Но вернемся в те времена, когда все это водное
великолепие, еще не замутненное потребительским отношением человека,
ярко сверкало под лучами солнца. В ту давнюю пору реки были не только
естественными источниками водоснабжения, не только «поставщиками» рыбы —
они были надежными, самой природой проложенными дорогами, по которым
жители древних поселков могли добираться до своих соседей, а порой и
пускаться в далекие путешествия. Разветвленная сеть водных дорог,
покрывавшая территорию будущей столицы, делала эти места очень выгодными
для племен, желавших осуществлять торговые и дипломатические отношения с
другими народами. И в XI–XIII вв. вятичи, осваивая новые земли,
выстроили здесь ряд укрепленных поселков — их следы найдены в Деревлеве,
Зюзине, Конькове, Матвеевском, Тушине, Филях, Царицыне, Черемушках,
Чертанове, возле станции Яуза… Жители этих деревень — те самые люди,
которые составили первоначальное ядро населения Москвы.
Разумеется, рождение такого великого города не
обошлось без исторических загадок и окрашенных народной фантазией и даже
мистикой легенд. Например, с середины XIV в на московской карте
появилось название «Кучково поле» — так именовалась местность в северной
части нынешнего исторического центра города, между современными
Лубянской площадью и Сретенскими воротами Белого города. (Впрочем,
некоторые современные исследователи склоняются к мысли, что Кучково поле
простиралось между Сретенскими воротами и нынешними Чистыми прудами.) С
этим местом связано имя полулегендарного боярина Кучки — действительно
существовавшего исторического лица, который в середине XII в. владел
значительной частью московских земель. Смесь исторической правды и
позднейшего вымысла, которым окружено имя Кучки, хорошо передает
М. Н. Загоскин, рассказывая об истории основания Москвы; «Не говоря уже о
Новгороде и Киеве., есть много городов в России гораздо старее Москвы.
Однако ж имя ее встречается в летописях первой половины XII столетия… В
1147 г. Суздальский князь Юрий Владимирович угощал в ней князя
Святослава Ольговича Северского. Около того же времени в южной России
она была известна под настоящим именем своим и под названием Кучкова. В
XIII веке ее причисляли к залесским городам. Есть версия неких
летописцев, не очень уважаемая в ученом мире, но в которую я, как
истинный москвич, готов от всей души поверить, об основании Москвы еще в
882 году знаменитым Олегом, который, проезжая из Новгорода в Киев,
построил городок на речке Неглинной, в том самом месте, где она впадает в
Москву-реку. Впоследствии этот городок вместе со своим округом перешел
во владение суздальского боярина Степана Ивановича Кучки. Дом этого
боярина стоял на берегу Поганого пруда, в начале XVIII столетия неизвестно почему переименованного в Чистый. Вся окружность этого пруда, составляющая нынешнюю Сретенскую часть, называлась Кучковым полем.
Насильственная смерть боярина Кучки, убитого князем Суздальским Юрием
Владимировичем, женитьба сына его Андрея Боголюбе кого на дочери
умерщвленного боярина, и потом, спустя много лет, ужасная месть,
совершенная сыном Кучки над этим же самым Андреем Боголюбским,
необычайная казнь убийц великокняжеских, которых посадили живыми в
деревянные короба и бросили в озеро Плещеево, где, по народному
преданию, они и теперь еще плавают, — все это так занимательно и так
походит на какой-то романтический вымысел, что, может быть, строгий
критик не решится никак назвать эти происшествия историческими фактами.
Впрочем, как бы то ни было, но то верно, что о Москве упоминается в
летописях XII столетия… Есть еще предание, о котором я не смел бы и
заикнуться, говоря с ученым профессором истории. В этой легенде
рассказывают о каком-то отшельнике Букале, который в незапамятные
годы жил на нынешней кремлевской горе, покрытой тогда непроходимым
бором, отчего этот холм и назывался в старину Боровицким. Теперь
остались только в Кремле три памятника, напоминающие нам о существовании
этого дремучего леса: собор Спаса на Бору, церковь Рождества Иоанна
Предтечи на Бору и Боровицкие ворота» («Москва и москвичи»).
История об «отшельнике Букале» не имеет исторического
подтверждения. Вся полезная информация, которую мы с вами можем вынести
из нее — само имя отшельника, явно угро-финское. Это еще одно
доказательство того, что некогда московские земли населяли угро-финские
племена (представители той самой фатьяновской культуры). Ведь некоторые
исследователи само название города, происхождение которого так и не
получило однозначного объяснения, выводят от угро-финского слова,
означающего «медведица» — бурые «хозяева лесов» обожествлялись и
угро-финнами, и впоследствии славянами.
Не находит подтверждения проверенными историческими
фактами и рассказ об основании Москвы князем Олегом. А вот человек,
давший свое имя урочищу Кучково поле, вполне заслуживает того, чтобы
уделить ему немного внимания.
Дом, а точнее, укрепленный замок или форт,
принадлежавший Степану Кучке, действительно возвышался на том месте,
которое впоследствии было названо Кучковым полем. Правда, остается
невыясненным, кем на самом деле был первым упомянутый в летописях
владетель земель на берегах Москвы-реки — явился ли Кучка со своей
дружиной (некоторые источники именуют его «тысяцким», то есть командиром
тысячи воинов) в эти места издалека или же был одним из вождей вятичей,
сплотившим вокруг себя воинов и народ. Как бы то ни было, Кучке
принадлежало не только укрепление на берегу речушки Рачки — притока
Яузы, которая, как мы помним, в свою очередь несет свои воды в
Москву-реку. Следует особо отметить, что, пересказывая легенду, Загоскин
воспроизводит и приводимую в ней неточность — в XII в. в течении Рачки
еще не существовало пруда — искусственно созданного водоема. Кроме
форта, Кучке принадлежали и раскинувшиеся по обоим берегам Москвы-реки
«красные села». Все это великолепие действительно упоминалось
современниками как «Кучков-городок» или «Кучково». Породившие легенду
летописные указания повествуют о том, что великий князь Юрий
Владимирович, впоследствии получивший прозвище Долгорукого, направлялся
со своей дружиной во Владимир, где княжил его сын Андрей Боголюбский
(получивший свое прозвище не за какое-то необыкновенное благочестие, а
по селу Боголюбову, где располагался его замок). Проезжая через земли
Кучки, князь якобы вступил в конфликт с их владельцем — Кучка не только
не пожелал оказать знатному гостю соответствующие почести, но и оскорбил
его. Возмущенный Долгорукий приказал своим воинам схватить надменного
Кучку и предать его казни, однако пощадил детей своего обидчика — двух
сыновей и красавицу дочь. Он взял их с собой во Владимир, где юные
Кучковичи получили придворные должности, а их прекрасная сестра Улита
сумела вызвать любовь князя Андрея и стала его женой. Однако дети
убитого боярина не забыли горе, причиненное их роду, и организовали
заговор; в результате которого Андреи Боголюбский был зверски убит в
собственном дворце. Князь же Юрий построил на отвоеванных у Кучки землях
деревянную крепость…
Трудно сказать, какие дипломатические интриги
маскирует эта история, скомпилированная в середине XV в., несомненно,
для того, чтобы не вносить в летописи сведения о каких-то действительно
имевших место событиях политической жизни Древней Руси. Но то, что
история гибели Кучки пронизана вымыслом, несомненно. Ведь ни в одной из
древнейших исторических хроник нет никакого упоминания о Степане Кучке
как о самостоятельной политической фигуре. Кучковичи же, согласно
сведениям, которые можно прочитать в Ипатьевской летописи, действительно
существовали и на самом деле были участниками заговора, имевшего целью
убийство князя Боголюбского. Истинные причины этого заговора являются
предметом спора историков и сегодня. Вряд ли гибель сына Юрия
Долгорукого — строителя одного из величайших памятников древнерусского
зодчества, храма Покрова на Перли — была связана лишь с личной местью.
Известно, что Андрей Боголюбский, стремившийся укрепить княжескую
власть, совершенно не считался с интересами подчиненных ему мелких
феодалов. Несомненно также, что от стремился возвысить Владимирское
княжество. Следовательно, тайна гибели Андрея Боголюбского может найти
объяснение и в заговоре бояр, и в происках соседних князей. Отсутствие
точного ответа окутало это давнее событие множеством легенд. Существует,
к примеру, версия, согласно которой Андрей Боголюбский похитил у своего
отца Юрия Долгорукова чудотворную икону Владимирской Богоматери.
Святыня долгое время приносила Андрею неслыханную удачу, но в конце
концов Божья кара за кощунство настигла его…
Не имея возможности сказать ничего достоверного о
полулегендарных временах владычества таинственного Кучки, мы, тем не
менее, с уверенностью можем судить о тех событиях, благодаря которым
Москва стала полноправной сестрой в семье русских городов.
Честь этого события, безусловно, принадлежит уже
упоминавшемуся князю Юрию Владимировичу Долгорукому — шестому сыну
Владимира Всеволодовича Мономаха, князю Суздальскому и великому князю
Киевскому. Этот удивительный человек, судьба которого словно повторяет
судьбу младшего сына из русской сказки, пользовался среди своих
современников громадным авторитетом за свою образованность, храбрость,
воинские и дипломатические таланты. После смерти Владимира Мономаха Юрий
Долгорукий стал самостоятельным князем Ростово-Суздальского княжества.
Уже тогда Юрий Долгорукий был охвачен жаждой перемен: вступив на
великокняжеский престал, он первым делом перенес столицу своих владений
из Ростова Великого в более выгодный в торговом и военном отношении
Суздаль. Укрепляя свои владения, князь-преобразователь строил на их
границах многочисленные крепости — одна из них, называвшаяся Кснятин,
впоследствии превратилась в город Тверь, а другая, Дубна, ныне
прославлена на весь мир как одно из средоточий российской науки. Князя
Юрия недаром прозвали Долгоруким — орбита его интересов простиралась
очень широко. Неизвестно, при каких обстоятельствах князю пришла мысль
заложить на высоком холме у слияния рек Москвы и Неглинной деревянную
крепость, но, согласно Ипатьевской летописи, «В лето 6655 иде Порги
воевать Новгорочской волости, и пришедъ взя Новый Торгъ и Мьсту всю взя,
а ко Святославу присла Юрьи, повеле ему Смоленьскую волость воевати; и
шедъ Святославъ и взя люди Голядь, верх Поротве, и так ополонишася
дружина Святославля. И прислав Гюрги и рече: „Приди ко мне, брате, в
Москов". Святослав же еха к нему с детятем своим Олгом, в мале дружине,
пойма с собою Владимира Святославича; Олег же еха напередъ к Поргеви, и
да ему пардус. И приеха по нем отецъ его Святославъ, и тако любезно
целовастася, въ день пяток, на Похвалу святей Богородицы, и тако быша
весели. Наутрии же день повеле Порги устроити обедъ силенъ, и створи
честь велику им, и да Святославу дары многы, с любовию, и сынови его
Олгови и Володимиру Святославичю, и муже Святославле учреди, и тако
отпусти и; и обещася Порги сына пустити ему, яко же и створи…». Как
известно, Ипатьевская летопись была создана в начале XV в., и многие
сведения, относящиеся к более ранним историческим периодам, вошли в нее
не со слов очевидцев, а были переписаны из более ранних хроник. Несмотря
на такую «новизну», нам с вами достаточно затруднительно читать
приведенный текст. Попробуем расшифровать его. В первую очередь,
несомненно, следует обратить внимание на скандинавскую форму имени князя
— его именуют «Порги», что еще раз подчеркивает варяжские корни русской
знати. Затевая военную операцию, князь Юрий призывает на помощь своего
союзника — черниговского князя Святослава Ольговича (Олеговича). Для
черниговского князя поход оказался очень удачным — неподалеку от своего
города Лобынска, стоявшего в устье реки Протвы, Святослав и его дружина
победили врагов и взяли в плен многих из них. Обрадованный радостной
вестью, Юрий назвал союзника братом и пригласил отметить торжественное
событие богатым пиром.
Княжеский призыв «Приди ко мне, брате, в Москов» в
пересчете на современный календарь датируется 1147 г. (напомню, что
современное летосчисление принято вести от Рождества Христова, а во
времена Юрия Долгорукого за начало отсчета принималось сотворение мира).
Более того, при желании можно даже установить точное число этой
«встречи на высшем уровне». Следует только вспомнить, что в старину не
было принято указывать календарные даты — определяя время того или иного
события, упоминали религиозные праздники, совпадавшие с ним по времени.
Несложно установить, что «пяток» (пятница) пятой недели Великого поста
приходился в 1147 г. на 4 апреля (М. Н. Тихомиров, «Древняя Москва.
XII–XV вв.»).
Почему же — приходится часто слышать этот вопрос —
датой основания Москвы считается именно это упоминание в Ипатьевской
летописи? Ведь люди жили на берегах Москвы-реки и раньше… Дело в том,
что это первое зафиксированное свидетельство того, что в этих местах
появился город. Именно город, с княжеским замком и домами ремесленников,
а не деревня и даже не обнесенное земляной насыпью село. Именно поэтому
мы и считаем 1147 г. датой основания Москвы.
Незадолго до этого Юрий Долгорукий стал законным
властителем московских земель — пресловутый Кучка, скорее всего, уступил
ему свои земли в результате дипломатического договора, влившись со
своей дружиной в княжеское войско (и став там, судя по имеющимся данным,
«тысяцким» — недаром сыновья боярина Степана получили придворные
должности у Андрея Юрьевича Боголюбского). В пользу этого предположения
говорит и то обстоятельство, что Юрий Долгорукий не поселился в форте
возле реки Рачки (где, очевидно, по-прежнему жил да поживал Кучка, в
гибели которого так несправедливо обвинила князя впоследствии молва).
Нет, Юрий Долгорукий возвел свой собственный кремль — со свойственной
князю прозорливостью выстроив его на наиболее выгодном в оборонном
отношении месте, на высоком холме, поднимавшемся над широкой
Москвой-рекой. К моменту начала этого строительства на холме уже имелось
небольшое вятичское поселение, защищенное по периметру валом с
частоколом и узким рвом. Существовал и торгово-ремесленный посад
(«предградье»).
К тому дню, когда Святослав Ольгович получил любезное
приглашение прибыть на дружеский пир, дружина Юрия Долгорукого уже
контролировала окрестные земли — недаром князь ехал «в Москов» так
беспечно, отпустив сына с «малой дружиной» и тем самым разделив свой
отряд. Судя по всему, Святослав Ольгович не боялся нападения других
феодалов — неоспоримое свидетельство того, что во владениях Юрия
Долгорукого имелись хорошо охраняемые дороги. Можно предположить, что
Святослава больше заботила сохранность ценного подарка, который он
собирался преподнести Юрию, — «пардуса» (барса).
И вот теперь настало время подробно поговорить о
месте, куда Святослав Ольгович вез заморского зверя и где черниговского
князя ожидали пир, ответные дары и почести.
|