Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 21:31:01
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ [45]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ [44]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФИЗИКЕ [50]

Свойства газов

      Основным содержанием уроков по изучению свойств газов должны быть демонстрации и собственные эксперименты учащихся.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ 27.1. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.
      До начала выполнения эксперимента необходимо объяснить, как устроен насос двойного действия, который будет использоваться в эксперименте, и каков принцип действия насоса. Для этого можно подготовить схематический рисунок насоса в разрезе (рис. 64) и на нем показать основные детали прибора. Еще лучше разобрать другой насос и параллельно показать каждую деталь в натуре.

Рис. 64

      Ручной вакуумный насос двойного действия может служить для разрежения и нагнетания воздуха. Основными его деталями являются стальной цилиндр 1, поршень, состоящий из двух кожаных манжет 3, привернутых гайкой к штоку 2 с рукояткой, выпускной клапан 4 и впускной клапан 5, изготовленные из тонких резиновых трубок с прорезями.
      При вытягивании штока 2 за рукоятку насоса поршень в цилиндре движется справа налево. Левая манжета 3 прижимается к стенкам цилиндра 1 и втягивает за собой воздух из цилиндра. Давление воздуха в насосе становится меньше давления воздуха в сосуде, с которым соединен впускной клапан 5. Воздух из сосуда поступает в насос через отверстие в резиновой трубке клапана до выравнивания давлений.
      При перемещении поршня в обратном направлении правая манжета 3 прижимается к стенкам цилиндра 1 и сжимает перед собой воздух в цилиндре. Давление воздуха в насосе повышается, резиновая трубка впускного клапана сжимается, и поступление воздуха в сосуд через впускной клапан прекращается. Когда при дальнейшем перемещении поршня давление воздуха в насосе превысит давление в сосуде, с которым соединен выпускной клапан, откроется выпускной клапан 4 и воздух будет поступать через него в сосуд, увеличивая в нем давление. Таким образом, этот насос может использоваться как для накачивания воздуха в сосуд (через клапан 4), так и для выкачивания воздуха из сосуда (через клапан 5).
      Эксперимент по исследованию зависимости объема газа от давления при постоянной температуре можно выполнить коллективно с использованием одной экспериментальной установки, собранной на демонстрационном столе.
      В предварительном опыте нужно определить площадь поперечного сечения S трубки. Для этого всю трубку заполняют водой, затем воду из трубки выливают в измерительный цилиндр. По измеренному объему V0 воды в кубических сантиметрах, заполнявшей трубку, и измеренной длине l0 трубки в сантиметрах вычисляют площадь поперечного сечения S трубки в квадратных сантиметрах:
S= V 0 l 0 .
      Для проведения основного эксперимента длинную пластмассовую трубку 1 частично заполняют водой, один ее конец закрывают герметично пробкой или поворотом ручки крана на конце трубки. Между водой и пробкой нужно оставить столб воздуха длиной примерно 50—60 см. Трубка изгибается так, как показано на рисунке 65. Другой конец трубки присоединяют к тройнику 2, к нему же присоединяют через короткие трубки манометр 5 и насос 4.

Рис. 65

      Исследование заключается в измерениях объема воздуха при различных значениях давления и постоянной температуре. Давление измеряется манометром, объем воздуха может быть вычислен по измеренной длине l столба воздуха и площади внутреннего поперечного сечения S трубки: V = lS.
      Перед началом эксперимента можно коллективно обсудить план проведения эксперимента и обработки его результатов. Измерения давления и объема воздуха можно провести как при повышении, так и при понижении давления. Опыт начинают при атмосферном давлении воздуха (1 атм = 100 кПа) и далее увеличивают давление в каждом новом опыте на 0,1 атм = 10 кПа, продолжая измерения до давления 1,6 атм = 160 кПа. Важно, чтобы учащиеся догадались о необходимости учитывать влияние разности уровней воды в левой и правой частях трубки. Проще это делать не путем расчетов, а выравниванием уровней воды в трубке в каждом опыте перемещением лапки-зажима, держащей трубку, по стержню штатива.
      Затем заготавливается на доске таблица, в которую будут записываться результаты измерений. Точно такую же таблицу учащиеся чертят в своих тетрадях.
      На каждое измерение можно вызывать по три ученика. Один работает с насосом, другой перемещением лапки по штативу добивается выравнивания уровней воды в трубке, третий измеряет длину l воздушного столба и записывает результат в таблицу на доске. Потом они вычисляют объем V воздуха в трубке, произведение pV и записывают результаты вычислений в таблицы. В это время остальные учащиеся записывают полученные результаты измерений в таблицы в своих тетрадях и выполняют вычисления значений объема V воздуха в трубке и произведения pV самостоятельно. Затем сравнивают результаты вычислений с результатами, полученными группой у доски.
      Далее после первой группы учащихся эксперимент продолжают вторая, третья и остальные группы.
      Для выполнения опыта с понижением давления следует сначала присоединить шланг к штуцеру насоса, через который осуществляется выкачивание воздуха. При этом нужно предупредить учащихся о недопустимости попадания воды из трубки в насос. Чтобы этого не произошло, необходимо поддерживать равенство уровней воды в трубке.
      В проведенном контрольном эксперименте в двухметровой полиэтиленовой трубке объем воды оказался равным 60 см3, отсюда площадь поперечного сечения равна 0,3 см2.
      В таблице приведены результаты измерений давления p воздуха, длины l воздушного столба и результаты вычислений объема V воздуха в трубке и произведения давления p воздуха на его объем V. Произведение давления p воздуха на его объем V оказывается очень точной постоянной величиной. Эксперимент показывает, что закон Бойля — Мариотта для воздуха выполняется.
      После завершения эксперимента по результатам, представленным в таблице, строят график зависимости давления p воздуха от его объема V.


      Один учащийся строит график на доске, остальные учащиеся выполняют построение в своих тетрадях (рис. 66).

Рис. 66

      При обсуждении результатов экспериментального исследования можно спросить учащихся: чем объясняется повышение давления газа при уменьшении его объема при постоянной температуре? Ответ может быть примерно таким: давление газа на стенки сосуда создается беспорядочными ударами молекул. Чем больше ударов на единицу площади за единицу времени, тем больше давление. При сжатии газа число частиц в единице объема увеличивается, возрастает число их ударов в единицу времени, и поэтому увеличивается давление газа.

Дополнительные задачи

      Задача 27.1. При закрытом отверстии на выходе из велосипедного насоса  перемещением поршня был уменьшен объем находящегося в нем воздуха от 60 до 20 см3. Каким стало давление воздуха в насосе, если до перемещения поршня давление было равно 100 кПа и температура воздуха при сжатии не изменялась?
      Решение. По закону Бойля — Мариотта:

p1V1 = p2V2,

p 2 = p 1 V 1 V 2 = 100⋅60 20  кПа=300 кПа .
      Задача 27.2. В трубку длиной примерно 2 м, изогнутую в виде буквы U, налили столько воды, что при одинаковых уровнях воды в коленах трубки у ее концов осталось пространство длиной l0 = 40 см, заполненное воздухом при атмосферном давлении p (рис. 27.6 в учебнике). Затем отверстие на левом конце трубки закрыли и опустили конец правой части трубки вниз на столько, что уровень воды в правом колене стал ниже уровня воды в левом колене на h = 1 м (рис. 27.7 в учебнике). Из-за понижения давления воздуха в левом колене на величину Δp = ρgh длина столба воздуха в левом колене увеличилась и стала равна l1 = 44,5 см. Определите по этим данным атмосферное давление p воздуха.
      Решение. Расширение воздуха в трубке происходило при постоянной температуре. Поэтому для воздуха в трубке можно записать уравнение pV0 = (p – Δp) V1.
      Из этого уравнения можно найти атмосферное давление p:

p= Δp V 1 V 1 − V 0 = ρgh l 1 l 1 − l 0 .
      Начальный объем воздуха в трубке равен V0 = l0S, где S — площадь поперечного сечения трубки.
      Конечный объем равен V1 = l1S.
      Подставляя значения экспериментально полученных величин, находим значение атмосферного давления воздуха:

p= 1000⋅9,8⋅1⋅44,5 44,5−40  Па≈96,9 кПа .
      Задача 27.3. Пластмассовая бутылка заполнена воздухом при атмосферном давлении p1 = 100 кПа и герметично закрыта пробкой. С какой силой нужно надавить ладонью на боковую стенку бутылки, чтобы объем воздуха в ней уменьшился в 2 раза? Площадь ладони примите равной S = 40 см2 = 0,004 м2.
      Решение. При изменении объема газа при постоянной температуре произведение начальных значений давления и объема газа равно произведению конечных значений: p1V1 = p2V2.
      Поэтому при уменьшении объема в 2 раза давление воздуха увеличивается в 2 раза и становится равным p2 = 200 кПа. Следовательно, дополнительное давление, созданное нажимом ладони, равно:

Δp = p2 – p1 = 200 кПа – 100 кПа = 100 кПа.

      Сила, создающая это давление, равна:

F = ΔpS = 100 000 Па · 0,004 м2 = 400 Н.
Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 1097 | Теги: проблемное обучени, демонстрационные опыты по физике, методика преподавания физики, физика в школе, ФГОС по физике, физика 7 класс | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0