Мурманский морской порт основан в 1915 году, во время Первой Мировой войны. Его создание было связано со стремлением России получить выход в Северный Ледовитый океан через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Черного и Балтийского морей. Официальной датой основания города считается 4 октября 1916 года. В этот день состоялась торжественная церемония закладки храма в честь "покровителя мореплавателей" Николая Мирликийского. Город стал последним городом основанным в Российской Империи, его назвали Романов-на-Мурмане. Через полгода, 3 апреля 1917, после февральской революции, он принял своё нынешнее название - Мурманск.
В 1917 году в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до февральской революции отдали якоря в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака. Осенью 1919 года "союзники" были вынуждены эвакуироваться из Мурманска. 21 февраля 1920 года в городе произошло восстание, организованное большевиками, и власть опять перешла к ним.
В 1920-е годы город стал интенсивно развиваться, и за годы первых пятилеток стал одним из индустриальных центров страны. Мурманск обрёл современный для тех лет флот и его береговую базу, стал промышленным городом. Возводились заводские корпуса, создавалась база индустриального рыболовства. Был создан и набирал силу траловый флот. На месте прежнего военного предприятия по рыбообработке и судоремонту был создан рыбный порт, который также стал быстро развиваться, и уже через несколько лет страна стала получать от мурманчан по два миллиона центнеров рыбы ежегодно.
К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей. В ходе Великой Отечественной войны Мурманск неоднократно подвергался атакам с суши и с воздуха. Немецкие войска стремились захватить город, имеющий стратегическое значение, однако прифронтовой Мурманск более сорока месяцев сдерживал натиск врага с суши и с воздуха.
К началу нападения на Советский Союз в северной части Норвегии и Финляндии для захвата Кольского полуострова была развернута немецко-фашистская армия «Норвегия». Оборонять Заполярье было возложено на войска Северного фронта, занимавшего оборону на 500-километровом фронте, прикрывая Мурманское, Канделакское и Ухтинское направления. Северный флот совместно с сухопутными войсками обеспечивал оборону Заполярья от вторжения с моря и защиту северных морских коммуникаций.
29 июня 1941 г. противник перешел в наступление, но в ходе ожесточенных боев был остановлен советскими войсками в 20-30 километрах от границы, где фронт стабилизировался до октября 1944 г. С первых дней войны Мурманск стал фронтовым городом и портом. Фашистская авиация произвела на город 792 налета, сбросила 185 тысяч авиабомб. Мурманску, вслед за Сталинградом, принадлежит печальный рекорд по количеству взрывчатки, сброшенной на квадратный метр городской территории. Несмотря на это, город и порт разгружал транспортные суда с боевой техникой, делал оружие, лечил раненых, строил бомбоубежища. За время войны в этом порту было разгружено около 250 судов, переработано свыше 2 миллионов тонн грузов. Рыбаки Мурманска за три года войны добыли 850 тысяч центнеров рыбы. Трудящиеся города отремонтировали 645 боевых, 544 транспортных, рыболовецких кораблей и вспомогательных судов, переоборудовали в военные корабли 55 торговых и рыболовецких судов. С 1942 г. центр борьбы в Заполярье переместился на море. Фашистский флот и авиация пытались прервать морские коммуникации и изолировать советское Заполярье от внешних связей. Для обороны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море, обеспечили провозку во внешних и внутренних водах около 4 тысяч транспортов. В ходе боевых действий Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и 400 транспортов противника, общим тоннажем свыше миллиона тонн. В октябре 1944 г. советские войска изгнали войска из Заполярья.
В результате героической обороны Заполярья советские войска не позволили противнику изолировать Советский Союз от внешних связей через северные порты и перерезать Северный морской путь на Дальнем Востоке. За боевые заслуги 12 боевых кораблей, частей и соединений Северного флота были преобразованы в гвардейские. 85 военнослужащих стали Героями Советского Союза. 5 декабря 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья», которой награждено свыше 300 тысяч участников обороны.