Изучение данной темы связано с той же трудностью, о которой говорилось при обсуждении предыдущей темы. Учащиеся знают, что такое сутки, час, минута и секунда. Поэтому основное внимание может быть обращено на трудности выбора природной основы для единицы времени, связанные с неравномерностью вращения Земли. Часть урока отводится выполнению очень простого экспериментального задания 3.1. Выбор задачи измерения интервала времени между двумя ударами пульса неслучаен. Во-первых, это задание направлено на приобретение умения, необходимого каждому человеку в повседневной практической жизни. Во-вторых, оно интересно каждому, независимо от того, нравится ли ему физика, так как здесь исследуется важнейший процесс жизнедеятельности человеческого организма вообще и лично его организма в частности. В-третьих, для выполнения эксперимента всеми учащимися класса каждому нужен лишь один измерительный прибор — часы, которые имеются сегодня у большинства школьников. В-четвертых, в процессе выполнения этого простого экспериментального задания есть возможность познакомить учащихся со способом уменьшения влияния случайных погрешностей при измерении физических величин путем нахождения среднего арифметического значения нескольких повторных измерений. Задание 3.1 можно предложить учащимся выполнить по самостоятельно разработанному плану. Те, кому задание покажется трудным, могут использовать возможный порядок выполнения измерений, данный в учебнике. Второй разворот содержит материал, который можно изучить в классе с предварительной подготовкой к уроку нескольких учащихся. Желающим нужно сообщить темы, помочь подготовить демонстрации. Примерные темы кратких сообщений: солнечные часы, песочные часы, водяные часы, маятниковые часы, астрономические способы измерения времени, атомный эталон времени. Для демонстраций необходимо помочь учащимся изготовить модели солнечных и водяных часов, «разыскать на чердаках» маятниковые часы, продемонстрировать в открытом виде работу механизма часов с балансиром.
Дополнительная литература Время, его измерение и хранение // Энциклопедия для детей. Астрономия. — М. : Аванта +, 2001. — Т. 8. — С. 296—315. |