Цель урока: познакомить
учащихся с конкретными нормами, которые должен знать каждый
человек для защиты своего нарушенного права. На первый план
выходит задача практического применения полученных знаний.
Изучение данной темы можно построить как поиск ответа
на следующие вопросы (лучше записать
на доске):
1. От кого надо защищать права человека?
2. Какие правовые нормы важно знать человеку,
защищая свои права и интересы?
3. Куда следует обращаться за защитой
и восстановлением нарушенных прав и законных интересов?
Поиск ответа на первый вопрос успешно проходит
в группах. В ходе обсуждения учащиеся выделяют две группы
«нарушителей»: рядовые граждане и должностные лица.
Наиболее важным в осмыслении темы урока является
второй вопрос. Для ответа на него
учащимся необходимо познакомиться с текстом учебника, где подробно
изложены основные правовые нормы, гарантирующие защиту прав человека.
При таком варианте целесообразно предложить учащимся выполнить
следующее задание:
1. Внимательно прочитайте текст § 48
(пункты «Конституционные гарантии» и «Право
граждан на судебную защиту»).
2. Назовите документы, которые обеспечивают
защиту прав человека.
3. Найдите в тексте правовые нормы или
принципы, которые важно знать, защищая свои права и интересы.
4. Постарайтесь передать основной смысл прочитанного
своими словами и запишите основные положения в виде тезисного
плана.
5. Возможно, что не все в данном
тексте вам показалось бесспорным. Выделите те положения, с которыми
вы не в полной мере согласны и по каким из них
вы могли бы поспорить.
6. Постарайтесь сформулировать по данному
тексту не менее трех вопросов (о чем вам хотелось бы узнать
подробнее). Вопросы не должны выходить за рамки текста.
Далее следует предложить двум-трем ученикам зачитать
свои тезисы, обсудить их, всем внести необходимые уточнения в записи.
Приводим возможный вариант тезисного плана:
1. Каждый человек может, имеет право обратиться
в суд за защитой своих прав.
2. Никто не имеет права обращаться с человеком
как с преступником, пока не вынесен и не вступил
в законную силу приговор суда.
3. Обвиняемый не обязан доказывать свою
вину.
4. Никто не может быть повторно осужден
за одно и то же преступление.
5. Никто не обязан свидетельствовать
против себя, своего супруга и близких родственников.
6. Человек имеет право на обжалование
решения или приговора суда.
7. Каждый может получить профессиональную
юридическую помощь (в ряде случаев бесплатно).
Затем следует перейти к обсуждению тех сомнений
или вопросов, которые могли возникнуть у учащихся при прочтении
текста учебника. Как правило, учеников интересуют вопросы, связанные
с практикой защиты прав. Поэтому здесь уместен небольшой
практикум.
Предложите учащимся несколько ситуаций для обсуждения.
Например:
Гражданин Петров обратился с жалобой в суд
по месту жительства. В заявлении он написал, что находился
в гостях у друга, отмечали день рождения. Было жарко, вышли
в сквер, выпили на свежем воздухе. А тут, как назло, милиционер.
Он взял да и выписал штраф. Неужели нельзя на улице отдохнуть?
В суде отказались принять жалобу и разъяснили, что Петров должен
обращаться в суд по месту нахождения органа, наложившего
штраф (приятель его жил в другом районе).
Вопрос: были ли в данной
ситуации нарушены права Петрова?
По ходу обсуждения важно обратить внимание,
что человек имеет право на защиту действительно нарушенного
права. В данном случае нарушения не было. И суд вправе
был отказать. Но отказ был неверно мотивирован. Гражданин имеет
право подать заявление в суд по своему выбору — или
по месту своего жительства, или по месту нахождения органа,
на который жалуется.
В заключительной части урока учитель знакомит
с органами власти, в которые следует обращаться за защитой
и восстановлением нарушенных прав и законных интересов.
Помимо судов общей юрисдикции с жалобой гражданин
может обращаться в Конституционный суд РФ с просьбой признать
закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает,
что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным
в отношении его. Обращаться можно также в органы прокуратуры,
которые для восстановления нарушенных прав могут опротестовать незаконные
действия должностных лиц (например, в случае нарушения сроков
содержания под стражей). Если человек не согласен с решением,
принятым по его жалобе, он вправе обратиться к Уполномоченному
по правам человека РФ. Несовершеннолетние за защитой своих
прав могут обращаться в органы опеки и попечительства при органах
местного самоуправления.
Для защиты своих прав граждане могут вступать в общественные
профсоюзные объединения, движения, участвовать в митингах,
шествиях и демонстрациях, пикетировании, собирать подписи для проведения
референдума и даже прибегать к такому средству, как забастовка.
В случае, когда исчерпаны все внутригосударственные
средства правовой защиты, человек вправе обратиться в международные
организации.
В качестве домашнего задания
можно предложить написать жалобу по любому поводу, но по всем
правилам.