С западной стороны к Успенскому собору примыкает
церковь Ризоположения (храм во имя Положения Ризы Богородицы) —
праздничная и нарядная, по сравнению с громадой собора она кажется
удивительно хрупкой.
Вот какова история ее возникновения. В 1451 г. по
повелению митрополита Ионы на этом месте по случаю избавления Москвы от
нашествия татар, предводительствуемых царевичем Мазовшей, уже разоривших
окрестные земли, была возведена церковь. Город приготовился к
длительной осаде, но Мазовша накануне штурма перессорился со своими
военачальниками и неожиданно отступил. Столь радостное избавление
произошло в ночь на праздник Положения риз, и поэтому храм, возведенный в
Кремле, посвятили этому празднику. В 1473 г. эта церковь сгорела вместе
с находившимся поблизости двором митрополита. В 1486 г. на пепелище
возвели новый храм того же имени. В литературе XIX в. церковь
Ризоположения иногда называется «Печерской»: дело в том, что в тот
период к ней была пристроена небольшая кирпичная часовня во имя Божией
Матери Печерской (разобранная в 1950 г.).
Как выглядит церковь Ризоположения? Кирпичная,
беленая, на высоком цоколе-подклете, внутри которого в старину
размещались кладовые. С северной и западной стороны церковь по замыслу
строителей была окружена открытыми гульбищами (террасами). После XVII в.
они были переоборудованы в крытые паперти. Вообще, на протяжении веков
церковь Ризоположения неоднократно подвергалась переделкам. Например,
первоначально ее стены завершались закомарами, а затем это традиционное
завершение стен заменили четырехскатным, шлемовидная глава в XVIII в.
сменилась новой, причудливой, напоминающей по форме вазу, а арочные
окна, имевшие форму щелей, впоследствии были растесаны в прямоугольные
проемы. Сейчас мы видим верх стен и главу церкви Ризоположения в их
первозданном виде: древний облик был возвращен им во время реставрации
1950 г., а окна обрели прежнюю форму еще раньше, в 1922 г.
До постройки собора Двенадцати Апостолов церковь
Ризоположения, примыкавшая тогда к комплексу патриаршего двора, была
домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Через ее сени
высшие иерархи, направляясь на богослужения, проходили к Успенскому
собору. После возведения собора Двенадцати Апостолов церковь
Ризоположения была причислена к разряду «верхних» (предназначенных для
посещения высшей аристократии), или, как еще говорили, «сенных» храмов
государева двора.
В архитектуре церкви Ризоположения соединились
традиции московской и псковской архитектуры. Обращает на себя внимание
орнаментальный пояс из терракотовых плиток. К южному входу в церковь
Ризоположения можно подняться по высокой каменной лестнице, построенной
значительно позже самой церкви. Интересны порталы северного и западного
входов, имеющие тот же самый вид, который они приобрели в XVII в. Но это
не значит, что они избежали переделок: первоначальный вид вернулся к
этим порталам после реставрации 1932 г.
Таким образом, благодаря усилиям реставраторов мы можем сегодня видеть древний облик храма.
Если говорить об интерьере церкви Ризоположения, то в
первую очередь следует отметить многокрасочную роспись стен, колонн и
сводов, выполненную в 1644 г. царскими изографами (придворными
живописцами) Сидором Осиповым и Иваном Борисовым, близкие по стилю к
росписям Успенского собора. Обращает на себя внимание иконостас,
выполненный в 1627 г. мастером Николаем Истоминым «с братиею». Интересно
и паникадило церкви: серебряное, позолоченное (работы мастера
Сверчкова, 1624 г.). Интересны и прекрасные образцы старинной малой
пластики — четыре деревянных подсвечника, расписанных по восковой основе
приблизительно в 1643–1645 гг.
|