В юго-западной части Соборной площади возвышается
Благовещенский собор. По традиции он возведен на том месте, где стоял
предыдущий собор того же имени. А первый каменный храм во имя праздника
Благовещения был возведен в Московском Кремле еще при сыне Дмитрия
Донского, великом князе Василии. Строился он долго: с 1397 по 1416 г.
Здесь следует отметить, что строительство на Руси, будь оно деревянным
или каменным, обычно велось поражающе быстрыми для того времени темпами и
редко занимало больше одного-двух лет. Это с удивлением отмечали
иностранные путешественники, привыкшие к тому, что в западно-европейских
городах крупные сооружения возводились на протяжении десятилетий, а
иногда и столетий (как, например, Кёльнский собор). В процессе
строительства, в 1405 г., этот исчезнувший собор украсился росписями
работы знаменитых мастеров своего времени, имена которых и сегодня
являются звездами первой величины в истории русской культуры: это были
Андрей Рублев и Феофан Грек. Им помогал мастер Прохор с Городца.
К 1482 г. древний Благовещенский собор заметно
обветшал, и в правление Ивана III его разобрали, оставив только подклет.
Этот подклет, внутри разделенный на множество тесных сводчатых
комнаток, был задуман как хранилище для великокняжеской казны. На
уцелевшем подклете к 1489 г. выстроили новый храм, тоже из кирпича,
имевший по замыслу мастеров три главы. Строили его псковские мастера,
взявшие за образец тот же Успенский собор города Владимира, что и
Фиораванти при постройке Успенского собора в Московском Кремле. С трех
сторон возведенный псковскими зодчими храм окружала открытая
паперть-гульбище.
Именно Благовещенский собор стал первым образцом так
называемого «московского стиля», в котором соединились веяния различных
русских архитектурных школ и западные образцы.
В те времена Благовещенский собор был домовой церковью великих князей, к палатам которых он тесно примыкал.
Во время пожара 1547 г. этот новый собор сгорел и
был восстановлен при Иване Грозном (1564), причем к нему добавились две
дополнительные главы. Паперть снабдили сводчатой крышей, на которой
выстроили четыре маленькие часовенки. Все девять куполов покрыли
позолоченными медными листами — по особому распоряжению царя, и
Благовещенский собор получил название «Златоверхий».
С паперти в собор ведут три входа: южный, северный и
западный. Северный и западный дошли до нашего времени без изменений —
их белокаменные порталы, оборудованные в XVI в., украшены резьбой,
позолотой и росписью минеральными красками в подражание росписям
Архангельского собора, с которым нам вскоре предстоит познакомиться. А
установленные в порталах медные двери, отделанные позолотой, выполнены в
стиле дверей Успенского собора.
А вот белокаменный южный портал к началу XX в. был
сильно изменен переделками. Его первоначальный облик был восстановлен во
время реставрации 1950 г. Вообще, следует признать, что, несмотря на
значительные изменения, которые претерпел Кремль за годы советской
власти, в те времена было немало сделано и для воссоздания древнего
облика тех архитектурных сооружений, которые уцелели в нем.
Во время восстановления Благовещенского собора в
XVI в. и привнесения изменений в его внешний облик к юго-восточной
стороне было пристроено крыльцо, получившее впоследствии название
Грозненского — через него Иван IV имел обыкновение выходить на Соборную
площадь, покидая Златоверхий (Благовещенский) собор. В 1950 г. возле
Грозненского крыльца была обнаружена скрытая до того под позднейшими
пристройками резная колонна из белого камня — удивительный по изяществу
исполнения памятник старины. Время ее создания, судя по типу резьбы и
характеру дополняющих рельеф росписей, относится к 1560-м гг. — периоду
переделки паперти.
С Благовещенским собором связан любопытный
исторический эпизод. В 1404 г. на великокняжеском дворе в том месте, где
на него выходила стена Благовещенского собора, были помещены первые в
Москве часы — техническое чудо того времени. Это важное событие не
преминули отметить в летописи: «…сий же часник наречется часомерье; на
всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы нощные
и дневныя, не бо человек ударяше, но человековидно самозвонно и
самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческою хитростью,
преизмечтано и преухищрено…»
Войдем внутрь. Прежде всего обратим внимание на
интересную подробность интерьера собора, дающую представление о той
сказочной роскоши, которая отличала средневековую русскую архитектуру.
Как ни странно, это — пол собора. Он замощен полированной
красновато-коричневой яшмой, напоминающей своим рисунком агат.
В толще северной стены спрятана узенькая каменная
лестница, ведущая на хоры собора. Во время богослужений там обычно
находились женщины, принадлежавшие к царской семье. Для того чтобы
августейшим дамам было удобнее посещать храм, хоры соединили с
великокняжескими хоромами проходной площадкой. Впоследствии она была
разрушена, но в XIX а ее восстановили.
Древен и прекрасен Благовещенский собор, архитектура
которого словно возвращает нас в прошлое Руси. Но, кроме того,
Златоверхий собор может удивить и порадовать нас еще и своими фресками.
Если в старину Благовещенский собор служил великокняжеской
сокровищницей, то в наши дни он представляет собой сокровищницу
древнерусской живописи.
Впервые настенная живопись появилась в
Благовещенском соборе в 1508 г. Об этом сообщает нам надпись,
помещающаяся на южной стене собора: «В лето 7016 (1508) повеле Князь
Великий Василий Иванович всея Руси подписывати церковь Благовещения
святые Богородицы у себя на дворе; а мастер Феодосий Денисьев сын с
братиею». Эта надпись — цитата из текста летописи.
Удивительно не только мастерство исполнения фресок
Благовещенского собора, впечатляет и их тематика. На стенах запечатлены
портреты византийских императоров. Тут и святые равноапостольные
император Константин и его мать императрица Елена, и император Михаил,
чьи деяния позволили ему встать в один ряд с крупнейшими историческими
фигурами своего времени. Далее — галерея портретов русских князей:
Владимира Красное Солнышко, его сыновей Бориса и Глеба, которые после
своей трагической кончины были причислены к лику святых и очень
почитались на Руси, тут и княгиня Ольга — женщина-властитель,
женщина-дипломат; женщина-военачальник, олицетворение того, каким
почетом пользовалась женщина в средневековой Руси в отличие от Западной
Европы, и Дмитрий Донской. Историки пришли к выводу, что замысел
создателей этой галереи предполагал продемонстрировать преемственность
власти русских государей от византийских владык.
Другие находящиеся на стенах собора фрески
иллюстрируют эпизоды из Откровения Иоанна Богослова. Как уже
упоминалось, все эти росписи были выполнены Феофаном Греком, Андреем
Рублевым и Прохором с Городца. Их же кисти принадлежат и образа второго и
третьего ярусов иконостаса Благовещенского собора. Искусствоведы
рассматривают его как прекрасный образец последнего периода творчества
Феофана Грека, создавшего для этого иконостаса иконы Богоматери, Спаса
на престоле, образа Архангела Гавриила и апостола Павла.
Шесть икон в третьем ряду иконостаса созданы Андреем
Рублевым: Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Сретение, Рождество
Христово, Крещение и Благовещение. Это так называемые «праздничные»
иконы, посвященные не святым, а наиболее почитаемым в Православии
праздникам.
Сохраняются в иконостасе и другие иконы, выполненные
различными мастерами XIV–XVII в. Некоторые из них считались
утраченными, но в процессе реставрации были обнаружены под скрывавшими
их пластами масляной краски, которой делались позднейшие «поправки».
Впечатляет и сам иконостас, выполненный из бронзы в
технике чеканки и покрытый густой позолотой, поражают воображение его
Царские врата из чеканного серебра. Но вся эта поистине византийская
роскошь, к сожалению, лишь передает общее впечатление о красоте и
богатстве, которыми всегда отличались интерьеры Благовещенского собора —
оклад иконостаса был выполнен в XIX в. Он лишь напоминает нам о тех
временах, когда «мастер Феодосий Денисьев подписывал золотом» интерьер
Благовещенского собора (запись 1508 г.).
Зато живопись на вертикальных колоннообразных
выступах стен — пилястрах — несомненно относится к Средним векам. Тут
помещены изображения московских князей, правда, не имеющие портретного
сходства, с чисто символическим значением. Здесь же — портреты
Аристотеля, Платона и даже Вергилия и Гомера, которого хорошо знали в
средневековой Руси под именем Омира.
Мы выходим из Благовещенского собора. Нас ждет
знакомство со следующим кремлевским собором — Архангельским. Направляясь
к нему, проходим мимо того места, на котором стояло, но не сохранилось
до наших дней здание великокняжеского Казенного двора, построенное Марко
Руффо в 1485 г. Именно в подвалах Казенного двора, согласно ряду
источников, среди других сокровищ Иван Грозный надежно хранил свою
драгоценную библиотеку, и именно здесь спасал ее остатки патриарх
Филарет.
|