Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 27.04.2024, 00:10:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 30. Гибель Византии и создание Османской империи
Успехи и неудачи турок-османов

После покорения стран Балканского полуострова в конце XIV века турецкие султаны решили, что настала очередь Константинополя. Город уже давно находился в кольце: из окон императорского дворца были видны турецкие укрепления. Захватить столицу Византийской империи османам мешало отсутствие сильного флота, способного блокировать ее с моря.


Османское войско в походе. Средневековая миниатюра


Помощи византийцам ждать было неоткуда. Страшное поражение, которое крестоносцы потерпели в 1396 году под Никополем, заставило их отказаться от новых походов. Только небольшие отряды европейцев-смельчаков да флот генуэзцев и венецианцев осмеливались противостоять османам. Жители Константинополя умирали с голоду в тисках турецкой осады. Казалось, что участь Византийской империи предрешена.

Однако в начале XV века произошло событие, отсрочившее на полстолетия падение Константинополя. С востока на владения турок-османов обрушились войска жестокого завоевателя Тимура. Он подчинил своей власти Среднюю Азию, Иран, Индию. Теперь на очереди была Малая Азия, но турецкий султан считал свое войско непобедимым. На его высокомерное послание Тимур ответил: «Вовремя прояви мудрость, подумай, раскайся и предотврати удар грома нашего возмездия. Ты не больше, чем муравей, зачем ты дразнишь слонов? Они растопчут тебя своими ногами». В 1402 году в жестокой битве турки потерпели поражение от войск Тимура. Султан попал в плен и по приказу победителя был посажен в клетку, чтобы все турки видели унижение своего правителя. Государство турок-османов распалось, осада с Константинополя была снята.

Византийская империя в XV веке

В XV веке Византия ничем не напоминала прежнюю могучую империю. Она была ослаблена борьбой знати, частой сменой правителей, бесконечными войнами. Власть императора распространялась только на Константинополь и ближайшую округу. Вся остальная территория империи была захвачена турками-османами. Византийские крестьяне разорялись и попадали в зависимость от крупных землевладельцев. Ремесленники растеряли прежнее мастерство, купцы уступили первенство итальянским торговцам. Императорская казна оскудела, и государство уже не могло содержать сильную армию. Тем не менее Константинополь продолжал быть одним из крупнейших городов мира, его население насчитывало 50 тысяч жителей. Богатства города притягивали к себе взоры турецких завоевателей.


Церковь Святой Ирины в Константинополе


Последней, но призрачной надеждой императора были страны Западной Европы. Забыв о разгроме его государства крестоносцами в XIII веке, он обратился к римскому папе и правителям западноевропейских государств за помощью. Условием оказания такой помощи римский папа объявил подчинение себе православной византийской церкви. В 1439 году на церковном соборе, состоявшемся во Флоренции, было объявлено об объединении христианских церквей под верховной властью римского папы. Однако далеко не все священники и простые люди в Византии одобрили такое решение. Многие говорили, что лучше увидеть в Константинополе турок, чем католиков. Сопротивление было столь сильным, что окончательно подчинение католиками православной церкви так и не было осуществлено.

Вспомните, когда и почему произошел раскол христианской церкви.

Объединение церквей не помогло византийскому императору в борьбе с турками. Организованный западноевропейцами в 1444 году новый крестовый поход вновь завершился неудачей.


Шлем султана


Падение Константинополя и гибель Византийской империи

Турецкий султан Мехмед II (1451–1481), прозванный Завоевателем, бросил все силы на захват Константинополя. По его приказу всего за четыре месяца на европейском берегу пролива Босфор вблизи византийской столицы была построена крепость. Теперь она вместе с другой крепостью, сооруженной турками на несколько десятилетий раньше, перекрыла доступ к Константинополю с моря. Для решающего штурма Мехмед II в начале 1453 года привел под стены города двухсоттысячное войско. На вооружении у турок находился флот, насчитывавший 125 судов, и грозная артиллерия. Специально для штурма Константинополя была изготовлена гигантская пушка, стрелявшая ядрами весом до полутонны.


Осада турками Константинополя. Средневековый рисунок


Всей этой силе противостояли не более семи тысяч человек, которых сумел собрать последний византийский император Константин XI. Среди защитников города был небольшой отряд венецианцев и генуэзцев. Император надеялся на крепкие стены столицы, не раз выдерживавшие натиск врагов. Чтобы обезопасить город со стороны моря, через бухту Золотой Рог была протянута железная цепь, не позволявшая вражескому флоту подойти к стенам Константинополя.

Каким образом была организована оборона Константинополя?

В апреле турки начали непрерывно атаковать и обстреливать из пушек стены города. Однако византийцы отбили все атаки. Тогда султан приказал перетащить корабли по суше через перешеек, минуя протянутую цепь. Когда турецкий флот оказался в бухте Золотой Рог вблизи стен города, его защитники и жители поняли, что падение столицы Византии неизбежно. Решающий штурм начался 29 мая 1453 года. Под пронзительные звуки труб и флейт турки начали атаку. Ядра гигантской пушки пробили большую брешь в стене, и враги хлынули внутрь города. Император Константин сражался наравне со своими воинами и погиб с оружием в руках, озарив Византию последним лучом славы. Константинополь пал, множество его жителей погибло. Султан объявил, что ему принадлежат стены и здания города, все остальное он отдал на разграбление своим воинам. Свидетель событий писал, что грабеж продолжался три дня, и не было ни одного воина, который не стал бы богатым благодаря захваченной добыче и рабам.


Вступление Мехмеда II в Константинополь. Художник Ж.-Ж. Бенжамен Констан


Захват турками Константинополя означал завершение тысячелетней истории Византийской империи, наследницы Рима. Город был переименован турками в Стамбул и стал столицей их государства. Многие православные церкви были разграблены и разрушены, а храм Святой Софии превращен в мусульманскую мечеть. Позже султан приказал собрать уцелевших жителей Константинополя и христиан из других завоеванных областей и заселил ими опустевший город.

Османское государство

К концу XV века на землях бывшей Византийской империи, Малой Азии и балканских стран Сербии и Болгарии возникла обширная мусульманская Османская империя. Значительную часть ее населения составляли христианские народы – славяне, греки, армяне. Турки не стремились насильно обращать их в ислам и возложили управление этими народами на христианское духовенство.

Во главе Османской империи стоял султан, обладавший неограниченной властью. Он был верховным владыкой жизни и собственности своих подданных. Султану принадлежала вся земля в государстве. Даже родственников он считал своими рабами. Для того чтобы предотвратить смуты в государстве и упрочить власть монарха, султан Мехмед II издал закон, разрешавший наследнику престола убивать своих братьев «ради благополучия государства». Правил султан при помощи министров и чиновников, первым из которых был великий визирь. Он руководил правительством, которое называлось у турок диван. Сам султан не присутствовал на заседаниях дивана, но нередко тайно наблюдал за чиновниками из другого помещения сквозь решетку, получившую название «Глаз султана».


Заседание дивана. Средневековая миниатюра


Знатность рода не играла важной роли для продвижения по государственной службе. Основные посты при дворе султана занимали его рабы. Многие из них были еще детьми захвачены в плен или отняты у родителей-христиан. Таких рабов обращали в ислам и воспитывали в специальных придворных школах в духе беспрекословного повиновения султану. Рабы, благодаря своим способностям добившиеся высокого положения при дворе, не могли передавать по наследству свои должности и состояние. Это избавляло султана от соперничества со стороны знати. Важную роль в Османском государстве играло также мусульманское духовенство, имевшее в своем распоряжении обширные земли.


Завоевания турок-османов в XIV–XV веках

Назовите страны, покоренные турками к концу XV века.

Турки-османы составляли меньшинство населения империи. Чтобы сохранять единство государства, им была необходима сильная боеспособная армия. Ее основу составляли конные воины, получавшие право собирать часть налогов с крестьян одной местности. По первому приказу конники должны были являться вместе со своими слугами в войско султана. В отличие от западноевропейских феодалов, они не были собственниками земли и не могли передавать ее по наследству.

Самой боеспособной частью турецкого войска были янычары. Они отличались храбростью, особой преданностью султану, из них состояла охрана повелителя.

Подведем итоги

Успехи турок-османов, к концу XV века подчинивших себе всю Малую Азию и Балканский полуостров, подтвердили, что их армия была самой сильной в Европе и Азии, а Османская империя – самым могущественным государством мусульманского мира. Христианские народы Балкан на много столетий оказались под властью турецких завоевателей.

Янычары пехота в османской армии, набранная из мальчиков-христиан, воспитанных в духе ислама.

• 1402 Разгром турок-османов войском Тимура.

• 1439 Решение Флорентийского собора об объединении православной и католической церквей.

• 1453 Падение Константинополя.

Вопросы

1. Каковы были причины гибели Византийской империи?

2. Какие события отсрочили на время падение Константинополя?

3. Как было организовано управление Османским государством?

4. Как была устроена армия Османской империи? Чем положение турецких конных воинов отличалось от положения западноевропейских рыцарей?

5. Каково было положение христианских народов Османской империи?

Задания

1. Продолжите заполнение таблицы «События XIII–XV веков в Малой Азии и на Балканах».

2. Используя текст параграфа и иллюстрации, составьте рассказ о штурме Константинополя.

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС | Добавил: tineydgers (11.07.2015)
Просмотров: 3773 | Теги: ФГОС история, Всемир, подготовка к ЕГЭ история, урок истории в школе, история средних веков, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0