Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 17:40:10
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 23. Африка в конце XVIII – начале XX века
Египет

Древнейшая страна африканского континента, Египет всегда стремился к независимости. Даже войдя в состав могущественной Османской империи (с 1517 г.), Египет во многом сохранял самостоятельность. С начала XVIII в. власть в стране фактически принадлежала местным беям – мамлю́кским правителям. После разгрома мамлюкского войска армией Наполеона Бонапарта (1798) беи бежали из Египта.

В 1805 г. египетские шейхи (т. е. старейшины племён) выбрали пашой (т. е. местным правителем) Муха́ммеда Али́. Этот опытный военачальник окончательно уничтожил власть мамлюков и отобрал у них – а заодно и у прочих крупных феодалов – все земли. Конфискованные земли паша сдавал в аренду, а порой даже передавал крестьянским общинам. И хотя налоги на эти земли были весьма высокими, авторитет Мухаммеда Али у египтян постоянно рос.


Египтянин


При Мухаммеде Али в Египте появились новые мануфактуры и оросительные каналы, стали открываться фабрики и заводы, первые светские школы. С помощью специалистов из Франции паша реорганизовал армию, создал мощный флот. Некоторое время османы делали вид, что «не замечают» укрепления самостоятельности Египта. Но в 1829 г. султан потребовал от Мухаммеда Али дань, которую египтяне давно перестали платить. Паша дерзко ответил, что эта дань уже выплачена кровью египетских солдат, пролитой в войнах, которые вели тогда османы в Аравии и Греции.


Мухаммед Али


Началась турецко-египетская война (1831–1833), в которой победили египтяне. Мухаммед Али получил во владение Сирию и остров Крит. Теперь земли, находившиеся в его власти (они включали также Аравию и Судан), стали обширнее тех, которые реально контролировали османы. Турки попытались расквитаться за поражение, начав новую войну (1839–1840), но были разгромлены египтянами. При этом на сторону Мухаммеда Али перешёл даже турецкий флот. Но османов поддержали европейские державы. Они потребовали, чтобы паша оставил под своей властью только Египет и Палестину. Мухаммед Али вынужден был подчиниться.

После смерти Мухаммеда Али (в 1849 г.) зависимость Египта от Запада стала возрастать. Европейские компании сооружали в стране железные дороги, порты, оросительные каналы, фабрики и т. д. В середине 1850-х гг. началось строительство Суэцкого канала, который почти вдвое сократил морской путь из Европы в Индию и Китай. Усилиями десятков тысяч фелла́хов (египетских крестьян) канал был сооружён за 15 лет. Для Запада он стал источником огромных прибылей, но египтянам долгое время не давал почти никаких выгод.

Какие преобразования в Египте произвёл паша Мухаммед Али? Благодаря чему ему удалось успешно противостоять османскому султану? Чем объяснить вмешательство европейских держав в конфликт между султаном и пашой?

Страна даже не могла выплачивать европейцам проценты по многочисленным ссудам и займам. К середине 1870-х гг. стало ясно, что Египет не в силах вернуть внешние долги. Пользуясь этим, Великобритания и Франция фактически взяли под контроль доходы страны. Египетские власти усилили налоговое бремя, что, естественно, вызвало недовольство населения.


Суэцкий канал


Весной 1879 г. в Египте вспыхнули волнения. Офицеры-патриоты создали буржуазно-националистическую Партию отечества. В январе 1881 г. при поддержке каирского гарнизона они осуществили государственный переворот. Но летом 1882 г. англичане высадили в Египте десант. После этого страна фактически превратилась в английскую колонию. В декабре 1914 г. Египет был объявлен протектора́том Великобритании. Это произошло после того, как Турция, формальная «хозяйка» Египта, вступила в Первую мировую войну на стороне германского блока. Так завершилась эпоха османского владычества в Египте.


Школа в Каире

За счёт чего Египту удалось не только сравняться в силах с Турцией, но и победить её в двух войнах?

Алжир

Другая крупная страна Северной Африки, Алжир, также с первой половины XVI в. находилась в составе Османской империи. Однако уже в начале XVIII в. де́и (т. е. местные правители) стали пользоваться примерно такой же самостоятельностью, как и мамлюкские властители в Египте. А в конце XVIII в. деи начали сближаться с Францией, видя в ней партнёра в противостоянии османам. Во время походов армии Наполеона Бонапарта в Италию, а затем в Египет алжирцы поставляли французам продовольствие и прочие важные товары.


Алжирская женщина


Наполеон I собирался завоевать «дружественный» Алжир, но так и не успел этого сделать. Не отказались от претензий на эту страну и новые французские власти. Они отвергли попытки алжирцев добиться возвращения долгов за поставки, полученные Францией в годы Наполеоновских войн. А когда требования возвратить долги стали особенно решительными, Франция начала морскую блокаду берегов Алжира (1827). Затем, в июне 1830 г., в Алжире высадилась 37-тысячная французская армия. За три недели французы завоевали Алжир и объявили его своей колонией. Дей бежал из страны.

Но практически одновременно во Франции совершилась Июльская революция (1830). Среди французских солдат в Алжире начались волнения. Тогда же восстали и алжирцы во главе с местным племенным вождём Абд аль-Кади́ром. Восставшим удалось отбить у французов значительную часть Алжира. В 1834 г. Франция заключила с алжирцами мирный договор, признав независимость страны.


Разгром армии Абд аль-Кадира французами в 1843 г.


Через год французы возобновили войну, но победа снова досталась алжирцам. Только к концу 1840-х гг. Франции удалось разбить основные силы алжирцев.

Поскольку Алжир находился сравнительно недалеко от Франции, его колонизация осуществлялась весьма активно. В страну прибывали французские колонисты, которые занимали лучшие земли. Площади общинных земель постепенно сокращались, и это вызывало недовольство алжирцев. То и дело происходили восстания арабских племён.

Чтобы успокоить местное население, французы провели земельную реформу (1873). Общинные и племенные земли были переданы крестьянам на правах частной собственности. Но на практике реформа привела к тому, что эти земли часто перекупали или просто захватывали французские колонисты.

Разорявшиеся алжирские крестьяне становились кочевниками или уходили в города, где при французах стали развиваться промышленность и торговля. Проявления недовольства местного населения быстро подавлялись, так как Франция постоянно держала в Алжире сильное войско.

В чём состояла для Франции важность Алжира как колонии?

Махдистское восстание в Судане

Османы, захватившие в Новое время почти весь север Африки, остановились у границ Судана. Но в 1819–1822 гг. Судан был завоёван египетским пашой Мухаммедом Али. В дальнейшем Судан, как и Египет, оказался в сильной зависимости от Великобритании. Население страны составляли в основном оседлые крестьяне и кочевники, уровень их жизни был весьма низок.

Из-за преобладания в Судане больших пустынных пространств население страны было разобщено. Его попытался сплотить молодой мусульманский проповедник, сын крестьянина-плотника Мухаммед Ахмед. Он призывал суданцев выступить против «неверных» – англичан и служащих им или отошедших от истинной веры турок и египтян. В 1881 г. Муха́ммед Ахме́д провозгласил себя Махди́ – посланцем Аллаха, которому тот, согласно старинному преданию, поручил избавить мусульман от всех страданий и невзгод. Популярность Махди среди суданской бедноты стремительно росла. К острову на Белом Ниле, где Махди выступал со своими проповедями, стекались десятки тысяч паломников.

Суданские власти потребовали, чтобы Махди явился в столицу страны Харту́м для разбирательства. В ответ Махди объявил джиха́д (т. е. священную войну) англичанам и египтянам, призвав народ к восстанию. Оно началось в августе 1881 г., когда махдисты разгромили отряд египетских войск, посланный для захвата вождя-проповедника.

Из безоружных повстанцев Махди довольно быстро создал хорошо организованную армию. Её численность стремительно росла. Махдисты одерживали одну победу за другой. После того как Египет в начале 1880-х гг. оказался, по сути, во власти англичан, его армию возглавляли британские генералы и офицеры. Но и с их помощью разгромить повстанцев не удавалось. 40-тысячная армия Махди, вооружённая винтовками и орудиями, захваченными в боях с египтянами, осадила столицу Судана. В январе 1885 г. после почти годичной осады Хартум был взят. Махди объявил Судан независимым мусульманским государством.


Деревянная скульптура (Судан)


В июне 37-летний Махди внезапно умер. Он успел назначить главой страны своего сподвижника Абдуллу́. Лагерь махдистов стал быстро распадаться. Многие из них были недовольны быстрым обогащением махдистской верхушки, её отходом от идей Махди. Правда, Абдулла укреплял армию, доведя её численность до 100 тыс. человек. Но он лишился той широкой народной поддержки, которая была у его предшественника. Это и предрешило крах махдистского государства к концу XIX в.


Английские войска в Судане


Бросив в Судан 25-тысячную армию, англичане разгромили войска Абдуллы. В решающем сражении при Омдурма́не 2–3 сентября 1898 г. погибло более 20 тыс. махдистов. (Англичане впервые применили в этой битве пулемёты системы «максим», безжалостно косившие ряды противника.) В 1899 г. Судан был объявлен совместным владением Великобритании и Египта.

В чём, по-вашему, крылись причины поражения махдистов? Почему распалось их ранее мощное и сплочённое движение?

Другие страны Африки

На огромных просторах африканского континента было немало и других стран, история которых отличалась своеобразием, стремлением их народов создать собственную цивилизацию. В сумевшей сохранить независимость христианской Эфиопии ра́сы (т. е. знать) выдвинули из своей среды лидера, который реально правил страной. Формально же во главе Эфиопии стоял верховный властитель – не́гус. В итоге могущественные расы стали управлять своими землями как самостоятельными княжествами.

В 1856 г. рас одной из небольших провинций сумел подчинить более сильных расов-соседей и объявил себя негусом Теодросом II. Он провёл ряд реформ, ограничивших власть крупных феодалов и духовенства, уменьшил налоги, запретил работорговлю. Но в конце 1860-х гг. в страну вторглись английские войска и разбили армию негуса. Погиб и Теодрос II. После его гибели вновь начались распри между расами. Эфиопия вернулась ко временам раздробленности.


Обращение африканцев в рабство


В 1787 г. компания английских филантро́пов, купив на западном побережье Африки небольшую область Сье́рра-Лео́не, начала там необычный эксперимент. На свои средства компания отправляла в Сьерра-Леоне бывших рабов, создав там для них своего рода негритянское государство. Но далеко не все негры смогли приспособиться к тропическому климату, большинство из них погибло от болезней. В начале XIX в. эксперимент был прекращён. Сьерра-Леоне стала традиционной колонией.

Более удачно сложилась судьба соседней Либе́рии. Там в 1821 г. американские противники рабства основали поселение Монровия (по имени Президента США Джеймса Монро). Туда перевозили из США негров-рабов, отпущенных на волю хозяевами, бежавших от хозяина или выкупленных противниками рабства. В 1847 г. негры-поселенцы провозгласили создание республики Либерия (что значит «свободная»).


Стул, вырезанный из цельного куска дерева


Своеобразное общество сложилось на крайнем юге Африки. Там голландская Ост-Индская компания основала Капскую колонию. В плодородных тёплых краях навсегда осели не только голландцы, но также многие французы, немцы и другие европейцы. Кровь их за долгие годы перемешалась, и потомков колонистов стали называть бурами (позднее – африка́нерами). Бурские поселения расширялись. В конце XVIII в. буры попытались создать свои органы власти. Но вскоре колонию заняли английские войска. По решению Венского конгресса Нидерланды «уступили» Ка́пскую колонию Великобритании. Однако буры не прекращали борьбу за независимость.


Африка в конце XIX – начале XX в.

Пользуясь картой, определите, какие европейские государства владели колониями в Африке. Чьи колониальные позиции на континенте были наиболее сильными?

Эта борьба увенчалась успехом. В 1852–1854 гг. Великобритания была вынуждена признать независимость республик Трансвааль и Оранжевой, созданных бурами к северо-востоку от Капской колонии. В 1867 г. на землях этих республик было открыто крупнейшее в мире алмазное месторождение. Началась «алмазная лихорадка», в обе бурские республики хлынул поток переселенцев из Европы и США. Британия же не могла смириться с неосмотрительной потерей таких богатств: ведь прибыли от добычи алмазов были колоссальными! В конце XIX в. вспыхнула Англобурская война, приведшая к крушению бурской государственности.

Несмотря на довольно активную колонизацию Африки европейцами, к рубежу 1870—1880-х гг. они завладели лишь немногим более 10 % континента. За окончательный раздел территории Африки началась борьба, в целом завершившаяся уже к началу XX в. В ходе этой борьбы между участвовавшими в ней державами не раз вспыхивали конфликты, связанные с происходившим размежеванием Европы на соперничающие группы стран.

Подведём итоги

В течение XIX в. колонизация Африки приобретала нарастающие масштабы. Попытки ряда государств отстоять свою самостоятельность (Египет, Алжир, Судан) заканчивались неудачей. К началу XX в. лишь одной крупной стране Африки – Эфиопии – удалось сохранить формальную независимость. Континент практически полностью оказался во власти сильных европейских держав.

• Мамлюки – рабы-воины, служившие в особых частях армии; могли занимать высокие должности. В Египте они пришли к власти в середине XIII в. и правили до начала XVI в., когда страна была подчинена османами.

• Филантроп (в переводе с греческого – человеколюб) – лицо, занимающееся благотворительной деятельностью.

• 1831–1833, 1839–1840 – турецко-египетские войны.

• 1881–1898 – махдистское движение в Судане.

Вопросы

1. Почему европейские державы проявляли большой интерес к египетским событиям и стремились подчинить Египет себе? Как это связано с географическим положением страны?

2. Каковы основные этапы процесса захвата и колонизации Францией Алжира?

3. Почему Махди удалось привлечь на свою сторону народ Судана? Какую роль в восстании против англичан сыграл религиозный фактор?

4. Чем родственны и чем отличаются эксперименты по созданию негритянских государств в Сьерра-Леоне и Либерии? Почему первый из них провалился, а второй увенчался успехом?

5. Что помешало бурам (африканерам) создать на юге Африки сильное государство, как это удалось, например, североамериканским колонистам?

Задания

1*. В английской газете «Тайме» в ноябре 1875 г. говорилось о покупке акций компании Суэцкого канала у египетского хедива (т. е. правителя):

«Публика как в нашей стране, так и в других странах будет рассматривать этот важный акт британского правительства скорее с политической, чем с коммерческой, стороны. Он будет рассматриваться как демонстрация и даже нечто большее: как декларация намерений и начало действий. Невозможно отделить в нашем представлении покупку акций Суэцкого канала от вопроса о будущих отношениях Англии с Египтом или трактовать вопрос о судьбах вне зависимости от тех туч, которые заволакивают горизонт Турецкой империи… Если восстания, посягательства извне или разложение внутри способны привести Турецкую империю к политическому и финансовому краху, то может явиться необходимость принять меры к охране той части владений султана, с которой мы теснее всего связаны».

Объясните, почему автор считает, что политический интерес в покупке акций очень прибыльного предприятия (строительство Суэцкого канала) перевешивает коммерческий. Какие планы строили англичане в случае возможного конфликта в Египте или распада Османской империи?

2. В апреле 1832 г. французский отряд жестоко расправился с одним из алжирских племён. Как писал очевидец этой бойни, отряд «внезапно напал на несчастных и вырезал их всех, прежде чем хоть один из них смог защищаться. Убивали всех, без различия пола и возраста». Захваченная добыча продавалась на базарах. «Там попадались ужасные вещи: женские браслеты вместе с отрубленными кистями рук, серьги с висящими на них оторванными мочками ушей…»

Перечислите методы, которыми французские колонизаторы утверждали свою власть в Алжире. Можно ли было такими способами надолго удержать господство в колонии?

3. Вождь одного из южноафриканских племён, территорию которого заняли буры (африканеры), заявил в апреле 1853 г., что буры обошлись с людьми его племени крайне жестоко: они сожгли жилища, захватили в плен 1 тыс. детей и 200 женщин, 90 воинов племени убили. Остатки племени отступили к пустыне Калахари. Вождь обратился к англичанам, чтобы они восстановили мир в его стране: «Если англичане не помогут мне, я – мёртвый человек. Я не знаю, к кому мне ещё обращаться. Буры не дадут нам больше жить».

Объясните, почему же буры, сами испытывавшие притеснения англичан, обращались с африканцами так жестоко.

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 3350 | Теги: ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории, Всемирная история нового времени | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0