Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 22:01:20
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ [45]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ [44]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФИЗИКЕ [50]

Количество теплоты. Удельная теплоемкость

      Изучая эту тему, учащиеся должны усвоить новые понятия «количество теплоты» и «удельная теплоемкость» при выполнении самостоятельных экспериментов по измерению количества теплоты и удельной теплоемкости и при решении задач с применением уравнения теплового баланса.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 31.1. Изучение явления теплообмена. Перед проведением этого простого эксперимента нужно обсудить с учащимися план его выполнения и обратить внимание на порядок проведения измерений массы и температуры горячей воды. Так как в данном эксперименте масса воды определяется по результатам измерений объема воды, необходимо помнить о том, что при наливании горячей воды в измерительный цилиндр или мензурку происходит процесс теплопередачи от горячей воды измерительному сосуду. Поэтому если сначала измерить температуру горячей воды в сосуде, в котором проводилось нагревание, а потом налить горячую воду в измерительный цилиндр, то при измерении объема горячей воды произойдет теплопередача от горячей воды измерительному сосуду и понижение температуры горячей воды. Процесс теплообмена с холодной водой начнется при более низком значении температуры горячей воды, чем было получено в измерениях.
      Поэтому нужно сначала налить горячую воду в измерительный цилиндр, измерить ее температуру и потом вылить горячую воду в сосуд с холодной водой.
      Задача 31.1. Решение. Запишем условие задачи в краткой форме:
      m1 = 100 г = 0,1 кг
      t1 = 25 °С
      с1 = 4200 Дж/(кг · °С)
      m2 = 50 г = 0,05 кг
      с2 = 700 Дж/(кг · °С)
      t3 = 30 °С
      t2 = ?
      Запишем уравнение теплового баланса:

Q1 = Q2,  c1m1 (t3 – t1) = c2m2 (t2 – t3).

      Из этого уравнения можно определить начальную температуру t2 тела:

t 2 = c 1 m 1  ( t 3 − t 1 )+ c 2 m 2 t 3 c 2 m 2 = c 1 m 1  ( t 3 − t 1 ) c 2 m 2 + t 3 =
= 4200⋅0,1⋅(30−25) 700⋅0,05  °С+30°С=90°С .
      Задача 31.2. Решение. Запишем условие задачи в краткой форме:
      m1 = 160 г = 0,16 кг
      с1 = 4200 Дж/(кг · °С)
      m2 = 40 г = 0,04 кг
      t2 = 100 °С
      с2 = 4200 Дж/(кг · °С)
      t3 = 36 °С
      t1 = ?
      Запишем уравнение теплового баланса:

Q1 = Q2,  c1m1 (t3 – t1) = c2m2 (t2 – t3).

      Из этого уравнения можно найти начальную температуру  t1 тела:

t 1 = c 1 m 1 t 3 − c 2 m 2 ( t 2 − t 3 ) c 1 m 1 .
      Так как c1 = c2, то
t 1 = m 1 t 3 − m 2 ( t 2 − t 3 ) m 1 =
= 0,16⋅36−0,04⋅(100−36) 0,16  °С=20 °С .
      Задача 31.3. Решение. Запишем условие задачи в краткой форме:
      m1 = 100 г = 0,1 кг
      с1 = 4200 Дж/(кг · °С)
      m2 = 50 г = 0,05 кг
      с2 = 700 Дж/(кг · °С)
      t2 = 90 °С
      t3 = 30 °С
      t1 = ?
      Запишем уравнение теплового баланса:

Q1 = Q2, c1m1 (t3 – t1) = c2m2 (t2 – t3).

      Из этого уравнения можно найти начальную температуру t1 воды:
t 1 = c 1 m 1 t 3 − c 2 m 2 ( t 2 − t 3 ) c 1 m 1 =
= 4200⋅0,1⋅30−700⋅0,05 (90−30) 4200⋅0,1  °С=25 °С .
      Задача 31.4. Решение. Запишем условие задачи в краткой форме:
      m1 = m2
      с1 = с2
      t2А = t2Б = 100 °С
      t1А = 20 °С
      t3А = 25 °С
      mА = 0,2 кг
      t1Б = 23 °С
      t3Б = 30 °С
      mБ = 0,1 кг
      сА/сБ = ?
      Запишем уравнения теплового баланса для тел А и Б в жидкостях:

c1m1 (t3А – t1А) = cАmА (t2А – t3А),
c2m2 (t3Б – t1Б) = cБmБ (t2Б – t3Б).

      Из этих уравнений находим отношения левых и правых частей уравнений:

c 1 m 1 ( t 3A − t 1A ) c 2 m 2 ( t 3Б − t 1Б ) = с A m A ( t 2A − t 3A ) c Б m Б ( t 2Б − t 3Б ) .
      Учитывая равенства m1 = m2 и с1 = с2 по условию задачи, находим отношения удельных теплоемкостей веществ тел А и Б:

( t 3A − t 1A ) ( t 3Б − t 1Б ) = с A m A ( t 2A − t 3A ) c Б m Б ( t 2Б − t 3Б ) ,
с A c Б = ( t 3A − t 1A )  m Б ( t 2Б − t 3Б ) ( t 3Б − t 1Б )  m A ( t 2A − t 3A ) = = (25−20)⋅0,1⋅(100−30) (30−23)⋅0,2⋅(100−25) = 1 3 .

Дополнительные задачи

      Задача 31.5. В картонный цилиндр насыпали свинцовую дробь с начальной температурой, равной температуре воздуха в комнате. Затем цилиндр расположили вертикально и 50 раз резко повернули вокруг горизонтальной оси на 180°. При каждом повороте дробь поднималась на высоту h = 0,5 м и затем падала. Вся приобретенная во время падения кинетическая энергия превращалась при ударе после падения во внутреннюю энергию теплового движения атомов свинца. Температура дроби после 50 падений с высоты 0,5 м повысилась на 2 °С. Определите удельную теплоемкость свинца.
      Решение. Во время падения силой тяжести F = mg на пути h совершается работа

A = Fs = mgh.

      Изменение кинетической энергии дроби равно совершенной работе:

ΔEк = A = mgh.

      При ударе дроби о дно цилиндра ее кинетическая энергия превращается во внутреннюю энергию теплового движения атомов свинца. Увеличение внутренней энергии дроби равно:

ΔU = А = 50mgh.

      Для такого же изменения внутренней энергии дроби путем теплопередачи потребовалось бы количество теплоты

Q = cmΔt = ΔU = 50mgh.

      Из последнего равенства по найденным значениям работы А и измеренному значению изменения температуры вычислим удельную теплоемкость свинца:

c= 50gh Δt = 50⋅9,8⋅0,5 2 ≈122 Дж/(кг⋅°С) .
      Задача 31.6. Для определения удельной теплоемкости вещества тело массой 400 г из этого вещества нагрели до температуры 100 °С и опустили в железный стакан калориметра, содержащий воду массой 200 г. Начальная температура калориметра с водой 23 °С. После установления теплового равновесия температура тела, воды и калориметра была равна 30 °С. Определите удельную теплоемкость вещества исследуемого тела. Масса калориметра 100 г, удельная теплоемкость железа 640 Дж/(кг · °С), удельная теплоемкость воды 4180 Дж/(кг · °С).
      Решение. Запишем условие задачи в краткой форме:
      m1 = 0,2 кг
      m2 = 0,1 кг
      m3 = 0,4 кг
      с1 = 4200 Дж/(кг · °С)
      с2 = 640 Дж/(кг · °С)
      t1 = t2 = 23 °С
      t3 = 100 °С
      t4 = 30 °С
      с3 = ?
      Запишем уравнение теплового баланса:

Q1 = Q2,   c1m1 (t4 – t1) + c2m2 (t4 –  t1) = c3m3 (t3 – t4).

      Из этого уравнения получаем

c 3 = ( c 1 m 1 + c 2 m 2 ) ( t 4 − t 1 ) m 3 ( t 3 − t 4 ) =
= (4200⋅0,2+640⋅0,1) (30−23) 0,4⋅(100−30)  Дж/(кг⋅°С)=226 Дж/(кг⋅°С) .

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 31.2. Измерение удельной теплоемкости вещества. Описанный в учебнике порядок выполнения этого задания не является единственно возможным. Но этот вариант предложен не случайно. В опытах по изучению тепловых явлений необходимо строго выполнять правила безопасности труда для учащихся при работе в кабинете физики. Нужно быть уверенными в безопасности учащихся при работе с приборами и материалами, температура открытых поверхностей которых не должна превышать 60 °С. В учебнике предложен такой план проведения эксперимента, в процессе которого ученик не работает с нагревательными приборами, не получает тел, нагретых до высокой температуры. Нужно обратить внимание и на такую деталь проведения эксперимента, как получение учащимся калориметра с помещенным в него цилиндром. При таком порядке проведения эксперимента возможность ожога учащегося при соприкосновении с горячим цилиндром полностью исключается.
Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 1411 | Теги: проблемное обучени, демонстрационные опыты по физике, методика преподавания физики, физика в школе, ФГОС по физике, физика 7 класс | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 69
Гостей: 69
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0