Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 04:45:47
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 11. Общественное движение в середине XIX века
Утопические и радикальные течения

В ходе промышленного переворота возникли новые социальные проблемы. Значительно увеличилось число рабочих и сразу же обозначились их особые интересы. Главные из них сводились к улучшению своего материального положения и к реальному участию в общественно-политической жизни страны. Эти и другие проблемы рабочих (например, проблему их отношений с предпринимателями) пытались решить не только политики, экономисты, общественные деятели, но и философы-мыслители, в частности утопические социалисты. Учения, в которых пропагандировались общественная собственность на средства производства, а также общественные интересы в целом, стали называть социалистическими (от лат. socialis – общественный). Утопией (в букв, переводе с греческого – место, которого нет) именуют учение или литературное произведение об идеальном обществе, которое невозможно создать в реальной жизни.


Роберт Оуэн


Крупнейший представитель утопического социализма английский философ Роберт О́уэн (1771–1858) искал пути решения общественных проблем в рамках филантро́пии (т. е. благотворительности). Он считал, что производство в принципе должно быть не личным (т. е. основанным на собственности предпринимателя), а общественным. Заводами и фабриками должны владеть все трудящиеся на них рабочие, а прибыль следует распределять равномерно.

Став совладельцем текстильной фабрики, Оуэн попытался претворить свои идеи в жизнь. Он сократил продолжительность рабочего дня, повысил зарплату работникам, открыл общественные кухни, ввёл пособия по болезни и старости и пр. Доходы, приносимые фабрикой, возросли. Воодушевлённый успехом реализации своих идей, Оуэн в 1824 г. уехал в США. Там в штате Индиа́на он создал колонию «Новая гармония», организовав в ней труд и быт по принципу трудовой коммуны (общины).

Но вскоре все накопленные капиталы были растрачены, и коммуну пришлось распустить. Безуспешными оказались и попытки Оуэна создать подобные коммуны по возвращении в Англию.


Анри де Сен-Симон


В условиях промышленного переворота искали возможность воплотить в жизнь утопические идеи и облегчить жизнь рабочих и другие мыслители. Так, французский социальный утопист граф Анри́ де Сен-Симо́н (1760–1825) видел идеал в «новой промышленной системе», в которой интересы предпринимателей и рабочих будут совпадать. Добиться этого Сен-Симон предлагал проповедью христианской морали: это смягчит сердца хозяев и заставит их честно делиться прибылями с «младшими братьями» (т. е. с рабочими). Призывая жить по законам «нового христианства», Сен-Симон категорически исключал насильственные пути его введения.


«Весна социализма». Плакат


Другой знаменитый французский утопист, Шарль Фурье́ (1772–1837), с детства помогая в делах отцу-торговцу, прошёл, по его словам, «школу обмана». Он считал, что «дворянский феодализм» сменился «промышленным феодализмом», ухудшившим положение народа. Дело в том, что Фурье наблюдал лишь начало промышленного переворота, к тому же жил во Франции, где машинное производство внедрялось медленно.

Почему идеи социалистов-утопистов возникли и получили распространение в период промышленного переворота?

Утописты отрицали сильную государственную власть. Однако они считали, что сильная власть необходима, чтобы члены общества не нарушали законы, чтобы их стремление улучшить свою жизнь не оборачивалось обманом и ограблением «менее расторопных» сограждан.

Росло число сторонников радикального течения анархизма (или анархокоммунизма). Анархисты (от гр. anarchia – безвластие) призывали к уничтожению любой власти вообще. Они считали, что на смену государству должен прийти всеобщий союз (федерация) свободных самоуправляющихся общин. Основоположником анархизма считается английский священник Уильям Го́двин (1756–1836), который видел в постепенном уничтожении собственности и государства «политическую справедливость». Он верил, что к этому можно прийти путём постепенного «перевоспитания» общества. Годвин не призывал к насилию, но его последователи всё чаще выдвигали лозунги насильственного разрушения государства.

Возникновение теории научного коммунизма

Эта теория сложилась к середине XIX в. Её создатели – Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) – считали, что весь смысл будущей истории состоит в непримиримой борьбе между пролетариатом и буржуазией. Победителем в этой борьбе неминуемо станет пролетариат – «могильщик буржуазии». После её уничтожения, утверждали Маркс и марксисты (т. е. его последователи), пролетариат установит свою диктатуру во имя всеобщего благоденствия.

Теория научного коммунизма в значительной мере была наследницей многочисленных идей «всеобщего равенства». Конечно, внимание носителей таких идей сразу же привлекло появление пролетариата и быстрый рост его численности. Благодаря условиям своего труда пролетарии были более развиты, чем крестьяне, лучше организованы и легко управляемы. И при этом пролетариат (в особенности там, где он только начинал формироваться) был ещё слишком незрел и лишён достаточной политической культуры. Всё это облегчало пропаганду радикальных идей среди рабочих.


Карл Маркс среди рабочих


Своего рода «мостиком» к научному коммунизму стали многочисленные тайные общества, действовавшие в европейских странах в 1830—1840-е гг. Создателями их часто являлись германские эмигранты. В Париже, например, немецкие ремесленники образовали «Союз изгнанников» (1834), в котором были популярны бланкистские (т. е. заговорщические) идеи. После закрытия общества властями часть его членов создала «Союз справедливых». Один из его лидеров (портной В. Ве́йтлинг) предлагал с помощью бандитов, воров и бродяг разрушить «эксплуататорское» общество, а затем передать власть пролетариату.


Карл Маркс. Фотография


В мае 1839 г. «Союз справедливых» принял участие в восстании членов бланкистского общества «Времена года». После разгрома восстания лидеры «справедливых», сумевшие избежать ареста, покинули Францию. Некоторые во главе с Вейтлингом оказались в Лондоне, где в июне 1847 г. приняли участие в организации «Союза коммунистов». Его создателями и руководителями были Маркс и Энгельс.


Фридрих Энгельс. Фотография


Маркс и Энгельс познакомились в 1844 г. Оба много времени уделяли журналистике. В своих газетных статьях они защищали права рабочих, а в уставе «Союза коммунистов» уже прямо говорилось о грядущем ниспровержении буржуазии и господстве пролетариата. Затем Маркс и Энгельс приступили к выработке программного документа своего союза – «Манифеста Коммунистической партии».

«Манифест» был опубликован в начале 1848 г. В нём утверждалось, что «по Европе бродит призрак коммунизма», который относительно скоро обретёт плоть и кровь, чтобы насильственно свергнуть «господство буржуазии». На смену ему придёт диктатура пролетариата.

Научный коммунизм, призывая к насильственной ликвидации «эксплуататорских классов», ориентировался исключительно на пролетариат. Но в середине XIX в. даже в ведущих индустриальных странах пролетарии составляли абсолютное меньшинство населения. Кроме того, уже тогда в ряде стран (прежде всего в Великобритании и США) выявились преимущества мирных, ненасильственных способов улучшения жизни народа, в том числе и рабочих. Таким образом, ряд основных положений научного коммунизма изначально был направлен не на смягчение социальной напряжённости в обществе, а на её обострение.

Какие явления в экономическом и общественном развитии стран в XIX в. нашли отражение в теории научного коммунизма?

Первый Интернационал

Возникший в Лондоне «Союз коммунистов» был мало кому известен. К тому же довольно жёсткая реакция европейских властей на революции 1848–1849 гг. испугала часть радикалов. Многие задумались о поисках ненасильственных средств борьбы за права рабочих. В 1852 г. «Союз коммунистов» был распущен. Перед Карлом Марксом, Фридрихом Энгельсом и их сторонниками встала задача создать более эффективную и массовую организацию.

В сентябре 1864 г. прибывшая в Лондон делегация французских рабочих договорилась с английскими тред-юнионистами о создании международного союза рабочих. Маркс, составляя его программу, понимал, что ни французские, ни тем более английские рабочие не поддержат призывов к насилию. Поэтому в программе необходимость завоевания рабочими государственной власти выделялась не так резко, как в «Манифесте Коммунистической партии». Больше говорилось о «политической борьбе».

Новая организация получила название «Международное товарищество рабочих» (Working Men's International Association). Но вскоре её чаще стали именовать просто по ключевому слову – Интернационал. Товарищество сумело создать секции в ряде стран, но никакой реальной работы они не вели. Лидеры I Интернационала время от времени собирались на конгрессы, которые проходили то в Англии, то в Бельгии, то в Швейцарии. На них, как правило, возникали споры между марксистами и сторонниками других течений внутри Международного товарищества рабочих.

Наиболее острое противодействие марксистам в I Интернационале оказывали так называемые бакуни́сты и прудони́сты. Первые были последователями русского эмигранта радикала Михаила Александровича Баку́нина (1814–1876). Он отрицал самостоятельную роль пролетариата, тем более его диктатуру. Бакунин был крупнейшим теоретиком анархи́зма, его учение было популярно во многих странах, в частности в Италии, Испании, России и на Балканах. Марксисты боролись с Бакуниным, который создавал внутри I Интернационала свои секции. В конце концов по настоянию марксистов Бакунин был исключён из Товарищества.

Вторые были сторонниками французского анархиста Пьера Жозе́фа Прудо́на (1809–1865). Анархизм Прудона был более умеренным, чем бакунинский. Если бакунисты выступали за полное и немедленное разрушение государства, то Прудон призывал к его мирному бойкоту (т. е. прекращению всяческих отношений с ним) – и тогда, мол, государство постепенно само отомрёт. Идеи Прудона особенно прижились в его родной стране: ведь он защищал мелкую собственность, нажитую честным трудом, а Франция тех лет как раз и была страной мелких собственников.

О каких изменениях в социальной структуре Франции говорит преобладание в ней мелких собственников?

Довольно быстро стало ясно, что Международное товарищество рабочих фактически состоит из совершенно разных течений и групп. Пребывание их в одной организации было лишено всякого смысла. По сути дела, Товарищество было чем-то вроде международного дискуссионного клуба, причём даже не рабочего. Среди его руководителей преобладали юристы, врачи, журналисты, мелкие буржуа и пр. Летом 1876 г. на конференции в Филадельфии (США) было решено распустить I Интернационал.

Подведём итоги

К середине XIX в. утопические учения окончательно проявили свою несостоятельность и нежизненность. На смену им пришли учения радикальные, зовущие к насильственному переустройству общества. В то же время власти ряда стран, передовые общественные силы отдавали предпочтение мирному, эволюционному развитию. Несовместимость этих двух путей вела к противостоянию сил в обществе. Позднее, уже в XX в., это не раз приводило к трагическим последствиям.

• 1847, июнь – Карл Маркс и Фридрих Энгельс создают в Лондоне «Союз коммунистов».

• 1848, март – начало революций в Пруссии и Австрийской империи.

• 1864, сентябрь – создание Международного товарищества рабочих (I Интернационала).

«Мы предлагаем всеобщее народное вооружение и всеобщее обучение обращению с оружием».

(Из резолюции Женевского конгресса Международного товарищества рабочих. 16 марта 1867 г.)
Вопросы

1. Почему в XIX в. радикальные учения находили всё больший отклик в обществе, а утопические учения оказались несостоятельными?

2. Почему Маркс, Энгельс и их сторонники считали главной силой преобразования общества именно пролетариат? В чём они видели преимущества пролетариата перед другими классами и слоями общества?

3. Почему I Интернационал просуществовал всего 12 лет? Было ли это связано с какими-то ошибками его лидеров или с другими обстоятельствами, от них не зависевшими?

Задания

1*. В одной из своих работ А. Сен-Симон писал: «Я верю, что богатые промышленники, повелевая рабочими в ежедневных трудах, являются, таким образом, начальниками народа, часть которого они составляют. Из этого следует, что они – прямые и естественные начальники трудящегося народа и только им одним нравственность и здравый смысл позволяют дать общественные права».

Выскажите своё отношение к этим словам. Правильно ли было вверять права и власть только богатым промышленникам?

2*. В уставе «Союза коммунистов», в частности, говорилось:

«Ст. 1. Целью Союза являются: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основание нового общества, без классов и без частной собственности.

Ст. 2. Условиями членства являются:

а) образ жизни и деятельности, соответствующий этой цели;

б) революционная энергия и рвение в пропаганде;

в) признание коммунизма;

г) отказ от участия во всяком антикоммунистическом – политическом и национальном – обществе;

д) подчинение постановлениям Союза;

е) сохранение в тайне всех дел Союза;

ж) единогласный приём в одну из общин.

Тот, кто перестаёт удовлетворять этим условиям, исключается. Ст. 3. Все члены Союза равны, они – братья и как таковые обязаны во всех случаях помогать друг другу».

Уточните, можно ли считать, что, провозглашая членов своего Союза равными и «братьями», коммунисты отказывали в равенстве всем остальным. Насколько прочным могло быть «новое общество» без классов и частной собственности? Обоснуйте свой ответ.

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 3671 | Теги: дидактический материал по исто, Всемирная история нового времени, ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0