Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 08:02:45
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 22. Япония
Сложные проблемы «закрытой» страны

Японские власти, стремясь сохранить самобытность страны, ещё в XVII–XVIII вв. надёжно «закрыли» её от внешнего влияния, особенно европейского. В Японии в условиях господства натурального хозяйства были хороню развиты земледелие и ремёсла, сложилась сеть внутренних торговых путей. К концу XVIII в. в стране стали появляться различные мануфактуры – винокуренные, солеваренные, текстильные, бумажные и пр. Излишки производимой на них продукции вывозились в Китай, в том числе и контрабандным путём.


Замок Кумамото


Но внешний рынок у Японии фактически отсутствовал. И тем не менее в стране развивались отдельные элементы капитализма. Купечество скупало земли у собственников для перепродажи. Появились банки, а также разные конторы, которые распределяли инвентарь и сырьё, необходимые для работы крестьянам и ремесленникам.

Увеличивалось и расслоение крестьянства. В Японии становилось всё больше преуспевавших крестьян-собственников, но вместе с тем – и бедняков. Это нередко приводило к восстаниям, в которых порой принимали участие даже самураи. Как же такое могло случиться? Дело в том, что во время междоусобных войн сила и богатство самураев обычно возрастали, но в мирные годы самураи беднели, а иногда и совсем разорялись.

В первой половине XIX в. кризис сёгуната Токуга́ва (феодального военного правительства) становился всё очевиднее. В упадок приходили хозяйства не только многих самураев, но и даймё (т. е. знати). Особенно страдали крестьяне, составлявшие большую часть населения страны. Уровень их жизни постепенно падал, а налоги росли. Это всё чаще и чаще приводило к крестьянским волнениям.


Японки в традиционной одежде


Было ясно, что внутренний кризис в Японии во многом связан с её «закрытостью» от внешнего мира. Ряд проблем страны вполне можно было решить с помощью торговых и прочих контактов. Но японские власти не без оснований опасались, что эти контакты могут оказаться выгодными не столько для самой Японии, сколько для более сильных держав. А последние и не скрывали своих намерений. После завершения первой «опиумной» войны Великобритания, Нидерланды и США пригрозили Японии, что, если она не откроет свои границы для внешней торговли, её ожидает участь Китая.

Что заставило японские власти «закрыть» страну? Чего они опасались?

«Открытие» Японии

Европейские державы начали «открывать» Японию для внешних связей, не дожидаясь, пока это сделают сами японцы. В июле 1853 г. к японской столице Эдо (совр. Токио) подошли четыре американских боевых корабля. Вскоре туда же прибыла и русская эскадра. Вид современных кораблей поразил японцев, вооружение армии которых почти не изменилось со времён Средневековья. Командующий американской эскадрой передал японским властям письмо Президента США. В нём содержалось настоятельное предложение установить торговые связи.


Самурай в традиционной одежде


Японцы не дали прямого ответа. Но спустя год американцы прислали к японским берегам более мощную эскадру. В результате Японии пришлось подписать торговые договоры вначале с США (март 1854 г.), а затем с Великобританией, Россией, Нидерландами, Францией и Пруссией. Для внешней торговли были открыты сначала два, а вскоре и ещё четыре японских порта. Хотя все эти договоры были невыгодными для Японии (но не в такой степени, как для Китая, которому сходные соглашения были фактически продиктованы), ей, не подвергавшейся военному разгрому, удалось договориться с США и европейскими державами о не очень унизительных условиях.


Нэцкэ – миниатюрная японская статуэтка


Тем не менее «открытие» Японии позволило европейцам и американцам начать массовый вывоз товаров из страны. Одновременно в Японию проникал иностранный капитал, но его не сразу удалось использовать на нужды национальной экономики. Напротив, в развитии экономики наметился упадок. Это затронуло интересы всего населения, включая формирующуюся торговую буржуазию и крупных феодалов. Резко поднялись цены. Вновь усилились волнения среди крестьян и городской бедноты.

Но в то же время контакты с Западом привели к проникновению в Японию современных экономических теорий и социальных учений. Последние приобретали всё бо́льшую популярность. В итоге знакомства с европейскими учениями об обществе волнения и восстания становились более организованными. Обычно они были направлены против феодальной верхушки во главе с сёгуном (т. е. верховным военным правителем) и засилья иностранцев в Японии.

В 1863 г. в ходе очередных волнений в Эдо было убито несколько иностранных граждан, в том числе служащих консульств Великобритании и США. Это привело к военному конфликту. 18 кораблей США, Великобритании, Франции и Нидерландов подошли к берегам Японии. Огнём их орудий был полностью разрушен город Симоносеки. Затем с кораблей высадили десант, быстро сломивший сопротивление войска местного княжества. Сёгуна заставили выплатить контрибуцию в 3 млн. долларов. Недовольство населения усилилось.

Символом национального возрождения для японцев в те годы стал император. Но фактически он был оттеснён от власти сёгунами из династии Токугава. Поэтому для большинства японцев бесправие императора было таким же посягательством на национальное достоинство, как и растущее влияние иностранцев. Сами императоры также стали всё сильнее проявлять непокорность сёгунам.

Чего больше принесло Японии «открытие» своей страны – пользы или вреда? Обоснуйте свой ответ.

«Реформы Мэйдзи»

После смерти императора Комэ́я (январь 1867 г.) на престол взошёл его сын – 14-летний Муцухи́то. Феодалы юга Японии, сплотившись вокруг юного императора Мэйдзи, начали борьбу против сёгуна Кэйки. В итоге сёгунат был упразднён. Кэ́йки пытался сопротивляться, но его войска были быстро разбиты. Правлению сёгунов пришёл конец. Осенью 1868 г. вся власть в стране перешла к императору.


Торжественный въезд императора Японии во дворец


После ликвидации сёгуната в Японии были проведены широкие буржуазные реформы. Они настолько изменили жизнь страны, что этот период порой называют «революцией или реставрацией Мэйдзи». Была ограничена непомерная власть феодальных князей, сняты заставы и таможни между княжествами, уничтожены средневековые гильдии и цехи. Была проведена земельная реформа: она облегчила условия аренды земли и ограничила крупное землевладение (у феодалов, поддерживавших сёгуна, землю попросту отобрали). В рамках «реформ Мэйдзи» были также проведены финансовая и судебная реформы, реорганизована армия. Значительную роль в проведении этих преобразований сыграли новый премьер-министр Арисуга́ва и сам император Муцухито.


Муцухито


Япония подтвердила прежние договоры с иностранными державами и продолжала торговать с ними. Но теперь страна начала стремительно перенимать основные технические достижения Запада. Их применение умело увязывалось с национальными особенностями Японии, возможностью использования местной рабочей силы. Нельзя сказать, что феодальный уклад был сломлен окончательно и быстро. Но буржуазная экономика как бы наложилась на него и постепенно стала этот уклад вытеснять. Со временем преимущества новой системы хозяйствования начали использовать даже феодалы. В 1889 г. от имени Муцухито была введена умеренная буржуазная конституция, а в следующем году был созван парламент. Вначале реальное значение демократических преобразований было небольшим. Но провозглашение и реализация прав и свобод как бы подвели итог «реформам Мэйдзи». В целом они свидетельствовали о том, что Япония взяла курс на модернизацию страны и решительный переход к новому, капиталистическому укладу жизни. Сохранив многое из своих самобытных традиций, Япония энергично заимствовала у Запада все его лучшие достижения.

В чём заключались реформы в Японии? Каковы причины, заставившие императорское правительство начать буржуазные преобразования?

Япония в преддверии мировой войны

К концу XIX в. всё яснее стали обозначаться экономические и политические противоречия ведущих индустриальных держав. В перспективе это вело к серьёзному военному конфликту, хотя никто, конечно, не мог предположить, что он примет масштабы мировой войны.

Япония в ходе «реформ Мэйдзи» быстро создала современную военную промышленность, реорганизовала армию и прекрасно оснастила её. Вскоре это дало первые плоды.


Западные журналисты следят заходом Японо-китайской войны. Фрагмент японской гравюры


В Японо-китайской войне (1894–1895) Япония одержала уверенную победу. Но это привело к столкновению интересов Российской империи и Японии в Маньчжурии. Японцы давно посягали на эту обширную территорию, а Россия уже строила в Маньчжурии железную дорогу. В феврале 1904 г. Япония атаковала русский флот в Порт-Артуре (Китай) и Чемульпо́ (Корея). В начавшейся Русско-японской войне (1904–1905) Россия долго не воспринимала Японию как серьёзного противника. Русские войска и вооружение перебрасывались на Дальний Восток крайне медленно, к тому же плохо была налажена телеграфная и телефонная связь.

Одержав несколько решительных побед в Маньчжурии, Япония 27–28 мая 1905 г. разгромила русскую эскадру в Цусимском проливе. У России не было сил для продолжения войны. В сентябре 1905 г. в американском городе По́ртсмут был подписан русско-японский мирный договор. Япония закрепила за собой Корею, получила от России Южный Сахалин и право на аренду китайских портов Порт-Артур и Дальний (совр. Люйшунь и Далянь). Победа в этой войне стала важным шагом на пути превращения Японии в самую мощную промышленную и военную державу Дальнего Востока.

Подведём итоги

«Открытие» Японии привело к попытке более сильных держав закабалить её по примеру Китая и Индии. Но «реформы Мэйдзи» позволили стране окрепнуть и взять курс на модернизацию. В развитии Японии удачно сочетались опыт, традиции и достижения Востока и Запада. Вместе с тем явная милитаризация экономики превращала Японию в опасный источник агрессии.

• Мэйдзи (в переводе с японского – просвещённое правление) – японцы называют так весь период правления (1867–1912) императора Муцухито. Реально же «реформы Мэйдзи» проводились с 1867–1868 гг. до конца 1880-х гг.

• 1854 – подписание торговых договоров Японии с США и рядом европейских держав. «Открытие» Японии.

• 1867–1868 – начало «реформ Мэйдзи».

• 1889 – введение буржуазной конституции в Японии.

• 1904–1905 – Русско-японская война

«Я с ужасом думаю о будущем японского государства, в котором идеалы уступили место практицизму».

(Из статьи Д. Котоку «Нация без идеала». 1900 г.)
Вопросы

1*. Сравните социально-экономическое развитие Японии в конце XVIII – первой половине XIX в., когда она была «закрытой» страной, и в конце XIX в. В чём сказалось преимущество капиталистического развития?

2. Что вызывало недовольство японцев после «открытия» страны иностранцами? Почему символом национального возрождения стало восстановление императорской власти?

3. За счёт чего Японии раньше, чем Китаю и Индии, удалось добиться реальной независимости от Запада? С чем это было связано?

4. Что позволило Японии проводить агрессивную внешнюю политику? Каковы были её итоги в начале XX в.?

Задания

1. Русский писатель И. А. Гончаров, посетив летом 1853 г. Японию, писал в очерках «Фрегат „Паллада"», что японский народ тяготится «закрытостью» страны и тянется к общению с европейцами. «Низший класс с завистью и удивлением поглядывает на наши суда, на людей, просит у нас вина, хватает брошенный кусок хлеба, с детским любопытством вглядывается в безделки, ловит на лету в своих лодках какую-нибудь тряпку, прячет… Да и высший класс, кажется, тяготится отчуждением от мира и своей сонной и бесплодной жизнью… Кликни только клич – и японцы толпой вырвутся из ворот своей тюрьмы».

Подумайте, можно ли на основе этих слов сказать что-либо об уровне жизни простых японцев. Почему японцы (если верить Гончарову) так стремились вырваться из своей «тюрьмы»?

2. В Конституции Японии (1889), в частности, говорилось:

«19. Всякий японский подданный одинаково имеет доступ к гражданским и военным должностям и ко всякой иной публичной службе. <…>

27. Собственность каждого японского подданного неприкосновенна. <…>

29. Подданные пользуются в установленных законом пределах свободой слова, печати, собраний и союзов».

Укажите, какие положения свидетельствуют о буржуазно-демократическом характере этой Конституции.

3*. Известный японский журналист Д. Котоку писал в 1900 г., что в предыдущие полвека Япония добилась больших успехов благодаря «великому, возвышенному идеалу, стоявшему перед нацией… Что же мы видим ныне? Нация душевно состарилась и не способна к действию… Ныне миром правят не далёкие идеалы, а близкая выгода. Возвышенные принципы исчезли, их заменил низменный расчёт. Теперь не существует понятий добра и зла, их заменили прибыль и убыток».

Определите, справедлива ли такая оценка. Относится ли она, по-вашему, только к Японии или то же самое можно сказать об определённом этапе развития индустриальных стран в целом?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 3127 | Теги: Всемирная история нового времени, ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0