Окружающий нас воздух, по-видимому столь легкий, прозрачный и
невещественный, в действительности обладает тяжестью, или весом, и, как
мы увидим ниже, весьма значительным, благодаря чему он и облегает плотно
земной шар. Воздух можно взвесить так же, как куль муки или литр
молока. Для этого прикрепляют к чувствительным весам стеклянный сосуд,
вместимостью, например, 1 литр, и взвешивают его, а затем выкачивают
воздух воздушным насосом, насколько это возможно, и снова взвешивают.
Весы покажут, что сосуд стал легче на 1 грамм. Значит, 1 литр воздуха
весит приблизительно 1 грамм. Сколько же весит весь воздух или как
велико давление воздуха на один квадратный сантиметр поверхности земли?
Опыты показали, что давление это равняется 1 килограмму, отсюда
нетрудно вывести чрезвычайно любопытное заключение, что поверхность
человеческого тела, представляющая при среднем росте 15 000 квадратных
сантиметров, выносит давление в 15 495 килограммов. Вот какой страшный
груз несет на себе каждый из нас! Его было бы слишком достаточно, чтобы
совершенно раздавить нас, и если этого не происходит, то только
благодаря тому, что давит он нас не только сверху. Воздух окружает нас
со всех сторон, и давление его передается нашему телу во всех
направлениях, вследствие чего уничтожается и его гибельное действие.
Воздух, со всей силой своего давления, свободно проникает в самые
глубокие внутренние полости нашего организма, вследствие чего мы
испытываем изнутри то же самое давление, как и снаружи, и таким образом
давления эти взаимно уравновешиваются. Теперь поговорим о
воздушном океане, на дне которого человек живет как рыба в воде. С
незапамятных времен люди старались подняться и плавать в этом воздушном
океане. Из древней истории мы знаем о полете на крыльях Дедала с сыном
Икаром. Эта и другие подобные легенды доказывают, что мысль о не
достигнутом пока еще свободном полете явилась у человека в глубокой
древности. Идея об устройстве воздушного шара принадлежит иезуиту
Франциску Лану (1670). Затем в Португалии в 1709 году был действительно
сооружен воздушный шар; в 1783 году братья Монгольфье, владельцы
бумажной фабрики во Франции, выпустили шар, наполненный нагретым
воздухом. Их шар представлял собой продолговатый мешок, открытый снизу
для наполнения нагретым воздухом. Впоследствии была прикреплена к этому
шару плетеная корзина, а первыми воздухоплавателями в ней были баран,
петух да утка. В октябре того же года впервые поднялся и завоевал
царство эфира человек; это был Пилатр де Розье. Корзина была придумана
физиком Шарлем, который затем применил в качестве подъемной силы, вместо
нагретого воздуха, водород, а потом придумал разные приспособления,
употребляемые и теперь, как, например, сетка, клапан для выпускания
газа, балласт, якорь и т. п. В декабре 1783 года Шарль полетел в первый
раз сам на шаре, наполненном водородом (который в 14 раз легче воздуха),
и поднялся гораздо выше Розье. Эти два типа шаров и до настоящего
времени носят названия их изобретателей — шары, наполняемые нагретым
воздухом, называются монгольфьерами, наполняемые же газом — шарлиерами.
Идя далее по пути усовершенствований, люди пришли к заключению, что
самый главный недостаток шаров как летательных аппаратов — это то, что
воздушные течения несут их произвольно и что спуститься в любой момент
на землю можно, только выпустив газ, то есть шаром управлять невозможно.
Современные шары содержат по несколько тысяч кубических метров газа; их
делают из непроницаемой шелковой или бумажной ткани, снизу они снабжены
особым рукавом для наполнения газом. Наполняются водородом или
обыкновенным светильным газом — в зависимости от того, для какой цели и
где снаряжается шар: газ дешевле и менее подвержен атмосферным влияниям,
зато его подъемная сила почти в 7 раз менее водорода. При полетах для
военных целей шары обыкновенно наполняются водородом, ибо подъемная сила
шара должна быть настолько велика, чтобы могла поднять не только
пассажиров в корзине, привязанной к веревочной сетке, в которой
помещается шар, но и все необходимое для воздухоплавателей: продукты,
оптические и метеорологические инструменты, балласт и др. Балласт — это
мешки с песком; он необходим для того, чтобы регулировать подъем шара,
так же как и воздушный клапан. Высыпая песок из мешка, аэронавт
облегчает шар и поднимается выше, а выпуская газ через клапан, уменьшает
подъемную силу шара и начинает спускаться. Шарлиеры из резины,
наполненные водородом, продаются на улицах в больших городах за
несколько копеек, но интересно его сделать и самому. Способ
приготовления водорода изложен в последней главе этой книги. Лучше всего
приготовить шар из коллодия, который, как известно, быстро испаряется и
образовывает пленку. Для этого нужен не очень густой коллодий, бутылка
емкостью 1–2 литра с широким горлом и совершенно чистая и гладкая
внутри. Нужны еще две стеклянные трубки длиной по 30 сантиметров. Конец
одной из трубок надо запаять. Колбу и трубки можно приобрести в магазине
наглядных школьных пособий. Налейте полрюмки коллодия в чистую
сухую колбу и поворачивайте ее так, чтобы стенки и горлышко колбы
покрылись тонким слоем коллодия, а излишек вылейте. Затем через открытую
стеклянную трубку дуйте в колбу. Так вы просушите коллодий на стенках.
Пленка образуется очень быстро, и ее надо снять, прежде чем она
совершенно высохнет. Отделите коллодий у конца горлышка бутылки. Затем
осторожно отделите пленку коллодия по всей длине горлышка колбы. Далее
наденьте ее на стеклянную трубку и привяжите к ней мягким шнурком.
Высасывая теперь воздух из этой трубки, можно мало-помалу отделить всю
пленку от стенок колбы. При этом трубка с запаянным концом может
помогать отделению пленки от стенок. Сморщенный шар, вытащенный
из колбы, надуйте и окончательно просушите. Края отверстия шара
обыкновенно получаются покрытыми толстым слоем коллодия. Чтобы шар был
легче, подрежьте их ножницами. Наполнить шар газом очень легко. Положите
его на стол, выдавите руками весь воздух и наденьте шар на отверстие
газовой горелки. Затем привяжите шар мягкими нитками и откройте газ.
Когда шар наполнится газом, снимите его, потуже затяните нитку, которой
он был привязан к горелке. Вот и все. Большой легкий шар очень легко
поднимается. |