Опыт 55. В затемненном кабинете при
красном свете фотографического фонаря на металлическую пластину (удобно
использовать диск раздвижного конденсатора) помещают лист
рентгеновской пленки и закрепляют его керамическим кольцевым магнитом.
На короткое время включают осветитель. Продолжительность освещения
зависит от типа используемой пленки и подбирается опытным путем в
процессе подготовки опыта.
Экспонированную пленку помещают в плоскую кювету с проявителем.
Кюветы с проявителем, водой и закрепителем размещают на общем
держателе (рис. 66).
Pис. 66
Рентгеновская пленка, опущенная в проявитель, должна быть
обращена эмульсионным слоем в сторону учащихся. Эмульсионный слой
освещают красным фонарем для фотографических работ. Вместо
лабораторного фонаря можно использовать осветитель со вставленным
красным светофильтром.
В растворе ускоренного проявителя пленка быстро чернеет, и на ней появляется ясно видимое изображение кольца.
Пинцетом пленку переносят в кювету с водой и промывают.
Учащимся показывают, что с обратной стороны (со стороны подложки)
пленка покрыта белесым налетом непрореагировавшего серебра. Для
удаления серебра, не вступившего в реакцию, пленку помещают в раствор
закрепителя. Осветитель с красным светофильтром ставят за кюветой.
Учащиеся наблюдают, как в растворе закрепителя пленка постепенно
становится прозрачной в местах, не освещенных при фотографировании.
После того как весь белесый налет на пленке в закрепителе будет
удален, можно включить общее освещение в кабинете. Полученный негатив
демонстрируют на фоне светящегося экрана.
Так как сушка негатива занимает сравнительно много времени, то
учащимся показывают негатив, полученный в процессе подготовки опыта.
Будучи высушенным, негатив по виду не отличается от только что
полученного, и его используют для получения позитивного изображения.
Опыт 56. В затемненном кабинете при
красном свете на лист фотографической бумаги помещают негатив
эмульсионным слоем к эмульсионному слою бумаги и прижимают стеклом,
засвечивают их с помощью осветителя. Время засветки подбирают опытным
путем в процессе подготовки опыта.
Экспонированную бумагу помещают в кювету с тем же проявителем,
где велась обработка пленки. Эмульсионный слой бумаги должен быть
обращен к учащимся и освещен красным светом. Учащиеся наблюдают
появление позитивного изображения на бумаге. Затем лист бумаги
переносят в кювету с водой, промывают и помещают в кювету с
закрепителем.
В растворе закрепителя видимых изменений на фотографической
бумаге не происходит. Если используется быстродействующий кислый
фиксаж, то уже через минуту от начала процесса закрепления можно
включить общее освещение и показать учащимся полученное позитивное
изображение.
Предложенная схема демонстрации позволяет при минимальных
затратах времени обеспечить хорошо наблюдаемый процесс получения
негатива и позитива. |