Предпосылки разрядки международной напряжённостиК
началу 1970-х гг. сложились условия для ослабления противостояния
сверхдержав. СССР и США достигли уровня ядерных потенциалов, способных
уничтожить друг друга. Принятая руководством США так называемая
«доктрина гибкого реагирования» предусматривала применение ядерного
оружия лишь в случае атомного нападения, а также в случае
крупномасштабного советского вторжения в Западную Европу. Все остальные
конфликты должны были решаться в пользу США при помощи обычных
вооружённых сил и вооружений. Неудачи в ходе войны во Вьетнаме не только
привели к падению международного престижа США и поляризации общества
внутри страны, но поставили – из-за растущих военных ассигнований – под
сомнение реализацию политики «новых рубежей» и создания «великого
общества», выдвинутых Дж. Кеннеди и Л. Джонсоном. Это в конечном итоге
вынудило руководство Соединённых Штатов к поиску договорённостей с
главным противником.
В свою очередь СССР, удержав контроль за
восточноевропейскими странами, испытывал – после пограничного конфликта с
Китаем в 1969 г. – серьёзное напряжение на дальневосточной границе.
Визит в Китай президента США Р. Никсона вызвал у руководства Советского
Союза опасения возможности создания китайско-американского альянса,
угрожавшего интересам СССР.
Арабо-израильская война 1973 г., став четвёртым
вооружённым столкновением между Израилем и арабскими странами,
сопровождалась применением экономического и политического воздействий на
союзников Израиля. Страны – члены ОПЕК (Организации стран – экспортёров
нефти) ввели эмбарго на продажу нефти США и странам Западной Европы.
Втрое повысились цены на сырую нефть. Энергетический кризис, охвативший
западный мир, был использован Советским Союзом для наращивания поставок
энергоносителей в Европу. Поток нефтедолларов, став спасением для
переживавшей кризисные явления советской экономики, требовал прекращения
противостояния со странами Запада.
Ещё одним игроком, заинтересованным в прекращении
конфронтации, являлись страны Западной Европы. Выход в 1966 г. Франции
из военных структур НАТО, приход к власти в ряде европейских стран
социал-демократических партий, падение авторитарных режимов в Португалии
(1974) и Испании (1975), обретение независимости бывшими колониями
европейских государств объективно ослабили прежние позиции Соединённых
Штатов на Европейском континенте.
Разрядка международной напряжённости и новый виток «холодной войны»В
1969 г. в Хельсинки начались переговоры между СССР и США об ограничении
стратегических наступательных вооружений. В результате работы экспертов
в 1972 г. в ходе первого официального визита президента США в Москву
Р. Никсоном и Л. И. Брежневым были подписаны Договор об ограничении
систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение между СССР и
США о некоторых мерах в области ограничения стратегических
наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоры были ратифицированы
парламентами обоих государств. Систему договорённостей сверхдержав в
сфере ограничения гонки ракетно-ядерных вооружений дополнил подписанный в
1979 г. в Вене Генеральным секретарём ЦК КПСС Л. И. Брежневым и
президентом США Дж. Картером Договор ОСВ-2, ограничивший число носителей
ядерного оружия 2125 единицами. Встреча Л. И. Брежнева и Дж. Картера в Москве после подписания Договора ОСВ-2
Несомненным успехом политики разрядки стал
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
подписанный в 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 европейских стран,
США и Канады. Основополагающими принципами взаимоотношений государств
признавались: суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силой,
нерушимость послевоенных границ в Европе, территориальная целостность
государств, невмешательство и во внутренние дела. Наряду с
военно-политическими вопросами, документ регулировал принципы
взаимовыгодного экономического сотрудничества, вопросы обмена в области
культуры, образования, информации, контактов между людьми. Стыковка американского и советского космических кораблей «Аполлон» и «Союз» на орбите
Символами сотрудничества противников в «холодной
войне» стали: в экономической сфере – строительство в Советском Союзе
заводов по производству пепси-колы; в науке – совместный полёт и
стыковка в космосе советского и американского пилотируемых кораблей
«Союз» и «Аполлон»; в сфере культуры – совместная работа американских и
советских кинематографистов над фильмом «Синяя птица». Однако разрядка
международной напряжённости оказалась кратковременной: в обеих странах
решающее влияние на дальнейшее развитие событий оказали группировки,
заинтересованные в продолжении конфронтации.
В ответ на вторжение советских войск в Афганистан
(декабрь 1979 г.) Дж. Картер объявил о решении американской
администрации отложить ратификацию Договора ОСВ-2, прекратить или
сократить экспорт в СССР ряда товаров (в том числе сельскохозяйственной
продукции), приостановить экономические, научно-технические и культурные
обмены между двумя странами. Национальный олимпийский комитет США
принял решение о бойкоте Олимпийских игр 1980 г. в Москве. Вскоре к
бойкоту присоединилось свыше 60 стран. В ответ СССР и его союзники
бойкотировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе.
Резкое усиление конфронтации произошло после прихода к
власти в США новой республиканской администрации во главе с Рональдом
Рейганом. Советскому Союзу навязали новый виток гонки вооружений (США
начали производство нейтронного оружия, разместили крылатые ракеты вдоль
границ СССР, начали исследовательские работы по размещению элементов
ПРО в космосе в рамках программы «Стратегической оборонной инициативы»,
поставку в армию новых видов вооружений). Были также осуществлены
экономические санкции в отношении СССР (приостановлены полёты самолётов
«Аэрофлота» в США, отказано в выдаче разрешений на продажу СССР
некоторых видов оборудования); ужесточена идеологическая конфронтация
(объявление Советского Союза «империей зла», жёсткая критика мировыми
СМИ действий Советского Союза в Афганистане и других районах мира).
Успешные действия американцев по свержению промарксистского режима на
Гренаде (1983) позволили преодолеть «вьетнамский» синдром в американском
обществе. В условиях подъёма неоконсервативной волны в странах Запада
руководству США удалось провести в структурах НАТО решение о размещении
американских ракет средней дальности на территории Италии,
Великобритании, ФРГ, Дании и Бельгии. К середине 1980-х гг. мир снова
оказался на пике «холодной войны».
Международные отношения во второй половине 1980-х гг. Революции конца 1980-х гг. в Восточной Европе«Евроракетный»
кризис 1979–1983 гг. был последней схваткой сверхдержав в области
ядерных вооружений. На большее ослабленной хронической неэффективностью
советской экономики не хватило. Ценовой сговор между властями США и
Саудовской Аравии, начало добычи Великобританией и Норвегией нефти с
морских платформ на шельфе Северного моря привели к резкому падению
мировых цен на энергоносители. Снижение доходов от их экспорта
немедленно сказалось как на потребительском рынке в СССР, так и на
взаимоотношениях внутри советского блока.
Всё более негативное влияние на международное и
внутреннее положение СССР оказывала война в Афганистане. Имея в
противниках участников партизанской борьбы, подготовленных американскими
и пакистанскими военными инструкторами, Советская Армия столкнулась с
теми же трудностями, что и американцы в Корее и Вьетнаме: незнание
местности и традиций, ненадёжные союзники и невозможность применения
оружия массового поражения для достижения победы в войне. Экономические
затраты, возрастающие потери людей и боевой техники делали прекращение
войны необходимостью. Перечисленные факторы обусловили изменение внешней
политики Советского Союза.
С подписанного в 1987 г. на встрече в Рейкьявике
М. С. Горбачёвым и Р. Рейганом Договора по ограничению ракет средней и
малой дальности началась череда уступок СССР американским партнёрам.
Вывод Ограниченного контингента советских войск из Афганистана (1987),
отказ от поддержки промарксистских сил в странах «третьего мира»,
Мадридский договор об обычных вооружённых силах в Европе (1990),
ограничивавший ударную мощь группировок советских войск в странах
Восточной Европы, свидетельствовали о падении внешнеполитического
влияния СССР. М. С. Горбачёв и Р. Рейган подписывают Договор по ограничению ракет средней и малой дальности. 1987 г.
К концу 1980-х гг. социально-экономический и
политический кризис в социалистических странах Восточной Европы достиг
наивысшей точки. Стремление людей к свободе подстёгивалось близостью к
Западу – традиционно большей по сравнению с СССР степенью влияния
западных идей и образа жизни. Толчком к движению в сторону перемен для
соцстран стала перестройка в Советском Союзе. Консервативное партийное
руководство союзников СССР с неодобрением взирало на действия
М. С. Горбачёва и его окружения. Не случайно в ряде стран Восточной
Европы в конце 1980-х гг. были запрещены некоторые советские журналы:
гласность, по мнению властей, могла нанести ущерб социалистическому
строю. Однако лавинообразные изменения пошли значительно дальше идей
модернизации социалистического строя. Отказ руководства Советского Союза
от насильственного удержания восточноевропейских стран в орбите своего
влияния облегчил мирный переход власти к прозападной элите. Это означало
переход стран соцлагеря под эгиду другого геополитического центра –
США.
Смена властвующих элит практически повсеместно
происходила мирным путём. В Чехословакии осенью 1989 г. на фоне
массового движения протеста, начатого студентами, президентом страны был
избран известный писатель, участник правозащитного движения Вацлав
Гавел. Новое правительство начало переговоры о выводе из страны
советских войск. После свободных выборов 1990 г., на которых коммунисты
получили лишь 13 % голосов, переход власти к прозападной элите стал
свершившимся фактом. «Бархатная» революция в Праге. 1989 г.
В Болгарии той же осенью реформаторскому крылу
компартии удалось отстранить от власти Тодора Живкова. Преобразования,
начавшиеся «сверху» по инициативе сторонников реформ в партийном
руководстве, позволили коммунистической партии ещё некоторое время
сохранять позиции в государстве. Однако уже в 1990 г. на свободных
выборах некоммунистические партии получили большинство в парламенте, а
президентом страны стал известный своими антикоммунистическими взглядами
Желю Желев.
В Венгрии руководству компартии в 1989 г. пришлось
начать переговоры с оппозицией, в результате которых были выработаны
условия перехода к многопартийной системе. На состоявшихся в 1990 г.
выборах победу одержала демократическая оппозиция, взявшая курс на
«вхождение» Венгрии в Европу.
В Польше в 1988 г. на волне рабочих выступлений и
забастовок власти вынуждены были собрать «круглый стол», в работе
которого приняли участие и представители запрещённой «Солидарности». В
1989 г. «Солидарность» была легализована, на парламентских выборах
демократическая оппозиция получила треть голосов. Демонтаж политической
системы, сложившейся в послевоенной Польше, завершился в декабре
1990 г., когда президентом был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса.
Революционные события в Германской Демократической
Республике привели к ликвидации этого государства. Стремление немцев к
демократическим переменам и объединению страны привело сначала к
отставке в октябре 1989 г. лидера восточногерманских коммунистов Эриха
Хонеккера, а затем к падению Берлинской стены, символизировавшей
послевоенный раскол Европы. М. С. Горбачёв, остро нуждавшийся в западных
кредитах, согласился вывести советские войска из Восточной Германии. В
октябре 1990 г. был заключён договор о вхождении ГДР в состав ФРГ. Танки на улицах Бухареста. Декабрь 1989 г.
Самые кровавые события в ходе «бархатных» революций
произошли в Румынии. В конце 1980-х гг. в стране резко ухудшилось
экономическое положение, возникла угроза голода. Началом революции стали
события в городе Темишоара, где власти попытались подавить выступления
представителей венгерского этнического меньшинства. 21 декабря 1989 г.
антиправительственный митинг в центре Бухареста перерос в вооружённые
столкновения и уличные бои манифестантов с сохранившими верность режиму
армейскими частями. В боях погибло более тысячи человек.
Коммунистический лидер Николае Чаушеску и его жена попытались бежать, но
были арестованы и после короткого суда казнены. Новым руководством
страны был взят курс на вхождение Румынии в западное сообщество. Приход к
власти в странах Восточной Европы некоммунистических сил, их ориентация
на военно-политические и экономические структуры Запада закономерно
привели к прекращению существования Совета экономической взаимопомощи и
Организации Варшавского договора (1990). Крах социализма в Восточной
Европе и последовавший за ним распад Советского Союза стали зримыми
свидетельствами окончания «холодной войны», поскольку одна из
сверхдержав, один из полюсов биполярного мира, перестал существовать. В
современном мире осталась единственная сверхдержава – США.
Пик разрядки международной
напряжённости, в ходе которой были достигнуты важные соглашения в
военно-политической, экономической и гуманитарной областях, пришёлся на
середину 1970-х гг. Однако на рубеже 1970—1980-х гг. начался новый виток
конфронтации между СССР и США. Перестройка в Советском Союзе, крах
социализма в странах Восточной Европы привели к распаду СССР и ОВД, что
знаменовало собой завершение «холодной войны».
Вопросы и задания1. Каковы
предпосылки политики разрядки международной напряжённости?
Охарактеризуйте проявления разрядки в военно-политической, экономической
и культурной сферах.
2. Почему разрядка сменилась новой конфронтацией
сверхдержав? Можно ли говорить о равной ответственности сторон в
развязывании нового витка «холодной войны»?
3. Какие причины привели к краху социалистической системы в Европе? Какую роль в этом процессе сыграла перестройка в СССР?
4. В современной исторической и публицистической
литературе существуют две точки зрения на итоги и результаты «холодной
войны». Согласно первой, «холодная война» была проиграна Советским
Союзом. Как вы считаете, можно ли было избежать этого поражения?
Согласно второй, «в «холодной войне» не было проигравших – весь мир
выиграл от прекращения соперничества между сверхдержавами, грозящего
обернуться всемирной ядерной катастрофой». Приведите аргументы в
поддержку или опровержение представленных точек зрения.
5. Из статьи французского президента Франсуа Миттерана в газете «Монд» (1986):
«Впервые Рейган выступил с
идеей о СОИ (стратегической оборонной инициативе) в телевизионном
заявлении 23 марта 1983 г. На встрече с ним 2 мая 1986 г. я подчеркнул,
что Франция не согласится поддерживать никакое соглашение… если у неё не
будет права на принятие решений. Затем я выразил сомнение по поводу
обоснованности самой стратегии, во имя которой предлагается создать
оружие «звездных войн». Я выразил несогласие и по существу концепции
стратегической оборонной инициативы. Зачем нарушать равновесие, которое
гарантирует безопасность уже на протяжении 40 лет?»
Почему программа СОИ получила название программы «Звёздных войн»?
О каком равновесии, гарантирующем безопасность, идёт речь? |