Если обходить Соборную площадь Кремля по кругу, то
следующим зданием за Успенским собором будет Грановитая палата. Это
массивное здание, одной стороной примыкающее к Большому Кремлевскому
дворцу, построенному в 1839–1849 гг. на месте древних царских хором. От
них осталась только незначительная часть, и часть эта — Грановитая
палата. В те времена, когда она входила в архитектурный комплекс дворца,
ее иногда называли в документах Большой.
Мы с вами как следует познакомились с
оборонительными сооружениями Кремля и начали знакомство с его храмами. А
сейчас перед нами — образец гражданской архитектуры. Грановитая палата
была пристроена в 1487–1491 гг. к великокняжескому дворцу как зал для
торжественных церемоний. Ее спроектировали Марко Руффо и Пьетро-Антонио
Соларио. По замыслу архитекторов, строение увенчивала высокая
четырехскатная крыша, зрительно увеличивавшая его высоту, а стены были
облицованы гладко отшлифованными белокаменными плитами, чтобы достичь
композиционного единства с белокаменными стенами Успенского собора. Окна
были выполнены в виде сдвоенных арок В то время облик здания гораздо
больше напоминал итальянский стиль эпохи Возрождения.
До наших дней это изумительное по красоте здание, с
которым связано много значительных исторических событий, дошло, однако, с
некоторыми изменениями. Изменилась конструкция крыши, форма проемов
окон — теперь они прямоугольные, а в 1684 г. восточный фасад постройки,
выходящий на Соборную площадь, был облицован граненым камнем — тоже в
итальянском вкусе. С тех пор палата и получила название Грановитой. Но
эти переделки, связанные с ремонтом, потребовавшимся после произошедшего
в 1682 г. пожара, лишь придали Грановитой палате еще большую
законченность, сделали ее облик более соответствующим русским
архитектурным традициям. Тогда же крышу Грановитой палаты покрыли
позолотой и расписали по этому фону разноцветными орнаментами. В ту пору
Грановитая палата, и сегодня очень красивая, была поистине великолепна!
К сожалению, уже в 1696 г. эта замечательная кровля сгорела.
Здание Грановитой палаты — почти квадратное в плане —
имеет два этажа. На первом этаже (подклете) размещались хозяйственные
помещения, а на втором, площадью 495 м2, — собственно зал
приемов. Этот зал, занимающий весь второй этаж, днем освещался 18
окнами, расположенными по трем его стенам, а вечерами — паникадилами
(средневековое название люстр). Эти паникадила не сохранились, и в
XIX в. в Грановитую палату поместили 4 круглые люстры из массивной
бронзы, копирующие новгородскую разновидность паникадил — так называемые
«хоросы». Копии древних новгородских хоросов украшают Грановитую палату
потому, что восстановить вид утраченных московских паникадил у
реставраторов XIX в. не было возможности. Хоросы свешиваются на цепях с
9-метровых сводов, крестом сходящихся к центральному столбу. И этот
столб, и стены Грановитой палаты, ее зал в XVIII в. попытались привести в
соответствие с эстетикой того времени. Прекрасные фрески замазали
побелкой, а затем затянули поскучневшие стены вишневым бархатом. После
наполеоновского пожара было решено не восстанавливать этот официозный
декор, и приглашенные из села Палех художники-иконописцы, братья
Белоусовы, расписали Грановитую палату по сохранившейся «описи» Симона
Ушакова, который в 1668 г. реставрировал обветшавшую стенопись.
Воспроизводя библейские сюжеты, Ушаков в то же время составлял подробный
реестр изображенного — для отчета. И вот этот отчет помог замыслу
мастера возродиться вновь.
Для чего же служила вся эта роскошь? Какие именно торжественные церемонии проводились в Грановитой палате?
Именно здесь собиралась на заседания Боярская дума.
Здесь представители феодальной аристократии одобряли или не одобряли
внесенные царем предложения по управлению государством и ведению войн
(официальная формула того времени гласила: «Царь приказал, а бояре
приговорили»). Здесь сталкивались интересы придворных партий и
разыгрывались отвратительные и смешные сцены «местничества». Дело в том,
что места в Грановитой палате члены Боярской думы занимали согласно
строгому ранжиру: чем знатнее был боярин, тем ближе к царю разрешалось
ему сидеть. И вот иногда, претендуя на привилегии более знатных родов,
тот или иной боярин затевал спор с соседом, стремясь занять его место (в
прямом смысле, на скамье). Эти ссоры сопровождались бранью, а иногда и
драками, и многие цари боролись с нарушавшей порядок заседаний традицией
местничества, но безуспешно. Ведь это был едва ли не последний
отголосок времен феодальной раздробленности Руси, и к ссорам в Думе
бояре относились крайне серьезно, дело доходило порой до пожизненной
вражды.
Но, конечно же, не этими трагикомическими
происшествиями славна Грановитая палата. Кроме Боярской думы, с середины
XVI по середину XVIII в. здесь заседали Земские соборы, на которых в
решении судьбы страны участвовали представители различных сословий
государства — первый росток русского парламентаризма. В Грановитой
палате праздновались военные победы: так, именно здесь в 1552 г. Иван
Грозный торжественно отмечал взятие Казани. В 1653 г. собравшийся в
Грановитой палате Земский собор — представители духовенства, дворянства и
«торговых людей» — принял историческое решение о воссоединении Украины с
Россией.
Кроме этого, в Грановитой палате торжественно представлялись государям иностранные послы.
Интересная историческая подробность: по обычаям тех
времен женщинам запрещалось присутствовать на подобных официальных
мероприятиях. Но для того, чтобы жены и дочери великих князей (а позже —
царей) были в курсе происходящего, в Грановитой палате выгородили
небольшое помещение, которое называлось «тайник». Находясь в этой
комнатке, августейшие дамы, невидимые снаружи, могли слушать, что
говорилось за стеной, а при желании и наблюдать за происходящим через
высоко расположенное окошко, забранное частой решеткой.
Символическое значение Грановитой палаты было для
русской монархии так велико, что в XIX в. при строительстве
великокняжеских хором для постройки дворца на нее не посягнули.
Собственно, свою функцию парадной приемной
Грановитая палата исправно выполняла до начала XX в. — пока существовало
в России самодержавие.
Уцелел и переход, некогда соединявший Грановитую
палату с царским дворцом — теперь он «стыкует» ее с Владимирским залом
Большого Кремлевского дворца.
Это так называемые Святые сени. Они представляют
собой зал прямоугольной формы, стены которого украшают росписи на
библейские сюжеты. Та стенопись, которую мы видим в Святых сенях
сегодня, создана уже в XIX в.
Поражает роскошь и нарядность Святых сеней — они
кажутся перенесенными сюда из русской сказки. Причудливые выступы сводов
отделаны рельефными резными жгутами, украшенными позолотой. Раззолочены
и шесть белокаменных резных порталов, обрамляющих двери, тоже
украшенные резьбой. Интересно, что пройти можно только через одну из
них, остальные двери — ложные, установленные в Святых сенях уже в XIX в.
как элементы интерьера.
На протяжении столетий из Святых сеней был еще один,
ныне не существующий выход — на Соборную площадь. Это было знаменитое
Красное крыльцо. Собственно, оно являлось парадным выходом Святых сеней.
Именно с него объявлялись царские указы. Жителям постсоветской России
трудно даже представить себе, какое большое значение имело еще
сравнительно недавно в историческом масштабе Красное крыльцо!
С ним связаны многие важные моменты русской истории —
как трагические, так и радостные. Именно с Красного крыльца сбросили на
стрелецкие копья расположившегося в царских палатах Григория Отрепьева —
Лжедмитрия I. Это было начало борьбы россиян с иноземной оккупацией…
Но, тем не менее, гораздо приятнее припомнить другое…
«…В Стародавней Руси в царствование царя Алексея
Михайловича открывались на Святую Пасху — в третий или четвертый день
праздника — двери Передних сеней государевых — не для одних бояр и
сановников, но и для простого люда московского: торгашей, посадских,
мастеров всякого цеха, дворовых людей и крестьян. Все были празднично
одеты — кто как мог. Сколько было возможно пропустить народу — столько и
пускали в Передние сени, остальные получали приказ от стольника — ждать
у Красного крыльца. Царь на своем престоле принимал людей, и к руке
жаловал, и каждому из своих рук яйцо давал красное, монастырской
росписью разукрашенное. На пасхальной седмице царь раздавал до 37 000
яиц. Хранили люди царский подарок всю жизнь свою и передавали детям
своим… Затем выходил царь на Красное крыльцо и объявлял народу
громогласно: „Христос воскресе!" И откликалась толпа, и давала ему
ответ: „Воистину воскресе"» — так рассказывается о древней московской
традиции в сборнике «Христос воскресе: пасхальные рассказы», изданном
под эгидой Православного братства во имя Воздвижения Честного и
Животворящего Креста Господня.
«Кто из приезжающих в Москву, а особенно в первый
раз, не спешит побывать в Кремле, поклониться московским угодникам,
взглянуть на царские терема, Красное крыльцо и Грановитую палату!» —
писал М. Н. Загоскин в «Москве и москвичах». К сожалению, этот красивый и
овеянный дуновением Истории памятник старины был уничтожен в 1935 г.
|