Первый урок физики требует особенно тщательного планирования и подготовки. На нем должны быть представлены разнообразные, наиболее привлекательные элементы будущих уроков физики. Первый из этих элементов — демонстрационный эксперимент. Если на первом уроке физики учитель будет проводить опыты, учащиеся будут ждать следующих уроков в надежде увидеть новые опыты. На первом уроке можно показывать любые яркие, эффектные опыты, так как все это будет ознакомление с тем, чем занимается наука физика. Но едва ли следует показывать их слишком много. С одной стороны, опыты без объяснений становятся похожими на фокусы; с другой стороны, будет снят эффект новизны в восприятии этих опытов на последующих уроках. Возможными демонстрациями на первом уроке являются опыты с магнитами, эффектные опыты с искрами, получаемыми с помощью электрофорной машины, ознакомление с различными физическими приборами. Второй обязательный элемент этого урока — самостоятельные опыты учащихся. Наблюдение опытов вызывает интерес учащихся, и при этом у них возникает желание самим провести такой опыт или изменить его условия и посмотреть, что получится. Невозможно иметь представление о магнитном взаимодействии тел, не ощутив удивительное притяжение железного шара, удерживаемого левой рукой, к магниту, находящемуся в правой руке, или отталкивание одноименных полюсов магнитов. Демонстрация увеличенного изображения предмета, даваемого линзой на экране, не заменит школьнику впечатления от прямого наблюдения через линзу увеличенного изображения своей руки. Поэтому после демонстрации каждого опыта желательно предоставить учащимся возможность повторить его самостоятельно. Для их собственных опытов в зависимости от числа имеющихся магнитов и линз приборы выдаются на каждый стол или на группу учащихся. Перед раздачей приборов формулируются задачи опытов, после завершения опытов обсуждаются их результаты. Например, для опытов с магнитом можно поставить такие задачи: с какими предметами взаимодействует магнит? Зависит ли взаимодействие от расстояния? Способен ли магнит действовать сквозь бумагу, дерево, руку? Для опытов с линзами: зависят ли размеры изображения от расстояния до предмета? Большое внимание демонстрациям и собственным опытам учащихся при обсуждении методики проведения первого урока уделяется потому, что главной задачей учителя на первом уроке физики является завоевание внимания учащихся, пробуждение их интереса к новому учебному предмету. Без ярких демонстрационных опытов и вовлечения с первого урока в активную самостоятельную познавательную и поисковую деятельность эту задачу решить не удастся. Третий важный элемент первого урока, как и всех последующих, — вовлечение учащихся в процесс решения загадок природы, которым занимались ученые на протяжении тысячелетий и продолжают заниматься в настоящее время. Задачей учителя является подведение учащихся к пониманию факта существования еще одной загадки природы, которую нужно разгадать, что существует проблема, которая может быть разрешена только опытным путем. Потом с участием школьников спланировать и выполнить эксперимент, результаты которого могут разрешить эту проблему. После выполнения эксперимента в форме демонстрационного опыта или самостоятельного опыта учащихся следует провести коллективное обсуждение его результатов и сформулировать выводы. Приведенные примеры показывают, насколько простыми средствами может быть организована активная познавательная деятельность учащихся, позволяющая овладеть такими понятиями, как явление, наблюдение, проблема, гипотеза, опыт или эксперимент.
|