Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 19:10:34
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 8. Великобритания во второй половине XIX – начале XX века
Продолжение промышленного подъёма

Темпы развития английской промышленности и торговли и во второй половине XIX столетия продолжали оставаться довольно высокими, в особенности до начала 1870-х гг. Как и прежде, этот подъём ненадолго приостанавливали экономические кризисы (в 1857 и 1866 гг.), но затем он возобновлялся. Укреплялись традиционные отрасли лёгкой промышленности, прежде всего текстильная, почти полностью перешедшая на машинное производство. К 1870 г. в английской текстильной промышленности действовало более 37 млн. механических веретён, а обслуживали их всего 450 тыс. рабочих.

Значительными были успехи и в тяжёлой промышленности. Выплавка чугуна, составлявшая в 1840 г. 1,4 млн. тонн, к 1870 г. превысила 6 млн. тонн. Добыча каменного угля всего за 15 лет (1855–1870) увеличилась вдвое – с 61,5 млн. до 123,7 млн. тонн. Все новейшие открытия и изобретения (даже если они были сделаны не в Англии) довольно быстро внедрялись в производство. Стоило, например, появиться первым холодильным установкам, как их тут же стали использовать для доставки в Европу гигантских партий мороженого мяса из Австралии и Новой Зеландии.


Испытание парового плуга


Именно в тот период за Англией утвердилось название «мастерская мира». На Международной промышленной выставке в Лондоне (1851–1852) превосходство англичан выглядело просто подавляющим. А после перехода на систему фритре́дерства Британия ещё успешнее стала теснить соперников, заполняя мировые рынки дешёвыми, но качественными товарами. На долю Великобритании (включая и её колонии) приходилось более трети общего объёма мировой торговли.

Конечно, значительная доля этих успехов была связана с тем, что Британия владела богатейшими землями: Индией, Канадой, Новой Зеландией, Австралией, Капской колонией (на юге Африки) и т. д. Но само по себе владение колониями – ещё не гарантия получения постоянных прибылей. Успехи Британии были обеспечены прежде всего наиболее передовым, капиталистическим способом производства и тем, что эта страна первой в мире осуществила промышленный переворот.

В какой мере успехи экономического развития Великобритании опирались на её внутренние ресурсы? Насколько важной была роль колониального сырья и товаров?

Взаимоотношения буржуазии и пролетариата

В ходе промышленного переворота огромные массы «освободившихся» людей хлынули в города, где большинство из них стало рабочими на фабриках и заводах. Представителей этого общественного слоя, не имевших орудий труда и прочих средств производства (специальных помещений, сырья и пр.) и потому вынужденных продавать свой труд, называют пролетариями. Численность пролетариата быстро росла, и вскоре он стал одним из основных классов в обществе. Одновременно возросли численность и роль в обществе другого класса – промышленной буржуазии. Между этими основными классами общества нарастали противоречия.


Использование детского и женского труда на производстве


На раннем этапе развития капитализма (этот этап даже называют «диким капитализмом») многие предприниматели вынуждали рабочих трудиться в тяжёлых условиях, без необходимого отдыха. По своему усмотрению они увеличивали объём работы, а платить работникам старались как можно меньше. Рабочий день мог продолжаться 12 и более часов, на фабриках наряду с мужчинами трудились женщины и дети. Заработная плата была крайне низкой, условия труда и быта – очень тяжёлыми, порой невыносимыми. Всё это в эпоху «дикого капитализма» пережили и пролетарии Великобритании, причём первыми.

Но традиционно гибкая политика британских властей, довольно быстрый переход английского капитализма от «дикого» этапа к нормальному помогли изменить ситуацию к лучшему. Ещё в 1830-е гг. был запрещён ночной труд подростков, сократилась продолжительность рабочего дня для детей, появилась фабричная инспекция и т. д. Парламент отменил прежний запрет на создание рабочих организаций (1824), и в итоге стали возникать тред-юнионы – профессиональные рабочие союзы. Они вели легальную борьбу за улучшение условий труда и повышение зарплаты. А вскоре рабочие стали основной силой чартистского движения. В дальнейшем их представители появились в парламенте.

В чём состояли противоречия между пролетариатом и буржуазией?

Падение темпов развития английской экономики

Высокие темпы промышленного развития, которых достигла Англия к началу 1870-х гг., было невозможно долго поддерживать. Постепенное снижение этих темпов совпало по времени с мощным экономическим подъёмом, который тогда переживали США и некоторые европейские страны. Ещё в 1870–1874 гг. Англия выплавляла в среднем 6,4 млн… тонн чугуна в год, США – 2,2 млн… тонн, а Германия – 1,8 млн… тонн. Но к концу века США опередили Великобританию по выплавке чугуна и стали, а в начале XX в. англичан обогнала и Германия. Англия стала отставать и по другим показателям. Довольно долго Британия удерживала первое место в мире по общему объёму экспорта (т. е. вывоза) товаров, но в начале XX в. её обогнали США.


На сталелитейном заводе


Уменьшалось и техническое превосходство Англии, которое ещё в середине XIX в. было подавляющим. Так, на рубеже XIX–XX вв., когда в промышленности США и Германии уже широко применялась электрическая энергия, в английской промышленности по-прежнему в основном использовалась сила пара.

В 1880-е гг. стало очевидно, что германские товары повсюду теснят английские. Это происходило в Южной Америке и России, в Италии и на Балканах, в Китае и Японии, даже в самой Великобритании и её колониях. Дело в том, что немецкие коммерсанты лучше, чем англичане, изучали потребности рынка в разных странах и учитывали интересы потребителей. Оптовым покупателям, например, они предоставляли льготные и долгосрочные кредиты.

Британии удалось сохранить своё место среди ведущих индустриальных держав мира, но она навсегда утратила прежнее доминирующее положение.

Почему именно к концу XIX в. Великобритания стала утрачивать своё первенство в экономике и технике?

Внутренняя политика Великобритании

С завершением в конце 1840-х гг. чартистского движения борьба за реформу парламента не прекратилась. Предприимчивость торгово-промышленной буржуазии обеспечивала успехи британской промышленности. Но этот слой населения по-прежнему имел мало представителей в парламенте. Конечно, подобное положение вещей было ненормальным. Это начинали понимать и сами парламентарии, прежде противившиеся избирательной реформе. В расширении избирательных прав были заинтересованы и рабочие, положение которых оставалось тяжёлым.

Все понимали, что партия, которая проведёт реформу парламента, соберёт большинство голосов новых избирателей (т. е. тех, кто получит доступ к голосованию в результате реформы). Но раньше других осознал это лидер Либеральной партии (виги), выдающийся политик Уи́льям Гла́дстон. Он умело сочетал в своей деятельности консерватизм и либерализм. Однако когда Гладстон внёс в парламент проект избирательной реформы весьма умеренного содержания (1866), против него выступили не только консерваторы, но и часть либералов. В результате Либеральная партия раскололась.

К власти пришли консерваторы (тори). Их лидером в те годы был журналист и писатель Бе́нджамин Дизраэ́ли, непримиримый противник Гладстона. Тем не менее их сближали огромный политической опыт, умение быстро находить гибкие, оригинальные решения. Дизраэли не только поддержал проект Гладстона, но и внёс новый, более либеральный билль (т. е. проект закона) о реформе. Летом 1867 г. парламент принял второй Закон об избирательной реформе. Было ликвидировано ещё 46 «гнилых местечек», и соответственно расширилось представительство крупных промышленных городов. Был также значительно понижен имущественный ценз. В результате общее число избирателей увеличилось с 1,35 млн. до 2,25 млн. человек.


Бенджамин Дизраэли


Но поскольку инициаторами этой реформы были всё-таки либералы, англичане и отдали им большинство голосов на выборах 1868 г. Виги провели реформу образования, значительно расширили права тред-юнионов, провели другие прогрессивные реформы. Однако правом голоса обладало лишь около половины мужчин страны. Поэтому необходимость ещё одной (третьей) избирательной реформы была очевидна.

В 1885 г. либералы во главе с Гладстоном добились проведения очередной парламентской реформы. Исчезли ещё 105 «гнилых местечек», право голоса было распространено на всех владельцев домов и квартир, а также на сельских работников. Число избирателей выросло до 5,5 млн. человек и составляло теперь 13 % всего населения. В будущем предстояло решить вопрос о введении всеобщего избирательного права: ведь у женщин и малоимущих групп мужского населения всё ещё не было возможности участвовать в выборах.

Вернувшись к власти (после некоторого перерыва в 1905 г.), либералы провели ряд важных законов: расширили права профсоюзов, ввели пенсии и пособия (по старости, инвалидности и т. д.). Это сводило к минимуму причины для внутренних конфликтов в стране.

Подведём итоги

Продолжая оставаться в числе ведущих держав мира, Великобритания стала утрачивать своё экономическое, а следовательно, и политическое первенство. Её обгоняли «молодые» страны, действовавшие более гибко и энергично, чем консервативная Британия.

• Фритредерство (от англ. free trade – свободная торговля) – свободное от контроля государства развитие торговли и предпринимательства.

В Великобритании эта система окончательно сложилась к середине XIX в., когда были сведены к минимуму (либо вовсе ликвидированы) таможенные ограничения.

• Пролетарии – одно из наименований рабочих в капиталистическом обществе. В Древнем Риме пролетариями называли бесправные слои граждан, стоявшие вне разрядов (классов).

• 1867 – принятие второго парламентского Закона об избирательной реформе.

• 1885 – принятие третьего парламентского Закона об избирательной реформе.

«Англия – самая богатая страна под солнцем, и всё-таки в ней сотни и тысячи людей живут в бедности… Долг каждого англичанина – стараться положить конец такому положению вещей».

(Из выступления одного из лидеров либералов Дэвида Ллойд Джорджа. 1908 г.)
Вопросы

1. Благодаря чему Великобритания занимала ведущее место в промышленном производстве и торговле? Когда и почему она утратила свои позиции?

2. Почему английская буржуазия и правящие круги долгое время не желали учитывать интересы рабочих?

3. Почему и по каким вопросам во второй половине XIX в. произошло сближение позиций британских либералов и консерваторов?

4. Каковы были итоги парламентских реформ? Можно ли назвать политический строй Великобритании в конце XIX в. демократическим?

Задания

1*. Внимательно изучите таблицу «Доля ведущих держав в мировом промышленном производстве (в %)»:



Определите, какой процесс иллюстрируют эти данные. Какие государства в конце XIX – начале XX в. развивались быстрее, а какие – медленнее? Почему это происходило?

2*. Внимательно изучите таблицу «Внешнеторговый оборот ведущих стран мира (в млрд. долл.)»:



Определите закономерности в изменении этих данных. Как вы думаете, почему по внешнеторговым показателям Великобритания сохранила своё первенство, а по промышленным (см. таблицу в задании 1) утратила?

3. Один французский путешественник, побывавший в середине XIX в. в крупнейшем английском промышленном городе Манчестере, писал: «Из тысячи детей манчестерских рабочих 570 умирают в возрасте моложе 5 лет. Ткач теряет трудоспособность к 50 годам. Нигде нет столько вдов и сирот. В 435 случаях на 1000 отец семейства умирает от лёгочной болезни».

Установите, какой этап развития капитализма характеризует документ. Почему предприниматели не заботились о положении своих рабочих?

4. Во время избирательной кампании 1880 г. лидер Либеральной партии У. Гладстон говорил: «Против нас выступают внушительные силы… Мы не можем рассчитывать на поддержку землевладельцев, на поддержку духовенства, на поддержку богатых и знатных англичан». Эти силы, утверждал Гладстон, ставят свои интересы выше интересов страны и общества.

Вспомните, каковы были упомянутые интересы страны и общества. На чью поддержку рассчитывали либералы?


Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 2775 | Теги: дидактический материал по исто, Всемирная история нового времени, ФГОС история, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, онлайн-учебник истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0