Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 29.03.2024, 03:46:22
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. 6 КЛАСС [35]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. 8 КЛАСС [28]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [24]
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. XX – НАЧАЛО XXI ВЕКА. 11 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ [23]

§ 12. Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века
Общие черты цивилизаций Востока

Цивилизации Индии, Китая, стран Юго-Восточной Азии отличались как от европейского христианского мира, так и от мира ислама. Во всех странах Востока государство играло главенствующую роль, подчиняя всё общество. Правитель обладал деспотической властью, распоряжаясь также и всей собственностью государства. Частная собственность в том виде, в котором она существовала в Западной Европе, на Востоке так и не утвердилась. Огромную роль в жизни восточных обществ играла община, выполнявшая не только хозяйственные, но и административные, и религиозные функции. Она стояла между мощным государством и отдельным человеком.

Важнейшим элементом восточного государства являлся слой чиновников-бюрократов, помогавших правителю. Они составляли централизованный аппарат, способный контролировать политическую, экономическую и духовную жизнь страны. Знать стран Востока мало походила на аристократов Западной Европы – она не владела землёй, а получала по повелению правителя доход с определённой территории или населения. Право на доход не передавалось по наследству, а закреплялось за определённой должностью.

Повседневная жизнь каждого человека регламентировалась жёсткими законодательными и религиозными установками, нарушение которых, неповиновение правилам и традициям строго наказывались. В то же время история стран Востока богата примерами мощных восстаний низших слоев населения – недовольные своим положением, гнётом и эксплуатацией со стороны власть имущих, простолюдины поднимали мятежи, нередко приводившие к тому, что низы и верхи менялись местами. Одержавшие победу крестьянские вожди заменяли прежнюю знать, но через некоторое время старые порядки возвращались.

Индия

Богатейшей страной Востока, притягивавшей взоры завоевателей, была Индия, где проживало множество народов, принадлежавших к разным расам. Однако население Индии имело множество общих черт, сформировавшихся в ходе исторического развития. Господствующей религией до XIII в. здесь был индуизм, в основе которого лежит многобожие. Всё население Индии было разделено на изолированные касты («джати»), возникшие из четырёх варн, существовавших в древности.

В начале эпохи Средневековья в Индии не сложилось централизованного государства. Страна была разделена на ряд враждующих между собой княжеств, военная, гражданская и судебная власть в которых принадлежала правителям-раджам (санскр. – царь). Развитой бюрократической системы здесь не существовало. Важную роль в жизни индийского общества играла община – как в городе, так и в деревне. Она представляла собой саморегулирующийся организм, почти не нуждающийся в контактах с внешним миром. Индийская община выполняла и некоторые административные функции, заменяя низший слой бюрократического аппарата государства. Общинные старосты представляли власть на местах и защищали интересы общины перед вышестоящими властями. Внутренняя жизнь общины была организована в соответствии с устоявшимися традициями, жёстко определявшими роль и место каждого человека в соответствии с его кастовой принадлежностью. Положение человека в обществе не могло быть изменено и не подвергалось сомнению как определённое судьбой, или кармой (санскр. – совокупность деяний). Благодаря силе общины, существованию уникального кастового порядка в Индии давление государства на низшие слои населения было не столь сильным, как в других странах Востока.

Влияние индийской цивилизации распространилось далеко за пределы Индостана. Её религиозно-философские идеи, общественные нормы и культурные принципы оказали воздействие на страны Индокитая, острова Юго-Восточной Азии (Ява, Суматра, Калимантан), Шри-Ланку (Цейлон) и др.

В начале XIII в. в результате мусульманского завоевания в Индии произошло столкновение цивилизаций. Пришедшие с запада отряды тюрок-мусульман создали на севере Индостана своё государство – Делийский султанат, в первой половине XVI в. сменившийся новым мусульманским государством – империей Великих Моголов.

Империя была основана в 1526 г. выходцем из Моголистана (Средней и Центральной Азии) Бабуром (1483–1530), подчинившим себе большую часть полуострова.

Местное население, исповедовавшее индуизм, оказалось в подчинении у мусульманской верхушки. Завоеватели принесли с собой новые порядки – поскольку их государство было основано на принципах ислама, к местному населению они относились как к неверным, облагая его, как жителей других странах, подушной податью. Однако, несмотря на то что принявшие ислам индийцы получали существенные льготы, массового перехода в новую религию не произошло. Это объясняется значением и силой кастового строя – главной опоры традиционного образа жизни.


Сыновья правителя империи Великих Моголов Шаха Джахана. XVII в. Средневековая миниатюра


При мусульманских правителях бо́льшая часть Индии оказалась объединённой в единое государство со стройной системой управления. Индийские города процветали, торговля с исламскими странами приносила большие прибыли. Вместе с тем государство ослаблялось соперничеством индуизма – религии большинства населения Индии – и ислама, которого придерживались правители, знать и войско. Индийское общество было раздроблено на противоположные миры, внутри которых существовали совершенно разные жизненные ориентиры, нормы поведения и системы ценностей.

Китай

Доминирующей в политическом и культурном отношении державой Дальнего Востока был Китай. С древнейших времён здесь существовала высокоразвитая цивилизация. Одна империя сменялась другой, периоды раздробленности – временами централизации, но практически неизменными оставались основы китайской цивилизации. В Китае не было единой религии, здесь сосуществовали три религиозно-философских учения – конфуцианство, даосизм и буддизм. Государственная власть строилась на идеологии конфуцианства.

Китайский император, или, как его называли подданные, Сын Неба, обладал огромной властью. Он выступал посредником между небесными и земными силами. Слово его было законом для китайцев. Государство в лице императора владело всей землёй в стране. Частная собственность на землю в Китае так и не утвердилась (хотя в отдельные периоды истории страны существовали частные собственники).


Император. Рисунок. VII в. Китай


Помогала императору в управлении государством целая армия чиновников-шэныпи. В средневековом Китае существовал хорошо организованный бюрократический аппарат, в основу функционирования которого были положены принципы конфуцианства. Чиновники контролировали все стороны жизни государства – от сбора налогов до постройки каналов, дорог, дамб, дворцов. Ремесло и торговля также находились под их строгим контролем. Они регламентировали каждый шаг жителей городов. Одной из основ общественного и государственного строя Китая была крестьянская община, выполнявшая хозяйственные и административные функции.

Система отношений власти и общества в Китае оказалась настолько прочной, что оставалась практически неизменной как в периоды существования мощных централизованных империй, так и во времена раздробленности. Одними из важнейших обязанностей императора, по Конфуцию, были забота о народе и справедливое управление, поэтому социальная несправедливость, существовавшая в обществе, воспринималась жителями Поднебесной (так китайцы называли свою страну) как вина императора и правящей династии. Недовольство приводило к многочисленным мятежам и восстаниям, победа которых, однако, не меняла сути социального и политического строя Китая.

В VII в. после нескольких столетий междоусобиц возникла империя Тан (618–907), под властью которой был объединён весь Китай. Это время считается периодом наивысшего расцвета средневекового Китая.

Главную внешнюю опасность для страны представляли многочисленные кочевые племена, занимавшие территории к северу от границ Китая. Среди них были и гунны, беспокоившие Китай в IV в. В VI в. в степях, граничащих с Китаем, было создано могущественное государство кочевников – Тюркский каганат (552–745). Некоторым племенам (киданям в X–XII вв., чжурчжэням в XII–XIII вв. и др.) иногда удавалось на короткий период захватить северные области Китая и создать здесь свои государства. Но сравнительно малочисленные «северные варвары» довольно быстро растворялись среди местного населения, чему немало способствовали высокая культура Китая и многовековые традиции государственности.

Самобытная и богатая китайская культура оказывала серьёзное влияние на народы, жившие вблизи границ Поднебесной. Иероглифическая письменность, живопись, архитектура и сам жизненный уклад китайцев становились образцами для народов соседних стран (Кореи, Японии, Индокитая и др.).

Монгольская держава

В начале XIII в. в степях, раскинувшихся от верховьев Енисея до Маньчжурии, образовалось сильное Монгольское государство, созданное на землях кочевников-скотоводов. Главной фигурой в обществе был всадник (воин и пастух), поскольку основное богатство монголов составлял скот (овцы и лошади). Это было весьма развитое общество.

Ко времени создания государства традиционная социальная структура кочевников-монголов претерпела серьёзные изменения. На первый план вышли территориальные, экономические и военно-союзнические связи.

В этот период выделяется и родоплеменная знать – нойоны (монг. – господин, князь), игравшие важную роль в иерархически построенном обществе, в основании которого находилась патриархальная семья. Вертикаль власти строилась от семьи к кровнородственному клану, от клана – к племени и далее – к племенному союзу. Социальная система одновременно являлась и военной организацией, так как каждый мужчина был воином, а глава каждой социальной ячейки – командиром определённого ранга. Нойоны опирались на воинов-дружинников – нукеров.


Выезд монгольского принца. Начало XIV в. Иран


В 1206 г. на съезде знати – хурултае (или курултае) – были приняты два важнейших решения: верховным правителем всех племён избрали удачливого военного предводителя Темучина (1206–1227), получившего имя-титул Чингисхан; был принят общемонгольский свод законов – Яса («Еке яса» – «Великий закон»). Согласно Ясе, предусматривались наказания за проступки разного рода: кражу, убийство, невозвращение долга, невозвращение оружия, утерянного в походе или бою, неоказание помощи соратникам в битве. Утверждение единой верховной власти и единого закона, регулирующего общественную жизнь, ознаменовало создание Монгольского государства.

Государство делилось на тумены. Каждый тумен, в свою очередь, состоял из административных единиц, которые должны были соответственно выставлять 1000, 100 и – самое низшее звено – 10 воинов-всадников.

Создав мощную, выносливую в походах и боях, сплочённую взаимовыручкой и железной дисциплиной армию, Чингисхан направил её сначала на ближайших соседей, а потом и на дальние страны. Монголы быстро осваивали новинки военного дела, заимствуя в том числе тактику штурма городов, метательные и штурмовые орудия.

До самой смерти в 1227 г. Чингисхан продолжал завоевательные походы. Своим сыновьям и внукам он оставил огромную державу, которая простиралась от половецких степей до степей монгольских. Земли, завоёванные Чингисханом, были поделены между его сыновьями и внуками, которые правили улусами – частями Монгольской державы. Они продолжили завоевательную политику «покорителя Вселенной».

Половецкая степь к западу от Иртыша считалась владением старшего сына (улус Джучи). После его смерти улус достался его сыну Батыю и вошёл в историю под названием Золотая Орда. Внук Чингисхана Хулагу завершил покорение Ирана и утвердил власть монголов в Ираке, Закавказье и Сирии. В 1258 г. был осаждён и взят штурмом Багдад. Почти на три десятилетия растянулось покорение Северного Китая, начатое Чингисханом и закончившееся в 1234 г.

Ставка великого хана – главы рода Чингисидов – находилась в Монголии, в Каракоруме – столице державы. Сюда стекались богатства из покорённых стран и приезжали представители улусов для получения права на управление землями.

Внук Чингисхана Хубилай (1260–1294) перенёс в 1260 г. столицу из Каракорума в Пекин. Он завоевал Южный Китай и объединил обе части страны. Хубилай принял китайское имя и стал основателем новой императорской династии Юань (1271–1368). Жестокие монгольские правители не спешили перенимать мудрые принципы конфуцианского правления. Гнёт и неумелое управление государством и экономикой привели к народному восстанию и восстановлению китайской национальной империи, получившей название Мин (1368–1644).

Во второй половине XIII в. монгольская держава включала более 40 стран, множество народов. Начальники административных округов собирали дань с соответствующих территорий. Кроме того, покорённые народы должны были платить «налог крови» – выставлять своих воинов в монгольское войско. Управление Монгольской державой, таким образом, сводилось к ограблению и устрашению подневольного населения. Жестокое отношение к покорённым народам вызывало многочисленные восстания против власти монголов. В результате к концу XIII столетия Монгольская держава перестала существовать как единое целое.

Средняя Азия

В XIV в. в разорённой монголами Средней Азии постепенно восстанавливалась мирная жизнь: вновь налаживалось ирригационное земледелие, возрождались города – центры ремесла и торговли.

В 1370 г. один из удачливых эмиров (араб. – повелитель), Тимур, расправившись с соперниками, установил свою власть в этих землях. Тимур был родом из тюрко-монгольского племени. Опираясь на кочевую знать и военачальников, он создал сильное войско, организованное по образцу войск Чингисхана. Дисциплинированное и закалённое в боях воинство разгромило ханов Моголистана, совершило три успешных похода на земли Золотой Орды, нанесло поражение турецкому султану. Войско Тимура как смерч пронеслось по землям Орды; были разрушены богатые города – Сарай, Астрахань, Азов.

В результате этих походов была создана огромная держава, включавшая, кроме Средней Азии, Афганистан, Иран, Ирак, Закавказье, часть Северной Индии. Столицей стал город Самарканд.


Мавзолей Гур-Эмир – усыпальница Тимура. XV в. Самарканд


Воины-кочевники сыграли большую роль в исторической судьбе многих регионов и стран – Китая, Средней Азии, Ирана, Кавказа, Восточной Европы. Завоевания Чингисхана и его наследников потрясли средневековый мир и привели к утверждению монгольской династии в Китае и образованию новых государств – Золотой Орды, Джагатайского улуса, державы Хулагидов.

В Средние века цивилизации Востока продолжали традиции, заложенные ещё в древности. Их объединяли общие черты в государственном устройстве, отношении к собственности и личности. В то же время в каждой из стран Южной, Восточной и Центральной Азии существовали свои особенности. К концу эпохи Средневековья в Индии и Китае сложились мощные империи с сильной центральной властью.

Вопросы и задания

1. Как строились взаимоотношения личности и государства в странах Востока?

2. В чём отличие роли государства в Индии и Китае? На какой идеологической и философской основе было построено китайское государство?

3. Охарактеризуйте отношения Китая с соседними государствами. Почему китайской цивилизации удавалось подчинять своему влиянию соседние страны и народы?

4. Как была устроена Монгольская держава?

5. Почему монголы с таким успехом завоёвывали обширные территории? Назовите не менее трёх причин.

6. Определите черты, отличающие цивилизации Востока от стран средневековой Западной Европы.

7. Средневековый историк Барами писал об отношении правителей Делийского султаната к индусскому населению: «Султан Ала уд-дин (правил в Дели в конце XIII – начале XIV в. – Авт.) потребовал от мудрых людей, чтобы они выработали такие правила и установления, которые принизили бы индусов, с тем чтобы в их домах не оставалось имущества и богатств, являющихся средством [для поднятия] мятежей. Следует, чтобы было единое правило платежа хараджа (поземельный налог для немусульман. – Авт.) для всех [индусов], от хута (сельский староста или мелкий феодал. – Авт.) до балахара (представитель низшей касты. – Авт.), [чтобы] наиболее тяжёлый харадж не падал на самого бедного и чтобы индусам не оставалось столько, чтобы они могли ездить верхом, носить оружие, покрываться дорогими одеждами и вообще роскошествовать и наслаждаться жизнью. Для осуществления этих упомянутых мер, чрезвычайно важных для государства, были выработаны два установления. Первое состояло в том, чтобы все посевы, маленькие и большие, [облагались] в соответствии с площадью с [каждой] бисвы (единица земельной меры. – Авт.) в размере половины [урожая] без каких бы то ни было исключений. Второе установление касалось получения чаран (налог за выпас скота. – Авт.) [с лиц, содержащих] буйволов, коров и другой скот, дающий молоко. Был назначен чаран, который взимался со всех обитаемых дворов, так что ни одно животное… не оставалось вне обложения… Было достигнуто такое повиновение, что один служащий из налоговых учреждений в городках мог связать за шеи двадцать старост и побоями заставить их платить харадж. Индусы не могли поднять своей головы, в их домах не было более и следа золота, и серебра, и денег или значительного имущества; не осталось того, что порождает неповиновение и мятеж. Движимые бедностью, жёны старост шли в дома мусульман, работали и получали плату».

Что предпринял султан для проведения мер, направленных против индусов?

Чего хотел добиться султан, определяя жестокие правила и установления для населения Индии?

Что можно сказать об отношении мусульманских правителей Делийского султаната к индусскому населению?

Категория: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX ВЕКА. 10 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ | Добавил: tineydgers (08.07.2015)
Просмотров: 1765 | Теги: ФГОС история, урок истории в школе, подготовка к ЕГЭ история, онлайн-учебник истории, дидактический материал по истории, Всемирная история | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0