Еще один памятник архитектуры гражданского назначения
расположен в стороне от бывших великокняжеских палат. Это естественно —
ведь изначально он не предназначался для проживания членов царствующего
дома. Этот дом построил для себя в 1652 г. боярин И. Д. Милославский —
тесть Алексея Михайловича Романова. После смерти боярина дворец отошел
государевой казне, а в 1679 г. его переделали под придворный театр.
Театральные представления в те времена назывались «потехами», и дворец
получил название Потешного.
Принято считать, что Потешный дворец — это первый
московский театр. На самом деле «потехи» были известны на Руси несколько
раньше: так, в правление Алексея Михайловича подобные представления
несколько раз давались в одном из помещений подклета Теремного дворца.
Однако несомненно, что Потешный дворец — первое здание, специально
оборудованное для театральных «действ». «Можно полагать с
достоверностью, что театральные представления не были известны русским
до второй половины XVII столетия. В 1659 г. российский посол Лихачев
видел во Флоренции в первый раз театральное представление; ему более
всего понравилась скорая перемена декораций и деревянные лошади, которые
двигались, как живые. Вероятно, возвратясь в Россию, он подал мысль
царю Алексею Михайловичу завести нечто похожее на театр в доме боярина
Матвеева; потом, в 1676 году, под надзором того же боярина были
представления в Кремлевском дворце, Преображенском селе и Потешном
дворце», — рассказывает о зарождении русского театрального искусства
М. Н. Загоскин, который в цитируемом здесь отрывке из книги «Москва и
москвичи» упоминает различные места, где делались попытки организовать
первые театральные представления до переоборудования Потешного дворца.
Эти представления напоминали западно-европейские
средневековые мистерии: представляли собой инсценировки библейских
сюжетов и длились по много часов. Иногда даже «потеха» оказывалась
настолько продолжительной, что зрителям приходилось приходить в театр по
2–3 дня подряд, терпеливо досматривая бесконечный «сериал», действие
которого разворачивалось в реальном времени. Такие представления
посещали царь и его приближенные, а также приглашенные иностранные
послы. «Показали первую комедию — „Артаксерксово действо". Десять часов
отсидел Алексей Михайлович, глядя на сцену, ну да ему не привыкать было —
на приемах сидеть не меньше приходилось, а на пирах и говорить нечего…
На самом хорошем месте сидел, конечно, государь-царь. Бояр в хоромину
набилось видимо-невидимо, почитай, вся Бархатная книга собралась. Женщин
не было — не положено. Только на галерее, за деревянной решеткой,
сидели царица Наталья Кирилловна и ее мамки-няньки» — так воспроизводит
атмосферу этих представлений М. Успенский («Устав соколиной охоты»).
Наиболее резким отличием русского театра от
западно-европейского было отсутствие «фарсов» — вкрапленных в действие
комических эпизодов с бытовыми сюжетами, не связанными с общей темой
представления. Дело в том, что популярное с древности на Руси искусство
скоморохов — бродячих артистов, которые в основном и ставили комические
представления, — в XVI–XVII вв. было объявлено вне закона. Церковь
объявила участие в подобных выступлениях и их просмотр греховным, а
светские власти приравнивали занятие скоморошеством к «воровству» (этим
словом в ту эпоху обозначали всякое уголовное преступление вообще).
Причину такой смены отношения к безобидной забаве — моральную и
социальную — приводит в уже упоминавшейся повести М. Успенский:
«Когда-то, во время оно, повелел государь всю скоморошину на Русской
земле разогнать. Гудки, жалейки, сопелки, домры, бубны, хари и машкары
мерзостные были преданы огню, а скоморохов поставили в батоги… Потому
что за каждой ватагой человека не пошлешь проверять, что они там
представляют. А они известно что представляют — как холоп боярскую жену
огулял, как пьяный поп обедню служит».
Это не означает, что сюжеты «действ» были только
нравоучительными. Рассказывая о русском театре XVII в., М. Н. Загоскин
упоминает и постановки юмористического характера: «…большая часть наших
русских духовных представлений, или мистерий, написана прозою, а
некоторые — весьма плохими… стихами с рифмами; в том числе комедии:
„Притча о блудном сыне", в которой секут этого расточителя нещадно
плетьми…» («Москва и москвичи»).
Стоит обратить внимание на такую подробность.
Перечисленных М. Успенским народных музыкальных инструментов,
действительно использовавшихся во время представлений скоморохов, —
гудков (струнный смычковый инструмент, напоминающий двухструнную
скрипку), домр (струнный щипковый инструмент), жалеек и сопелок (духовые
инструменты), в оркестре Потешного дворца не было. Театральные
представления сопровождались музыкой, исполнявшейся на специально для
этого приобретенных западно-европейских инструментах. «…В этом доме
давались первые зрелища в Москве и, вероятно, во всей России; бывали
иногда маскерады, в которых немцы играли на органах и фиалах, и
происходили разные другие потехи» — в этом отрывке из «Москвы и
москвича!» М. Н. Загоскин упоминает типичные для западно-европейской
развлекательной музыки той эпохи струнные инструменты: органиструм
(полумеханический струнный инструмент) и виолу (предшественницу
скрипки).
А теперь познакомимся с самим зданием. Боярин
Милославский возвел свое роскошное жилище на месте сгоревших во время
пожара 1626 г. небольших дворов, принадлежавших менее знатным боярским
родам, — у самой стены кремлевской цитадели, между Комендантской и
Троицкой башнями. В 1671 г. к Потешному дворцу со стороны внутренней
территории Кремля были сделаны деревянные пристройки — небольшие здания,
в которых жили дочери Алексея Михайловича, царевны Софья,
Екатерина, Феодосия и Наталья — любимая сестра Петра I. «Царевна Софья
вернулась от обедни… Села на отцовский стул, вывезенный из-за моря…
Стулец этот недавно по ее приказу принесли из Грановитой палаты. Вдова,
царица Наталья, узнав, кричала: „Царевна-де и трон скоро велит в
светлицу к себе приволочь"…
„Мартовское солнце жарко било разноцветными лучами
сквозь частые стекла двух окошечек. В светлице — чистенько, простенько,
пахнет сухими травами. Белые стены — как в келье. Изразцовая с лежанками
печь жарко натоплена. Вся утварь, лавки, стол покрыты холстами.
Медленно вертится расписанный розами цифирный круг на стоячих часах.
Задернут пеленою книжный шкафчик — великий пост — не до книг, не до
забав.
Софья поставила ноги в суконных башмаках на
скамеечку…" — следом за А. Н. Толстым входим мы в светлицу старшей
дочери Алексея Романова, будущей соправительницы юных царей Петра и
Ивана (роман „Петр I").
В том же 1671 г. Потешный дворец соединили крытыми
(„теплыми") переходами с находившимся напротив входившим в дворцовый
комплекс зданием, в котором тогда находилась Оружейная палата. Сегодня
нам привычно здание Оружейной палаты, выстроенное в 1851 г. Здесь нужно
сделать небольшое отступление. Здание Оружейной палаты, которое многие
из вас наверняка посещали с экскурсиями, находится на Боровицкой улице
Кремля, на месте Троицкого подворья и части той территории, на которой
некогда помещались государевы Житный и Конюшенный дворы. Однако
Оружейная палата, как учреждение, сформировалась гораздо раньше — еще в
XIV в., а наиболее древние „экспонаты" начали поступать в XII в.
Изначально она была не музеем, а хранилищем драгоценностей,
принадлежащих великокняжеской семье, — украшений, посуды, драгоценного
оружия, регалий, воинских доспехов, даже икон. Эти предметы по мере
необходимости извлекались из хранилища для различных торжественных
церемоний — венчаний на царство, царских свадеб, торжественных
процессий, парадных пиров, встреч иностранных послов, — а по их
окончании водворялись обратно. Интересная подробность: в казне хранились
одеяния и оружие не только для царя и членов его семьи, но и для
придворных, которые получали их на время торжественных церемоний для
создания атмосферы роскоши.
Сокровищница оружейной палаты неуклонно пополнялась, в
нее помещались предметы, специально изготавливавшиеся для парадных
церемоний придворными мастерами, военные трофеи, а также дары, которые
преподносили русским царям иноземные государи, европейские купеческие
гильдии, желавшие получить торговые льготы, иностранные послы — при
аккредитации. Так, в 1620 г. английский посланник Джон Меррик принес в
дар царю Михаилу Федоровичу серебряного льва: „…стоит на задних ногах,
правая нога на поддоне, хвост между ног лежит по земле, правую лапу
поднял вверх, левую прижал к себе" — так зафиксировали в описи дотошные
дьяки. Кроме того, в царскую сокровищницу порой помещались предметы,
ранее принадлежавшие знатным боярским родам. Их тоже преподносили в
подарок или отписывали по завещаниям в знак верноподданничества. Сначала
царская сокровищница хранилась в Благовещенском соборе Кремля, но
постепенно она разрослась настолько, что для нее потребовалось отдельное
хранилище. В 1485 г. по повелению Ивана III было выстроено каменное
здание с мощными стенами — Казенный двор. Он стоял на Соборной площади,
между Благовещенским и Архангельским соборами. В 1511 г. Василий III
утвердил должность оружейничего — хранителя сокровищницы. В обязанности
этого чиновника вменялось не только присматривать за сокровищницей, но и
надзирать за изготовлением парадного и охотничьего оружия для великих
князей. (При Оружейной палате имелись приписанные к ней мастерские, в
которых изготовлялось холодное и огнестрельное оружие.) В XVI в.
Оружейная палата тесно взаимодействовала с Конюшенным приказом, который
кроме царской конюшни ведал парадным конским убранством. Вот как
описывал участников торжественной процессии Б. Таннер, прибывший в
Москву в 1678 г. в составе польского посольства: „Подъехав к городу
ближе, глядим — новый, невиданный дотоле отряд воинов! Цвет длинных
красных одеяний был на всех одинаков; сидели они верхом на белых конях, а
к плечам у них были прилажены крылья, поднимавшиеся над головой и
красиво расписанные; в руках — длинные пики, к концу коих было приделано
золотое изображение крылатого дракона, красиво развевавшееся по ветру…
Мы проехали уже три четверти мили, когда встретили
царских спальников в богатом наряде, мчавшихся на роскошно убранных
иноходцах…
На всадниках ловко сидели красные полукафтанья, а
другие, вроде длинного плаща, мастерски вышитые, подбитые соболем, были
накинуты на шею, они называют их ферязями. На каждой ферязи на груди по
обе стороны виднелись розы из крупных жемчужин, серебра и золота. Они
носили эти ферязи, отвернув их у правого локтя и забросив за спину.
Блиставшие на солнце каменьями, золотом и серебром шапки придавали еще
больше красы этой веренице и без того нарядных спальников. Сбруя тоже
была великолепна: справа и слева от удил до передней седельной луки, в
виде полукруга, висели серебряные, а иные так и золотые, испещренные
разными узорами цепи, толщиною в три пальца, их бряцание заставляло
коней привскакивать." Конские ноги украшались подковами, тоже
производившими звук от привешенных к ним серебряных цепочек, и дорогими
наколенками. Словом, весь отрад их (думается, было их до двухсот) так и
горел, как жар, своим светлым убранством» (имеются в веду так называемые
«гремячие цепи», непременный атрибут русских парадных выездов. Звенья
этих цепей, выполнявшихся из благородных металлов, были полые, и внутри
них помещались металлические шарики, издававшие при движении коня звон).
К концу XVI в. была создана Мастерская Царской и
Царицыной палат, в которой искусные золотошвеи изготавливали одежду и
постельные принадлежности для членов царской семьи. Созданные
мастерицами шедевры тоже помещались в Оружейную палату. Не следует
удивляться тому, что в сферу интересов хранителей сокровищницы попали
покрывала и одеяла: те из них, которые помещались в сокровищницу, имели
не функционально-бытовое, а парадное назначение. Их стелили напоказ, как
элемент парадного убранства опочивален. «Для будущей царицы заготовлено
одеяло — оксамит золотой, по нем полосы на горностаях, грива — по
атласу червчатому низано жемчугом, в гриве двадцать два изумруда и в том
числе два камня зеленых граненых. Спать под таким одеялом не можно —
задавит тяжестью; взор же радует самый прихотливый», — описывал подобное
изделие М. А. Осоргин в рассказе «Выбор невесты». Для того чтобы вам
легче было представить себе это поистине царское одеяло, поясню:
«оксамит золотный» — шелковый бархат с вышивкой золотой нитью, а «грива»
— бахрома.
Пополняли Оружейную палату и изделия придворных
ювелиров, с XVII в. отданных в ведомство специально созданных
Серебряного приказа и Приказа золотого дела.
Во время пожара 1547 г. Казенный двор изрядно
пострадал: «И загореся… Казенный двор с царскою казною… казна великого
князя погоре, и оружничая палата вся погоре с воинским оружием и
постельная палата с казною…». Тем не менее уже в 1572 г., когда,
опасаясь подступавших к Москве войск хана Девлет-Гирея, царскую
сокровищницу решено было вывезти в Великий Новгород, для ее
транспортировки потребовались два обоза, каждый из которых насчитывал
450 саней!
После утраты здания Казенного двора Оружейная палата
не имела собственного помещения. Ее помещали то в одних, то в других
покоях царского дворца.
На тот момент, когда в пристроенных к бывшему дому
Милославских хоромах разместились царевны, Оружейная палата
располагалась как раз напротив, и вот над Дворцовой улицей Кремля
протянулись крытые галереи, соединяя покои царевен с остальным дворцом.
Эти переходы были разобраны в 1801 г. вообще, в XIX в. облик Потешного
дворца претерпел значительные изменения. Он снова стал использоваться в
качестве жилого здания — здесь поместился комендант Москвы. Именно из-за
этого расположенная поблизости Колымажная башня Кремля стала
Комендантской. Комендантской стали называть и Дворцовую улицу.
Разумеется, никаких следов театра внутри Потешного
дворца не осталось — вместо оборудованной устройством для смены
декораций сцены, зрительного зала и подсобных помещений в нем были
распланированы типичные для XIX в. жилые комнаты. Но переделки на этом
не закончились: изменился и внешний облик дворца. Со стороны кремлевской
стены к зданию добавили балкон на кубышкообразных колоннах, а со
стороны улицы — роскошный портал из белого камня, украшенного резьбой.
Он удивительно гармонирует с обрамляющими окна резными декоративными
наличниками. Этот портал — не новодел: его перенесли сюда с разобранного
крыльца дворцового фасада и, таким образом, сохранили для нас с вами.
Вообще, все переделки внешнего облика здания носили скорее декоративный
характер, и, если не обращать внимания на некоторые изменения во вкусе
XIX в. и особенно на пристроенные к бывшему жилищу Милославских жилые
корпуса, перед нами предстает роскошный по меркам своего времени дворец
второй половины XVII в. — не только очень красивый, но и интересный
памятник русской гражданской архитектуры.
По виду дворца можно сделать некоторые выводы о том,
как жили некогда его обитатели. Вот, например, верхний ярус Потешного
дворца. В нем когда-то размещалась домовая церковь бояр Милославских. До
сих пор сохранилась башенка на четырех столбиках — она использовалась
как колокольня, а заодно — и как дозорная вышка. В помещении под
башенкой размещалась трапезная, в которой обедал причт этого маленького
храма. |