Цель урока: а) познакомить
учащихся с основами избирательного права; б) раскрыть
роль правовых норм в организации «чистых выборов»,
показать действие механизма избирательных процедур; в) способствовать
пониманию учащимися необходимости активного участия в выборах.
Урок можно построить в двух вариантах.
Вариант 1
Характеризуя роль выборов в различного рода
обществах, в том числе и демократическом, целесообразно сделать
небольшой экскурс в историю этого вопроса. Учитель учитывает
степень осведомленности учащихся в данных разделах истории
и определяет целесообразный объем исторических сведений, сообщаемых
на этом уроке.
Дополнительный материал
Элементы первичного, родового народовластия принято
называть первобытной демократией. В те первобытные времена
предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей.
Следовательно, эта сходка взрослых сородичей является первым органом
«властвования», хотя особый отряд управляющих в те
времена еще не выделился. Однако во многих случаях власть
этих сходок дублируется замкнутым кругом стариков во главе с племенным
старейшиной. Например, у обских угров и селькупов (север Сибири)
общественной жизнью в мирное время руководили старики, а
в военное на первый план выходили воины-предводители —
батыри.
Зрелую форму управления представляют собой народные
собрания древних греков в период ахейской («гомеровской»)
Греции. Однако со временем возможности родовой и военной
демократии перестают удовлетворять разрастающиеся гражданские
общины Греции. В V в. до н. э. в Афинах наблюдается
расцвет демократии, совпавший с годами правления первого
стратега Перикла. Этот «демократический взрыв» был
подготовлен реформами Солона и Клисфена.
По-иному развивалась демократия в Риме.
Первоначальными «органами демократии» там были куриатные
комиции (comitia curiata), в которых собирались все взрослые
мужчины для обсуждения важных дел. В комициях избирали царя
(rex — что-то вроде военного вождя). Власть его была
ограничена сенатом (senatus). Сенат состоял из 100—300
членов, которых называли отцами (patres), а их детей —
патрициями (имеющими отца). Отцы и патриции по своему положению
резко отличались от пришлых плебеев. Само слово «сенат»
произошло от senex — старик: когда-то в сенате
заседали старейшины родов.
Постепенно плебеи все более веско заявляли о своих
правах. В конце концов они добились создания магистратуры
плебейских трибунов, которые активно защищали интересы этого сословия.
Во многом по их инициативе было создано писаное законодательство —
знаменитые Законы ХII таблиц. В этих законах устанавливалось
единое для всех римлян частное право.
Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить
новгородское вече — орган прямой демократии, выросший
на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым
самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны
принципы, выраженные в поговорках: «Мир —
великий человек»; «Куда мир — туда и мы»;
«Мы от мира не отметчики»; «На миру
и смерть красна» и др.
В период Московского царства при государе
для участия в решении важных вопросов существовала аристократическая
Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась
новыми членами и превращалась в Земский собор. В его
состав входили все «чины» Московского государства:
духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов,
стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных
сотен, казаки, а также «уездные люди», т. е. вольные
крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью
по должности, но нередко и по выбору. Компетенция
Соборов была универсальная: вопросы войны и мира, присоединения
новых земель, сбора финансовых средств... Соборы 1593 и 1613 гг.
избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.
В заключение уместно упомянуть о предтече
нынешней нижней палаты Федерального собрания — Государственной
думе, созданной Высочайшим Манифестом 6 августа 1905 г.
По Манифесту, этот орган власти был чисто монархическим учреждением,
однако принятая уставом Думы система выборов вводит в нее
зародыши парламентаризма (в данном случае — относительной
независимости в принятии решений от монаршей воли).
В частности, можно отметить общегражданскую основу системы
выборов в Думу. Было сделано лишь некоторое исключение для
крестьян (за ними закреплено 51 депутатское кресло) и казаков
(3 кресла). Остальные 358 выборных членов думы избирались
большинством голосов вне зависимости от социального статуса
и национальности. Однако выборы в Думу проводились не путем
всенародного и прямого голосования. Устав думы вводил двойную
подачу голосов и высокий имущественный ценз. В результате
целые слои народа, в частности городское фабрично-заводское
население, не были допущены к выборам.
Вариант 2. Деловая игра
Тема: Идеальные выборы: мои предложения.
Предложения могут быть по нескольким направлениям:
1. Ввести соответствующие цензы: а) для
избирателей и б) для кандидатов на должности.
2. Усовершенствовать процедуру голосования:
сроки, контроль, оборудование (например, электронные приборы)
и т. д.