен
к работе, а трудовой договор письменно не был оформлен,
работник считается принятым на работу, он уже находится под
защитой норм КЗоТ.
С несовершеннолетними также заключаются трудовые
договоры, но в отличие от взрослых круг их прав шире.
Ответ на вопрос о трудовых правах и льготах
несовершеннолетних дает учебник. Учащимся предлагается прочитать
соответствующий пункт учебника, найти четыре группы трудовых льгот
для несовершеннолетних и записать ответы в виде схемы:
Если после прочтения текста остаются вопросы, то
консультанты (учитель или ученики) дают на них ответы.
В перечне вопросов, поставленных учащимися
в начале урока, есть, как правило, касающиеся порядка увольнения.
Основания прекращения трудового договора наиболее сложная для восприятия
учащимися часть темы. С учетом этого целесообразно предусмотреть
разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с различными
причинами расторжения трудового договора.
Приведем один из примеров.
По устному распоряжению директора ООО Таня
приступила к работе продавцом. Через десять дней директор сообщил
ей, что она больше не работает, так как он недоволен ее работой.
Трудовой договор с Таней заключен не был, поэтому директор
считает, что может не соблюдать никакие правила при ее
увольнении.
Вопросы: прав ли директор?
Куда должна обратиться Таня, если будет уволена?
По ходу рассмотрения ситуации вводятся понятия:
«трудовой договор», «расторжение трудового договора
по инициативе работника или по инициативе администрации»;
объясняются причины и порядок его расторжения. Можно предложить
учащимся придумать свои примеры различных оснований прекращения
трудового договора (такое задание можно дать и в качестве домашнего,
причем лучше, если ученики будут его выполнять совместно с родителями).
В завершающей части урока целесообразно организовать
практикум. Предложите учащимся решить несколько
учебных задач, что позволит им увидеть практическую значимость усвоенного
учебного материала. | |