Цель урока: а) раскрыть
понятие «законодательная власть», познакомить с устройством,
порядком формирования и назначением органов законодательной власти;
б) помочь ориентироваться в реальной политико-правовой
сфере жизни нашего общества.
Учащимся уже немало известно о российском
парламенте из средств массовой информации — главным
образом, в лице отдельных персоналий. Поэтому при изучении
данной темы важно привести имеющиеся представления в некую
систему, помочь понять процесс законотворческой деятельности.
Здесь вполне уместен традиционный комбинированный
урок, где значительное место будет отведено опросу и повторению
пройденного, а объяснение идет с опорой на текст пособия,
вопросы и задания в конце параграфа. Материал урока в целом
несложен для усвоения, но эффективность его восприятия значительно
повышается, если по ходу работы ученики, например, постараются
структурировать его в схемы. А начать можно с работы
со словарем учебника и повторения ряда вопросов: какие формы
правления вы знаете? Каковы особенности парламентской и президентской
республик? Чем в нашей стране обеспечивается представительная
демократия? На основе какого права проходят выборы в России?
Далее логично охарактеризовать современный российский
парламент, порядок формирования его палат.
Далее предложите учащимся прочитать материал учебника
о том, как осуществляется законодательная деятельность (с. 205),
и выполнить задание 3. Принимая законы,
законодательная власть формирует правовые основы нашей жизни,
внутренней и внешней политики. Однако власть законодателей неабсолютна.
Во-первых, она находится под контролем народа (через систему выборов).
Во-вторых, она связана системой сдержек и противовесов властей.
Конституционный суд обеспечивает надзор за соответствием
всего законодательства Конституции страны. Президент имеет право
вето в случае недостаточно взвешенных решений законодателей,
а также может распустить Государственную думу и объявить о досрочных
выборах.
По результатам парламентских выборов 1999 г.
наибольшее число мест в парламенте получили представители КПРФ,
движения «Единство», блока «Отечество» — «Вся
Россия», Союза правых сил, объединения «Яблоко»,
Либерально-демократической партии В качестве домашнего задания
можно предложить начать составлять общую схему «Ветви
государственной власти РФ»:
|
Предложите ученикам выделить под схему отдельный
лист в тетради. К ней они будут возвращаться на следующих
уроках, заполняя все ветви. | |