Да, нашим глазам в Кремле предстало много памятников
архитектуры, которые помогли нам приоткрыть уголок завесы времени,
скрывающей жизнь допетровской Москвы. Но сколько их было утрачено за
прошедшее время! Конечно, самые большие потери Кремль понес в 1930-е гг.
Если встать у Троицких ворот, справа от нас будет стеклянная громада
Дворца съездов, а слева и впереди — широкое пустое пространство. А ведь
сравнительно недавно в историческом масштабе все оно было застроено, да и
на месте Дворца съездов находилось немало памятников старины! Все они
были варварски уничтожены. Достаточно вспомнить хотя бы о трагической
судьбе Чудова монастыря.
В первой половине XIV в. Иван Калита выстроил к
востоку от стоявших тогда на Соборной площади храмов Михаила Архангела и
Иоанна Лествичника помещение для послов из орды — Ханский двор. Рядом с
ним располагались дворы бояр. А вплотную к ним на Зарубе стоял двор
сына великого князя, Андрея Ивановича. В 1358 г. на месте Ханского двора
был построен Чудов монастырь. История этой замены такова. Супруга
ордынского хана, Тайдулла, тяжело заболела. Любящий муж приглашал к ней
лекарей со всех концов света, но никто не мог помочь. И вот московский
митрополит Алексий, узнав о случившемся несчастье, отправился в Орду и
сумел излечить страдающую ханшу. Это было воспринято окружающими как
чудо! Благодарная Тайдулла распорядилась подарить русской Православной
церкви, представителем которой был Алексий, территорию находившегося в
Москве ордынского посольства, а он, в свою очередь, решил построить на
этом месте монастырь. Он долгие века стоял в Кремле — овеществленная
память о том, что человеческая доброта не знает национальных и
религиозных различий, — пока не попался под горячую руку строителям
«нового мира». Самое печальное заключается в том, что больше сказать о
Чудовом монастыре практически нечего. Его истребили (иначе не скажешь)
так поспешно, что ученые даже не успели обмерить и описать его. На
память о Чудовом монастыре нам осталось несколько низкокачественных
фотографий конца XIX — начала XX в., по которым можно лишь
приблизительно реконструировать его внешний вид…
Впрочем, было бы несправедливым обвинять во всех
грехах «красную власть», хотя в последние годы это стало чуть ли не
хорошим тоном. Действительно, в 1930-е гг. была погублена значительная
часть исторического наследия. Но, говоря о Кремле, следует признать, что
многие интересные с исторической точки зрения сооружения исчезли с лица
земли гораздо раньше, и без всякого вмешательства марксистов. Вот
пример того, как возникали и исчезали в Кремле здания, сменяя друг
друга. Уже упоминавшийся двор Андрея Ивановича унаследовал его сын
Владимир, один из героев Куликовской битвы, получивший за свои подвиги
прозвище «Храбрый». А уже в XV в. им владел сын Владимира Храброго
Ярослав, перестроивший и украсивший дедовские палаты. По его имени этот
двор получил название «Ярославова двора». Но уже сын Ярослава попал в
опалу и двор «был взят в казну», по выражению того времени. Иван III
разрушил Ярославов двор и в 1491 г. выстроил для себя на его месте
деревянный дворец. Однако уже через два года дворец сгорел, и
восстанавливать его не стали.
Бесследно исчез стоявший в самом начале Дворцовой
(Комендантской) улицы дом, построенный в 1473 г. князем Верейским. В
1486 г., умирая, князь завещал свой дом Ивану III. Вскоре в нем
поселился Пьетро-Антонио Солари. А рядом с бывшими палатами Верейского
находился дом, служивший пристанищем самому Фиораванти. Эти здания «не
дожили» и до XIX в. А он, в свою очередь, принес новые утраты: вся
застройка правой стороны Дворцовой улицы была уничтожена. А ведь там
были такие ценные для всякого, кто интересуется историей, объекты, как
первая в Москве аптека, ювелирные мастерские, в которых работали мастера
Оружейной палаты, и даже Наугольная водовзводная палата — своего рода
водоразборная станция, распределявшая воду, поступавшую из Водовзводной
башни.
Перечислять то, что не дошло до наших дней, молото
долго. Но нам предстоит двигаться дальше, знакомясь с допетровской
Москвой. Настало время попрощаться с Кремлем, и пусть это прощание будет
не грустным, а радостным. Давайте посмотрим, какие интересные памятники
старины сможет предложить нам Кремль на прощание.
Начиная от Спасской башни все подножие Боровицкого холма, обращенное к реке — бывший Подол, — покрыто садами. А ведь
это не случайно. Как ни удивительно, густо застроенный Кремль всегда
был очень богат зеленью. Каждый уголок, свободный от застройки,
заботливые руки спешили засадить деревьями и цистами. Соды были даже на
крышах зданий: в начале XVII в., едва освободив Кремль от захватчиков,
на крыше Запасного дверца разбили сад, который получил название Верхнего
набережного. В 1633 г. туда подвели трубы, подававшие для поливки году
из Водовзводной башни. А через два года по соседству появился Нижний
набережный сад. При Федоре Иоанновиче эти сады назывались Красными
(«красивыми») — так хороши они были. В каждом из них было устроено по
пять «закутных цветников» (оранжерей), в которых выращивались вывезенные
из Южной Европы и субтропические плодовые деревья. Кроме того, в
Верхнем саду имелся «водомет» (фонтан) и несколько бассейнов, в которых
плавали рыбки. Но, пожалуй, больше всех русских государей заботился о
кремлевских садах Алексей Михайлович, вообще, судя по всему, очень
любивший живую природу. Недаром он стал автором книги о соколиной охоте,
из текста которой ясно видно, что царь любил и знал не только ловчих
птиц, но и многочисленных обитателей подмосковных лесов. С любовью
Алексея Михайловича к животным связана даже одна забавная легенда. Зная о
пристрастии царя к диковинным животным, — гласит она, — некие восточные
купцы преподнесли ему китайских золотых рыбок. Видя, как царь
обрадовался подарку, они решили набить ему цену и сказали, что рыбки эти
— волшебные и совершенно не нуждаются в обычном корме. Царь якобы
поверил им и не стал кормить рыбок. Конечно, очень скоро все золотые
рыбки погибли… Алексей Михайлович и вправду был ценителем золотых рыбок и
держал их в бассейнах своих оранжерей. Но, вопреки легенде, рыбок
неплохо кормили, и они даже давали приплод. Впрочем, может быть, царь
просто усвоил урок?
Золотые рыбки Алексея Михайловича уплыли от нас по
реке времени. Прошлое предлагает нам лишь неодушевленных свидетелей
допетровской эпохи. С кем же мы забыли повидаться в Кремле? Думаю, вы
уже догадались об этом. Дадим слово М. Н. Загоскину: «Я думаю, нет
такого отдаленного уголка в России, где не знали бы, хотя бы по
рассказам, что в Москве есть колокол, которым можно, как шапкою, накрыть
порядочную избу, и толстая пушка, которая так велика, что в ней солдаты
в карты играют и что из нее никогда не стреляли: затем, дескать, что
если из нее выпалить, так Иван Великий покачнется и стена кремлевская
треснет» («Москва и москвичи»). Как ни странно, убеждение в том, что из
Царь-пушки никогда не стреляли, свойственно не только малограмотным
крестьянам XIX в., но и многим нашим с вами современникам. Неужели оно
верно?
Рассуждая о неспособности Царь-пушки к стрельбе,
многие добавляют, что она, якобы, была предназначена для морального
устрашения врагов. На самом же деле Царь-пушке доводилось стрелять, но…
только на испытаниях. Литейщик Андрей Чохов, создавший ее в 1586 г.,
разумеется, опробовал свое изделие, прежде чем вручить заказчику —
великому государю Федору Иоанновичу. Кстати, среди рельефных изображений
на пушке есть портрет этого царя.
Правда, стреляла Царь-пушка не ядрами. Те гигантские
шары, которые сложены в пирамиду возле нее, — декоративные, они отлиты в
XIX в. А изначально Царь-пушка предназначалась для стрельбы картечью —
дробленым камнем и обрезками железного прута. Ведь Царь-пушка — это ее,
если можно так выразиться, прозвище, а настоящее имя — Дробовик
российский. Сейчас она мирно стоит на декоративном лафете, отлитом в
1835 г., у стен Патриарших палат, а до XIX в. она стояла возле въезда в
Спасскую башню на специальном поворотном круге. Царь-пушке не довелось
палить по врагам, но причина этому — не ее неспособность к стрельбе, а…
отсутствие врагов.
Благодаря своей величине получил прозвище и
Царь-колокол. Он и поныне остается самым большим из всех, когда-либо
существовавших в мире. Весит он 200 т, имеет высоту 6,14 м и диаметр
6,6 м. Он был отлит в 1733–1735 гг. литейщиками Иваном Моториным и его
сыном Михаилом. Работы велись прямо в Кремле. Колокол был уже готов, и
около 200 человек работали над его внешней отделкой, когда разразился
пожар 1737 г., так называемый Троицкий. Леса, окружавшие колокол, и
стоявшие по соседству с котлованом, в котором он находился, сараи и
склады охватил огонь. Спеша потушить пожар, люди не обращали внимания,
что вода, которую они лили в пламя, попадала и на колокол. Бронза не
выдержала, и колокол покрылся множеством трещин, а потом от него
откололся кусок весом в 11,5 т.
Испорченный колокол забросили, и он остался на дне
котлована. Лишь через 100 лет, в 1836 г., А. Монферран — создатель
собора во имя св. Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге — сумел поднять
его и установил на каменный постамент, на котором мы и сегодня можем
видеть Царь-колокол у подножия колокольни Ивана Великого. Так что если
Царь-пушке все же удалось пострелять, то Царь-колоколу так и не пришлось
позвонить…
В зарешеченные отверстия пьедестала можно увидеть
лежащий на земле язык колокола. Но это — не язык от Царь-колокола. В
Средневековье к колоколам относились, как к одушевленным существам.
После изготовления над ними служили молебны — как бы крестили их
Колоколам давали имена, пусть и не церковные. А иногда колокола
наказывали. Доставалось тем из них, которые своим звоном «посмели»
подавать сигналы к бунтам. Людей за подобное карали вырыванием языка и
ссылкой в монастырь. Вот и «бунташные» колокола отправляли в ссылку, а
порой и вырывали им языки. Под пьедесталом Царь-колокола хранится именно
такой язык. Кроме «ссыльных», как называли такие наказанные колокола,
на Руси знали еще колокола «пленные» — захваченные у противника. Имелись
колокола «золоченые» — богато украшенные, и «лыковые» — без отделки.
Царь-колоколу, без сомнения, предстояло стать «золоченым». Но судьба его
сложилась так, что сусальное золото на его поверхность нанести не
успели. Зато никуда не делся покрывающий его поверхность тонкий
рельефный орнамент, в который искусно вплетены пять изображений святых и
портрет царя Алексея Михайловича. |