Солнечные часы. Попробуйте
проследить за своей тенью на открытом воздухе в различные часы дня и
разные времена года. Тень не остается неподвижной, она как будто ползет
вокруг нас. Утром она падает по направлению к западу, в полдень — к
северу, вечером — к востоку, и, если бы лучи солнца не заслонялись
земным шаром, в полночь тень падала бы к югу.
Если вы наблюдали за тенью в полдень в
разные дни, вы замечали, как изменяется ее длина. Зимой тень длиннее
всего, летом самая короткая, а дважды в год — в начале весны и осенью —
длина ее одинаковая: меньше зимней и больше летней.
Длина и направления тени зависят от
положения Земли по отношению к Солнцу. Вращаясь вокруг Солнца, Земля
попеременно подставляет к нему больше то Северное, то Южное полушарие.
Так как мы не ощущаем движения Земли, нам кажется, будто солнце
описывает на небе дуги — зимой меньшие, а летом большие.
Всегда говорят, что солнце всходит на
востоке и заходит на западе. Это не совсем верно. Все дуги, описываемые
солнцем в различные времена года, имеют разную длину. Зимой солнце
всходит в точке горизонта, лежащей между востоком и югом, к полудню оно
невысоко поднимается над южной стороной горизонта и вечером заходит
между югом и западом.
Рис. 53
Механизмы, указывающие время суток,
называются часами. Простейшие и самые верные часы, конечно, такие,
показания которых зависят от положения на небесном своде освещающего их
солнца. Недостаток таких часов в том, что ими можно пользоваться только
днем, и то при ясном небе. Солнечные часы можно построить очень просто.
Возьмите большой химический стакан,
немного картона и бумаги, вязальную спицу и толстую деревяшку. Это все,
что нам нужно. Стакан должен быть 15 сантиметров высоты и 8 сантиметров в
диаметре.
Тени, вертящиеся навстречу друг другу. Поставьте
на стол две свечи и между ними и стеной протяните руку. Вы увидите две
тени своей руки. Обе тени не будут так темны, как от одной свечи. Это
потому, что на то место, куда падает тень от руки, падают лучи света от
другой свечи. Две тени от руки будут одинаково темны только в том
случае, если свечи стоят на равном расстоянии от стены и от руки и сила
света у них одинакова. Это легко можно проверить, если отодвинуть
какую-нибудь свечу подальше. Чем дальше источник света от стены, тем он
должен быть сильнее, чтобы дать тень такой же густоты, как от более
близкого источника света. Если вы наденете на спицу вырезанную из
картона звезду и будете вращать ее между свечами и стеной, на стене
будут вращаться две тени зубчатого колеса. Рис. 54
Но пожалуй, немногие догадаются, как сделать, чтобы две тени одной и той же звезды вертелись в разные стороны.
Сделать это нетрудно: вращающуюся звезду
нужно держать перпендикулярно к стене, а свечи должны быть одна с
правой стороны звезды, а другая с левой, не очень далеко друг от друга
(рис. 54).
Танцующие тени. Вы заметили уже,
что тень от предмета делается меньше, если свечу отодвинуть дальше, и
что, если свечу отодвинуть вправо, тень передвинется влево, всегда в
сторону обратную движению света.
Зная это, можно устроить такую забаву.
Вырежьте из картона какие-нибудь фигуры и
повесьте их на нитках перед экраном или просто перед белой стеной.
Чтобы фигуры не вертелись, повесьте каждую на двух нитках. За фигурками
поставьте несколько свечей. Получится много теней фигуры, столько,
сколько вы зажжете свечей. Когда вы станете двигать свечи взад и вперед,
вправо и влево, вверх и вниз, вы увидите забавную пляску фигур. Очень
красиво получается, когда светлые фигуры танцуют на темном фоне. Рис. 55
Откройте дверь в ту комнату, где будут
сидеть зрители, и затяните дверь простыней. Сами останьтесь в другой
комнате; за этим экраном поставьте стол и прибейте к одному концу его
лист картона, на котором вырежьте две танцующие фигуры. За экраном, на
столе, укрепите какой-нибудь деревянный брусок. Лучше всего вбить внизу в
брусок гвоздь и заострить его конец, чтобы можно было его вколачивать в
стол. К бруску привяжите на разной высоте несколько проволок — штук
шесть или больше — и укрепите на них несколько свечей. Когда вы зажжете
свечи, на экране появится много светлых фигур, а когда вы начнете
вертеть свой подсвечник, фигуры станут двигаться то вправо, то влево, то
приближаясь, то удаляясь (рис. 55). Получится полное впечатление
танцев.
Это явление объясняется очень просто.
Лучи света распространяются всегда по прямым линиям, и свет исходит не
только от самосветящихся предметов, как, например, от пламени свечи, но и
от всех предметов, отражающих свет. Понятно, что свет от конца пламени,
пройдя через отверстие, не может осветить весь экран. Он дает только
пятнышко на экране. Также и от всех других частей пламени свечи на
экране получаются различной яркости пятнышки. И из этих пятнышек
получается изображение пламени, точно соответствующее настоящему. Так
как от самой свечи отражаются лучи света пламени и тоже проходят сквозь
отверстие перегородки, изображение самой свечи также получится на
экране. По рисунку понятно, что изображение должно обязательно
получиться перевернутым. Так появляется на экране изображение любого
предмета — самосветящегося или освещенного. Изображение предмета будет
тем яснее, чем лучше освещен предмет, и тем резче, чем меньше отверстие. Рис. 56
Простейший фотографический аппарат. Изображение,
получаемое с помощью маленького отверстия, невелико. При этом оно очень
бледно. Чем отверстие больше, тем ярче изображение, но зато оно менее
ясно. Значит, чтобы получить яркое изображение, выгоднее делать
отверстие большим, но это сильно ухудшает качество изображения.
Для того чтобы получить яркое, четкое
изображение, можно воспользоваться двояковыпуклым стеклом (линзой). С
помощью этого стекла, вставляемого в большое отверстие, можно получить
такое четкое и ясное изображение, что его можно обрисовать карандашом на
белой бумаге.
Устройство камеры-обскуры очень простое.
Прежде всего измерьте фокусное расстояние линзы. Если оно равняется,
скажем, 20 сантиметрам, возьмите картонную коробку такой же длины и в
середине передней стенки вырежьте круглое отверстие диаметром немного
большим, чем диаметр стекла. Стекло оберните картонной трубкой т длиной 3–4 сантиметра (рис. 57, А), а другую трубку в склейте так, чтобы в нее туго входила трубка со стеклом. Трубку в
сделайте длиной 5 сантиметров. Эту трубку вклейте в отверстие коробки;
чтобы она прочно держалась, можно обернуть ее у стенки коробки полоской
картона и надеть на нее снаружи и изнутри коробки картонные кольца. Рис. 57
У нас получился аппарат, которым можно
даже фотографировать. Но нужно точно знать, в каком месте устанавливать
фотографическую пластинку. Сделайте на заднюю открытую стенку аппарата
крышку с четырехугольным вырезом по величине пластинки. Это отверстие
затяните белой прозрачной бумагой. Когда вы будете передвигать трубку с
линзой взад и вперед, на бумаге будут получаться изображения. Чтобы вам
не мешал при наводке посторонний свет, накиньте на голову темный платок
(рис. 57, Б).
Но если воспользоваться сейчас нашей
камерой-обскурой, на бумаге появится только изображение неба. Нужно еще
пристроить зеркало, чтобы лучи света от предметов отражались на линзу.
На рисунке видно, как это сделать. Рис. 58
Подберите небольшое, но хорошее зеркало,
укрепите его в рамке, а рамку скрепите с деревянным брусочком
обыкновенной небольшой шкатулочной петлей.
Петлю привинтите немного ниже конца
бруска. К рамке напротив петли прибейте конец тонкой проволочки.
Проденьте проволочку сквозь кольцо, забитое в верхний конец бруска, и
пропустите свободный конец ее через верхнюю стенку пирамидки.
Цвет радужной оболочки бывает различным. Она бывает очень темной, почти черной, голубоватой, серой и всяких других оттенков. Рис. 59
За диафрагмой помещается объектив глаза.
Это чечевицеобразное, совершенно прозрачное тело — хрусталик х. Сквозь
него проходят, преломляясь как в увеличительном стекле, лучи света и
собираются на третьей и последней — сетчатой оболочке глаза со.
К этой оболочке прикреплены отростки зрительного нерва я, проходящего
через все три оболочки глаза прямо в мозг человека. На этой сетчатой
оболочке, как на пластинке фотоаппарата, и получаются изображения
внешних предметов.
Кроме хрусталика, помещающегося в особой
сумке и плавающего в прозрачной жидкости, весь глаз заполнен
студенистым стекловидным веществом. Все части глаза, пропускающие
световые лучи, — роговая и сетчатая оболочки, хрусталик с сумкой и
жидкостью и стекловидное тело, — поразительно прозрачны.
Глаз обладает всеми свойствами очень
хорошего оптического инструмента. Фокусное расстояние хрусталика может
изменяться само собой. Когда вы переводите глаза с близкого предмета на
отдаленный, вы непроизвольно изменяете фокусное расстояние хрусталиков
своих глазных аппаратов. Достигается это при помощи особых мускулов,
которые могут изменять форму хрусталика, делая его более выпуклым или
плоским.
Последняя часть нашего фотографического
аппарата — веки. Они заменяют крышку объектива и предохраняют глаз от
повреждений. Впрочем, кроме век, наружная сторона глазного яблока
защищена еще кожицей, составляющей как бы продолжение кожи, которой
покрыто все наше тело. Только на глазах она так тонка и прозрачна, что
ее совсем не видно.
Видим мы таким образом. Снопы лучей
света, исходя из различных частей предмета, проникают сквозь зрачок в
глаза. Там лучи света преломляются, собираются в отдельные точки на
сетчатой оболочке и составляют на ней изображение того предмета, на
который направлен взор. Сетчатая оболочка глаза не запечатлевает
изображения окончательно, как пластинка в фотоаппарате, а немедленно
передает все свои световые раздражения мозгу и ежесекундно готова
принимать все новые и новые.
В зависимости от того, как пользуются
зрением различные животные, населяющие землю, глаза их устроены
по-разному. Птицы, например, должны видеть с высоты очень далеко,
поэтому глаза их велики и светосильны.
Хрусталик глаза птицы не такой выпуклый, как наш, и глазное яблоко у нее более плоское, чем у человека.
Иначе устроены глаза животных,
пользующихся зрением в воде, например рыб. Опустите обыкновенное
увеличительное стекло в воду, и вы увидите, что фокусное расстояние его в
воде увеличивается. Получаемое с помощью стекла изображение в воде
отодвигается дальше, чем в воздухе.
Значит, для того чтобы иметь стекло с
тем же фокусным расстоянием в воде, надо увеличить выпуклость стекла.
Действительно, глаза у рыб имеют хрусталик почти совсем шаровидный.
Искусственный глаз. Вы можете сделать себе маленькую модель глаза и на ней посмотреть, как действует наш глаз.
Раздобудьте маленькую лупу диаметром 2
сантиметра, с фокусным расстоянием 3–4 сантиметра. Потом возьмите
резиновый мяч, диаметром немного больше, чем фокусное расстояние лупы.
Мяч будет глазным яблоком (рис. 60). На двух диаметрально
противоположных сторонах мячика нарисуйте два кружка, один побольше
лупы, другой поменьше, и вырежьте их. К меньшему отверстию приклейте
лупу, чтобы она лучше держалась, оклейте ее сверху холщовым кольцом.
Холст можно раскрасить под цвет радужной оболочки глаза. Рис. 60
Второе отверстие затяните тонкой
прозрачной бумагой. Можно просто заклеить его обыкновенной белой
папиросной бумагой, а потом промазать ее маслом. Чтобы при вырезании
мячик не очень мялся, выберите такой, у которого стенки потолще.
Вот и весь аппарат. Поверните его
стеклом к окну или какому-нибудь светящемуся предмету, и вы увидите на
бумаге изображение. Если наклеенная бумага пришлась как раз в самом
фокусе объектива, изображение будет отчетливым и ясным. Если изображение
не получается ясным, можно сжать мячик с боков и спереди; тогда
увеличится или уменьшится расстояние от объектива до бумаги, и таким
образом можно будет найти положение, при котором изображение станет
отчетливым. Наш глаз тоже приспособляется к рассмотрению различно
удаленных предметов. В глазу хрусталик — его объектив — изменяет
кривизну своих поверхностей.
То же самое можно сказать и про лучи
световые. На рис. 61 показано зеркало, в котором отражается свеча. Лучи
света от свечи расходятся по всем направлениям. Сноп лучей падает и на
зеркало и отражается им. Некоторые лучи света свечи, начерченные на
рис. 61, помечены номерами 1, 2, 3, 4. Первый луч падает на зеркало
перпендикулярно и отражается обратно. Его можно видеть только сквозь
огонь. Все остальные лучи падают на зеркало под различными углами и под
теми же углами отражаются. Рис. 61
Возьмите, например, третий луч и в той
точке зеркала, на которую он упал, восставьте к зеркалу перпендикуляр.
По другую сторону перпендикуляра отложите такой же угол, какой образовал
к нему луч. Это будет луч отраженный. Продолжите его за зеркало, и он
пересечется с продолжением первого луча. Сколько бы мы ни проводили
лучей из одной светящейся точки, все продолжения их отражений
пересекутся за зеркалом также в одной и той же точке. В этой именно
точке мы и будем видеть в зеркале выбранную нами точку свечи.
Склейте, например, П-образную картонную коробку длиной 25 сантиметров и высотой 20 сантиметров (рис. 62).
Поперечник коробки можно взять равным 7 сантиметрам. С наружных сторон коротких частей коробки приклейте две трубки Ап Б, ас внутренней, точно против этих трубок, — короткие трубочки а и б. Лучше всего врежьте трубки в стенки коробки, чтобы казалось, что трубки А и a одно целое и также одно целое трубки Б и б. Теперь в коробке надо поместить 4 зеркала З1, 32, З3 и 34. Это самая трудная часть работы.
Зеркала нужно вклеить очень точно, под
углом 45° к стенкам коробки. Два верхних зеркала нужно вклеить
зеркальной стороной вниз, а нижние — зеркальной стороной кверху. Тогда
свет, попавший в трубку, например от свечи, отразится зеркалом 31 под углом 45° и упадет на зеркало 32. От этого зеркала под тем же углом 45° он отразится на зеркало З3, потом на зеркало 34
и, наконец, попадет в наш глаз (рис. 62). Фокус, как видите, простой, и
отражение получается таким ясным, что кажется, будто действительно
видишь свечу. Рис. 62
Поставьте между трубками а и б камень, и, кто бы ни посмотрел в трубку А,
увидит сквозь камень свечу. Если спрятать нижнюю часть коробки так,
чтобы никто не мог подумать, что здесь сделано какое-нибудь
приспособление, вряд ли кто догадается, как получается такой
замечательный эффект.
Вы, вероятно, не раз замечали, проходя
мимо окон магазина, что в них не только хорошо видно все находящееся за
окном, но в стеклах, как в зеркале, отражаются прохожие и вся улица.
Иногда предметы с улицы так хорошо отражены в оконном стекле, что
кажется, будто они стоят в магазине.
Таким свойством обыкновенных стекол
можно воспользоваться, чтобы устроить интересный оптический обман. На
рис. 63 вы видите стол и поставленный перед ним стул. Между спинкой
стула и столом остается промежуток примерно 3/4 метра. Стул покрывается чем-нибудь черным так, чтобы тот, кто будет стоять за стулом, не видел ничего под столом.
На стол поставьте, например, низкую
цветочную вазу, а со стороны стула, на краю стола, установите на шнурках
большое стекло в наклонном положении. На стул положите букет цветов и
осветите букет из-под стола. Цветы отразятся в стекле, а сквозь стекло
будет видна и ваза. Наблюдателю покажется, что в вазе появились цветы.
Только когда будете показывать кому-нибудь этот опыт, сначала точно
установите цветы, стекло и вазу так, чтобы отражение букета получалось
на нужном месте. Рис. 63
Если вы закроете чем-нибудь свечу, цветы
из вазы исчезнут. Замените вазу банкой с водой или настоящим
аквариумом, но без рыб, а рыбок из золотой бумаги положите на сиденье
стула, — и все зрители увидят рыб в аквариуме. Если вы будете удалять
свет, рыбки будут исчезать, а когда приблизите свет, — они снова
появятся.
Еще не так давно в театрах показывали
пьесы с привидениями. Для этого, конечно, были нужны громадные стекла.
Изображали, например, борьбу привидения с трусливым или неустрашимым
рыцарем. Края стекла при этом заделывали в стены, и тот, кто изображал
рыцаря, помещался позади стекла на сцене. Перед стеклом в полу находился
большой люк. В этом люке на черном фоне помещался тот, кто изображал
привидение. Когда это привидение освещали сильным электрическим светом,
зрители видели его прозрачную фигуру на сцене. Меч рыцаря, как казалось
зрителю, проникал в тело привидения, но не поражал его. Привидение не
знало никаких препятствий: ни столы, ни стулья, ни стены не могли
преградить ему дорогу. Если нужно было, чтобы привидение исчезло,
достаточно было только нажать кнопку и погасить свет.
В шекспировской драме «Ричард III» таким образом на сцене появлялись духи перед смертью Ричарда.
Вогнутые зеркала. В зеркалах с
вогнутой шаровой поверхностью изображения сильно отличаются от
получаемых в обычных плоских зеркалах. В опытах со звуками мы
пользовались уже вогнутыми зеркалами. Там зеркало отражало звуковые
лучи. Поэтому его не обязательно было делать блестящим. Для опытов со
светом поверхность зеркала обязательно должна быть полированной —
гладкой. Дуги на рис. 64 изображают разрезы вогнутых зеркал.
Естественно, что от каждого предмета лучи будут отражаться на внутренних
сторонах этих зеркал. Точки К, которые служили нам центрами для
построения зеркал, называются центрами кривизны и имеют очень важное
значение. Если в эту точку поместить, например, свечу, все лучи от нее
будут падать на поверхность зеркала перпендикулярно и отразятся в тех же
направлениях (рис. 64, А).
Посмотрим теперь, что произойдет, если
мы будем приближать свечу к зеркалу по центральной линии, которая
называется оптической осью зеркала. Лучи света будут падать уже не
перпендикулярно к поверхности зеркала, кроме одного, центрального луча.
Их путь вам легко определить. На рис. 64, Б из точки а,
лежащей на оптической оси, проведены три луча. Для того чтобы узнать,
куда отразятся эти лучи, достаточно провести радиусы через точки падения
лучей на зеркало, так как радиус является перпендикуляром к зеркалу в
той точке, куда он проведен. Тогда, отложив по другую сторону радиуса
такие же углы, вы увидите, что все отраженные лучи сойдутся в одной
точке б, лежащей тоже на оптической оси зеркала, но по другую сторону от центра кривизны. Рис. 64
В плоском зеркале изображение получается
всегда за зеркалом, а в вогнутом может оказаться и перед ним. В этом
случае оно может быть уловлено на экране. Если вы поставите перед
вогнутым зеркалом в том месте, которое отмечено буквой б, лист бумаги, то на нем получится отчетливое изображение свечи, перевернутой пламенем вниз.
Цветы в воздухе. Изображение,
которое дает вогнутое зеркало, можно даже не воспроизводить на бумаге.
Оно видно в воздухе настолько ясно и с такими мельчайшими подробностями,
что хочется протянуть руку и взять его. И только потому, что в это же
время вы видите перед зеркалом тот же предмет, вы сознаете, что это
изображение, а не оригинал.
Но если только немного приподнять
зеркало, изображение получится не прямо за предметом, а немного выше
его. Если заслонить чем-нибудь предмет от глаз зрителей, можно увидеть
только одно изображение. На рис. 65 показано, как можно, пользуясь
вогнутым зеркалом, ввести глаза в заблуждение. Рис. 65
Поставьте на подставку пустую вазу, а на
передней стороне подставки на черном матовом фоне приколите цветы,
перевернутые стеблями вверх. Матовый фон, например черный бархат, нужен
для того, чтобы не получилось изображение ящика. Букет поместите ниже
оптической оси, и изображение его получится выше ее. Изображение букета
будет так реально, что невольно несколько раз отойдешь в сторону, чтобы
убедиться, что ваза действительно пуста.
Можно спрятать перевернутую статуэтку за
подставку и показывать ее стоящей на каком-нибудь пьедестале. С
вогнутым зеркалом можно проделать множество интересных опытов.
Шаровидное зеркало. Выпуклое
зеркало не так интересно, как вогнутое. Если начертить отражение лучей в
выпуклом зеркале, то вы увидите, что отраженные им лучи всегда
расходятся, где бы ни находился источник света. Значит, это зеркало
совсем не дает действительных изображений, лежащих перед ним в воздухе.
Изображение всегда находится за зеркалом и всегда получается в
уменьшенном виде. Такие шаровидные зеркала иногда ставят как украшение в
садах, парках и т. п. В них замечательно отражаются в миниатюре
окрестности, и получается очень живой пейзаж.
Предметы, находящиеся дальше от
шаровидного зеркала, кажутся уменьшенными сильнее, чем более близкие.
Поэтому, рассматривая в такое зеркало свое изображение, вы увидите
страшную карикатуру на себя. У вас будет выпученный живот, очень
маленькие голова и ноги. Если вы приблизите к зеркалу кулак с вытянутым
пальцем, он покажется больше головы, а палец — целой дубиной. Если вы
хотите проделать опыты с шаровидным зеркалом, возьмите колбу, налейте в
нее серебряной краски или просто черного лака, повертите, чтобы
покрылись все стенки, потом вылейте лишний лак и высушите колбу.
Попробуйте посмотреться в такое зеркало (рис. 66). Рис. 66
Цилиндрическое зеркало. Возьмите
цилиндрическое стекло от лампы или химический стакан и оклейте его
внутри гладкой оловянной бумагой. Приклеивается оловянная бумага просто
белком яйца. Прижмите бумагу аккуратно ваткой и дайте белку как следует
высохнуть. Такое зеркало в продольном направлении имеет свойства
простого зеркала, а в поперечном — шаровидного. Если зеркало поставить
вертикально, человеческая фигура отразится в нем очень вытянутой, а если
поставить его горизонтально, отражение будет сдавленное сверху вниз. Но
в обоих случаях оно получается со всеми подробностями и совершенно
ясное. Рис. 67
С помощью такого цилиндрического зеркала
можно получить обычное изображение, только картинка, которую
рассматривают в зеркале, должна быть очень вытянута в ширину. Вы можете
сами делать картинки для цилиндрического зеркала. Срисуйте изображение
какого-нибудь предмета в этом зеркале, установленном поперек. Отражение
будет раздуто с боков. Когда вы поставите свой рисунок перед стоящим
зеркалом, раздутые бока сожмутся, и изображение получится совершенно
правильным.
Предположим, что линия 1–2 на рис. 68, Б —
это плоскость стеклянного тела. Луч, падающий на стекло под острым
углом, войдя в более плотную среду, приближается к перпендикуляру (угол а больше угла б).
Если где-нибудь на протяжении этого луча встретится наружная плоскость
стекла (например, линия 3–4), тогда луч, пройдя в менее плотную среду — в
воздух, опять отклонится от перпендикуляра (угол г больше угла в).
На прохождение луча не влияет форма остальной части стеклянного тела.
Вы можете стекло слева обрезать, а справа заострить, то есть сделать из
него призму (рис. 68, В). Рис. 68
Теперь вам должно быть ясно, почему луч
света в призме отклоняется от своего первоначального направления и
почему каждый предмет сквозь призму кажется сдвинутым со своего
действительного места. На рисунке вы видите, как нужно держать призму,
чтобы увидеть свет свечи.
Если вы проделаете опыт преломления с
лучами различных цветов: красным, зеленым, голубым и т. д., то найдете,
что призма преломляет их неодинаково.
Поставьте между источником света и
призмой последовательно красное, голубое и зеленое стекло и уловите на
белом экране цветные лучи, выходящие с другой стороны призмы. Вы увидите
тогда, что различные цветные лучи отклоняются призмой по-разному.
Меньше всего отклоняется красный луч, затем желтый, зеленый. Больше
других отклоняются от своего первоначального направления голубой, синий и
фиолетовый лучи (рис. 69). Рис. 69
Если вы пропустите сквозь призму белый
луч света, например солнечный, то при выходе из призмы он не только
отклонится, но еще растянется в полосу, окрашенную во все цвета радуги в
той последовательности, как у нас на рис. 69. Цветная полоса, которую
дает призма, называется спектром. То, что белый цвет состоит из всех
цветов радуги, сейчас знает каждый школьник, но, когда физик Ньютон в
1672 году пришел к этому выводу, он был встречен градом насмешек.
Хорошая и большая призма из флинт— или кронгласа стоит очень дорого. Но вы и сами можете сделать совсем неплохую призму.
Если у вас есть аквариум, то две стороны его, сходящиеся под углом, можно использовать как призму.
Чтобы с помощью такой призмы получить
спектр от солнечных лучей, установите аквариум, как показано на рис. 70.
Опыт этот лучше произвести в комнате, выходящей окнами на восток или на
запад. Солнце с юга нам не так удобно, потому что стоит в это время
слишком высоко. Закройте окно картоном и прорежьте в нем щель шириной
2 сантиметра и высотой 10 сантиметров.
Лучи солнца широкой лентой пройдут через щель. На пути этих лучей
установите аквариум. Позади него на белой бумаге вы получите чудесную
цветную ленту. Если вы будете поворачивать аквариум, вы увидите, что в
зависимости от его положения спектр становится короче и длиннее. Он
делается ярче, когда укорачивается, и тускнеет при удлинении. Рис. 70 Рис. 71
Когда солнце стоит высоко и лучи падают
очень круто, спектр получается не вполне правильным. Но вы можете
поставить за окном зеркало и с его помощью направлять отраженные лучи
сквозь щель в горизонтальном направлении.
Другой простой способ получения спектра
предложил физик Хопкинс. Его опыт нужно произвести в темной комнате.
Призма при этом совсем не нужна. Вместо нее нужны миска с водой и
зеркало шириной 12 сантиметров и высотой 20 сантиметров.
Луч солнца, пройдя в щель, прорезанную
высоко в ставне окна или в листе картона, которым закрыто окно, попадет в
миску. Ниже поверхности воды он отразится от зеркала обратно, снова
пройдет сквозь воду и опять преломится у ее поверхности (рис. 71).
Значит, он преломляется два раза, так же как и в призме. Благодаря этому
составляющие его цветные лучи разделяются.
Спектр проецируется на листе бумаги ниже
щели, причем получается не горизонтальная, а вертикальная разноцветная
лента. Красный цвет — наверху, голубой — внизу.
|