Третьей крупной и одной из древнейших улиц
Китай-города является Варварка. Она идет по берегу, по самой кромке
холма над Москвой-рекой от Спасских ворот, и раньше была началом дороги в
Владимирском, Рязанском и Казанском направлениях. Изначально по церкви
Всех Святых на Кулишках она звалась Всехсвятской — под этим именем ее
упоминают летописцы, описывая возвращение князя Дмитрия Донского с
Куликовой битвы в 1380 г. Но уже с 1434 г. она фигурирует в летописях
как Варварская, или Варьская. Сейчас это название связывают с церковью
Святой Варвары, однако церковь была построена в 1514 г. зодчим Алевизом
Фрязиным, а улица известна как Варьская уже в XV в., то есть за сто лет
до основания церкви. Существует версия, что название улицы произошло от
слова «варя», то есть «место, где варят» соль или напиток. Такие вари
были в Москве, это описано в исторических документах.
По другой версии, одноименная деревянная церковь
могла стоять на улице задолго до нового строения Алевиза Фрязина, и от
нее и произошло название улицы.
Улицу не раз переименовывали — то в Знаменскую по
Знаменскому монастырю, то в Большую Покровку — по церкви Покрова Божьей
Матери на Псковской горе, но все эти названия не прижились, и улица так и
осталась Варваркой до наших дней.
Церковь Святой великомученицы Варвары, как мы уже
говорили, была построена в 1514 г. при князе Василии III. Возводили ее
на средства купцов-сурожан Василия Бобра, Федора Вепря и Юшки
Урвихвостова — как считается, родных братьев. Кстати, именно по имени
московского гостя Юшки назван нынешний Никольский, а прежний Юшков
переулок, в котором стоит церковь Никола Красный Звон.
Чудотворный образ Святой Варвары, хранившийся в
церкви, особо почитался торговцами — ведь Варвара, наравне с Параскевой
Пятницей, считалась на Руси покровительницей торговли. Эта церковь была
настолько популярна в Москве, что по ней в XVI веке была названа не
только улица, но и угловая башня Китай-города — Варваринская.
Рядом с церковью располагалось подворье, подаренное
Иваном Грозным англичанам в 1556 г. Так возник Английский двор, в
котором останавливались английские купцы и послы и их семьи, а также
располагались склады товаров. Однако уже в 1649 г. англичане были
изгнаны из страны — формально из-за казни Карла: «…Великому Государю
ведомо учинилось, что Англичане всею землею учинили большое злое дело,
Государя своего Карлуса Короля убили до смерти», а фактически — в ответ
на неоднократные жалобы русских купцов на конкуренцию со стороны
англичан.
Дальше по улице, рядом с колокольней Знаменского
монастыря, выделяясь своей лаконичностью и простотой, находится церковь
Блаженного Максима Исповедника. Изначально во второй половине XIV в.
купцами из Сурожа была возведена деревянная церковь
Князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Но по-настоящему она стала
известна только после того, как при ней в 1434 г. похоронили московского
юродивого Максима Блаженного. Купцы-сурожане продолжали заботиться о
храме и вскоре построили новое каменное здание, освятив главный престол
во имя Преподобного Максима Исповедника. В 1698 г. церковь вновь была
перестроена костромским купцом М. Шаровниковым и московским купцом
М. Верховитиновым, и главный престол освятили именем Максима Блаженного,
Христа ради юродивого. Мощи Блаженного Максима хранились в храме до
самого его закрытия в 30-е гг. XX столетия — на особо устроенном
возвышении под балдахином в серебряном ковчеге.
Если идти дальше по Варварке, то мы минуем территорию
Знаменского монастыря, главное здание которого — Знаменский собор —
возвышается за игуменскими кельями, построенными в 1676–1680 гг. Сам
собор был возведен в 1679–1684 гг. костромскими зодчими Федором
Григорьевым и Григорием Анисимовым. История монастыря и собора тесно
связаны с семьей бояр Романовых. Двор Никиты Романовича и
Захарьина-Юрьева, деда царя Михаила Федоровича Романова, после избрания
Михаила Романова на царство стал называться «Старый Государев двор, что
на Варварском крестце», и при нем была домовая церковь иконы Божьей
Матери «Знамение», очень почитаемой в их роду. Именно на этом дворе и
был основан Знаменский монастырь, которому в 1631 г. царем Михаилом
Федоровичем была пожалована вся усадьба. Как считается, монастырь
заложен в честь рождения наследника, будущего царя Алексея Михайловича.
Верхний храм Знаменского собора остался посвящен
иконе Богоматери «Знамение», придел был освящен во имя Михаила Малеина —
небесного покровителя царя Михаила Федоровича. Нижний храм Преподобного
Сергия Радонежского имел предел Святителя Николая Чудотворца. Много
реликвий в монастырь было пожертвовано патриархом Филаретом (Романовым) и
инокиней Марфой — в миру Ксенией Романовой, супругой Филарета до их
совместного пострижения. На престольный праздник в храм всегда прибывали
царь и патриарх, выносились иконы, святая вода — народ видел, как царь
любит свою родовую церковь. В 1674 г. после пожара мастером Мелетием
Алексеевым были построены сводчатые «казенные кельи», где хранились
денежные средства монастыря.
До нашего времени от монастырских построек сохранились только собор и братский корпус.
Если пойти по Варварке дальше в сторону
Китайгородской стены, то мы вскоре встретим еще один замечательный храм,
уцелевший (правда, не в своем первозданном виде) до нынешних времен.
Это церковь Георгия Победоносца, «что на Псковской горе». Название
местности появилось после завоевания Пскова, когда здесь поселилось
несколько сотен семей псковичей. Пятиглавая церковь возникла в 1657 г.
после сноса старой и на ее фундаменте во владении боярыни Марии
Кошкиной-Голтяевой, тещи великого князя Василия II. Равный престол храма
был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, а приделы — великомученику
Георгию и святителю Петру, митрополиту Московскому. Также храм называли
«что у старых тюрем» или «что подле Варварского крестца у тюрем» — между
ним и Китайгородской стеной располагался Тюремный двор. А часть улицы, в
которой находился храм, также звали Покровской — по главному престолу
храма.
А на противоположной стороне Варварки, на углу с
Никитниковым переулком, подле Варварских ворот раньше была церковь
Иоанна Предтечи. Построил ее Филарет Никитич Романов в 1626 г. в память
посвящения его в патриархи 24 июня 1619 г. У церкви имелся придел во имя
Боголюбской Божьей Матери, чья чудотворная икона висела на Варварских
воротах.
От Варварки вверх к Ильинке шли переулки, в которых и
торговали, и держали склады. Всего переулков четыре: Хрустальный,
Рыбный — по названиям товаров, которыми в них торговали, Никольский и
Ипатьевский. Хрустальный переулок проходит между Средними торговыми
рядами и зданием старого Гостиного двора. Средние торговые ряды тянулись
по восточной границе Красной площади, сверху переходя в Верхние на
Никольской улице, а снизу, соответственно, в Нижние — в Зарядье.
Следующий переулок — Рыбный — проходит между зданиями старого и нового
Гостиного дворов. О старом Гостином дворе мы говорили уже, когда
беседовали об Ильинке: «Недалеко от крепости есть большой, обнесенный
стенами дом, называемый двором господ купцов, в котором купцы живут и
хранят свои товары». На месте нового Гостиного двора, архитектор
которого, к сожалению, неизвестен, в допетровскую эпоху был
«общественный Рыбный двор», состоящий из одноэтажных лавок, поставленных
в два ряда параллельно переулку. Из-за рыбных лавок переулок и получил
свое название.
Ипатьевский переулок сейчас перегорожен, из
исторических зданий остались лишь те, что расположены на пересечении
переулка с улицами Ильинкой и Варваркой. В здании № 12 в XVII в.
находились палаты Симона Ушакова — знаменитого русского иконописца,
картографа и рисовальщика, посвятившего свою жизнь развитию русского
иконописного искусства.
В 22 года он поступил на государеву службу в
Серебряную палату, где «знамения» предметы царской утвари, то есть
разрисовывал их образами святых, например, или орнаментами. Спустя 15
лет службы Симон был переведен в иконописцы Оружейной палаты. Иконопись
на Руси тогда переживала нелегкие времена. С одной стороны, она
подвергалась влиянию со стороны иностранных художников, которых во
множестве пригласил царь Иван Грозный после московского пожара 1547 г. А
с другой — эти влияния встречали сильное отторжение Со стороны
православного духовенства, считающего католические мотивы в изображении
святых ересью. Нередки случаи изымания таких пиков из храмов и
публичного выкалывания им глаз.
К счастью, начальником Оружейной палаты в то время
был боярин Богдан Матвеевич Хитрово, сторонник «фряжских» тенденций в
искусстве, привечавший в своем ведомстве иностранных рисовальщиков и
иконописцев. Фряжской называлась иностранная традиция изображать святых
на иконах с большим реализмом. Традиционная иконопись в то время
переживала кризис, и сам царь Алексей Михайлович положительно относился к
тому, чтобы придать древним сюжетам большую живость. Именно Симон
Ушаков руководил живописцами и сам отбирал их. Он был художником и
ремесленником, чертежником и рисовальщиком, живописцем и иконописцем
Около 1667 к Ушаков опубликовал трактат о живописи под названием; «Слово
к люботщателям иконного писания», в котором, в том числе, объяснял
необходимость нового подхода. Благодаря ему русская иконопись
возродилась в новом, обновленном обличи и — переоценить вклад этого
человека в русское искусство трудно. Мы можем только пожалеть, что не
сохранились его палаты — место, видевшее расцвет иконописи в Москве и
всей России.
Иконы Ушакова украшают церковь Троицы Живоначальной
«что в Никитниках». Современный Никитников переулок назван по фамилии
богатого ярославского купца Григория Никитникова. Изначально здесь
стояла церковь великомученика Никиты «на Глинищах», но в 1626 г. она
сгорела при пожаре, хотя икону великомученика удалось спасти. Вскоре
после этого Никитников выстроил новую церковь во имя Живоначальной
Троицы, при которой соорудил придел Никиты-великомученика. В этом
приделе располагалась семейная усыпальница Никитниковых.
Церковь очень красива, это поистине жемчужина
архитектуры, которой впоследствии подражали и в Москве, и в других
городах. Пятиглавая, поставленная на высокий подклет, декоративно
оформленная и нарядно покрашенная, она была видна издалека и считается
одной из прекраснейших церквей в Москве. Кроме придела Никиты, при
церкви были еще приделы Святого Николая — северный, Апостола Иоанна
Богослова и Грузинской иконы Божьей Матери, по которому часто называют и
саму церковь. Икона была привезена из Грузии в 1629 г. — по легенде, ее
выменял церкви Степан Никитников, брат строителя церкви, для
Красногорского монастыря, а во время «морового поветрия» (чумы) в
1654 г. эту чудотворную икону привезли в Москву и поставили в Троицкой
церкви. Тогда же были закончены росписи внутреннего убранства храма.
Впоследствии в церкви остался свиток иконы. Церковь
вообще богата иконами — для нее в 1659 г. Яков Казанец, Симон Ушаков и
Гаврила Кондратьев написали икону «Благовещение с акафистом», также
Симоном Ушаковым были написаны иконы «Великий архиерей», «Богоматерь
Владимирская» или «Насаждение древа Государства Российского».
Заканчивая разговор о Варварке, вспомним, что в
старину здесь, близ Варварских ворот, находился Аптекарский двор —
особый склад лекарственных трав, собранных для лекарственных
надобностей.
|