Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 29.04.2024, 20:57:48
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ [45]
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ ПО ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ [44]
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ФИЗИКЕ [50]

Теплопроводность. Конвекция. Теплопередача излучением

      Теплопроводность. Изучение явлений переноса теплоты лучше начинать не с рассказа о них и объяснения учителя, а с наблюдений опытов и постановки перед учащимися проблемы: чем объясняются результаты этих опытов? Нужно при каждом удобном случае предоставлять учащимся возможность находить объяснения физических явлений самостоятельно, а не получать на все вопросы готовые ответы. Задача учителя при этом заключается в постановке проблемы, по возможности незаметной помощи в процессе поиска решения проблемы и заключительном подведении итогов обсуждения с введением определений понятий и четкой формулировкой основных выводов.
      Различие способности разных материалов передавать теплоту можно наблюдать в опыте с нагреванием стержней из меди, алюминия и стали, к которым прикреплены пластилиновыми шариками гвозди или палочки. При одинаковом нагревании стержней с одного конца повышение температуры вдоль стержней происходит с разной скоростью. Это видно по неодновременному отпаданию пластилиновых шариков от разных стержней.
      Когда учащиеся объяснят отпадание шариков пластилина от стержней их нагреванием, задается вопрос о механизме теплопередачи. Ожидаемый правильный ответ — в этом опыте теплопередача происходит в результате непосредственного взаимодействия атомов или молекул твердого тела при их беспорядочном тепловом движении.
      Далее можно подготовить основание для различения явлений теплопроводности и конвекции следующим вопросом: а не перемещаются ли в этом процессе быстрые атомы тела от мест с высокой температурой в места с низкой температурой? Когда это предположение будет отвергнуто, можно определить явление теплопроводности как процесс переноса теплоты от горячего тела к холодному или внутри одного тела от частей тела с высокой температурой к частям тела с низкой температурой без перемещения вещества.
      Конвекция. Явление конвекции желательно продемонстрировать и в газах, и в жидкостях. Конвекцию в газах можно продемонстрировать с помощью самодельной бумажной спирали на нити. Учитель может пояснить способ изготовления бумажной спирали и ее применения для обнаружения конвекционных потоков. Это облегчит выполнение экспериментального задания 32.2.
      Прибор для демонстрации явления конвекции в жидкости состоит из замкнутой стеклянной трубки в форме квадрата с открытым вертикальным участком трубки. Прибор заполняется водой и закрепляется в штативе. Затем в вертикальную трубку бросают несколько кристалликов марганцовки. Марганцовка растворяется, и постепенно вследствие диффузии происходит распространение окраски. После установки пламени спиртовки под прибором наблюдается быстрое распространение окраски по всему квадрату.
      Можно заметить, как в месте нагревания более теплая и потому менее плотная вода поднимается вверх, а на ее место поступает более плотная холодная вода из нижней горизонтальной трубки. Перемещение нагретого вещества конвекцией быстро переносит тепло от нагревателя на большие расстояния.
      После объяснения наблюдаемых явлений самопроизвольного перемещения жидкостей и газов при существовании разности температур в веществе нужно обратить внимание учащихся на важные результаты такого перемещения — быстрый перенос теплоты на большие расстояния от нагревателя и быстрое выравнивание температур внутри сосуда с жидкостью или внутри закрытого помещения, заполненного газом.
      После этого можно повторить вопрос, который был задан при рассмотрении явления теплопроводности: а не перемещаются ли в процессе конвекции быстрые атомы жидкости или газа от мест с высокой температурой в места с низкой температурой? Теперь мы на этот же вопрос должны получить положительный ответ. Так выясняется главное отличие явления конвекции от явления теплопроводности —  конвекция есть процесс переноса теплоты перемещением нагретого вещества.
      Теплопередача излучением. Ознакомление со способностью тел изменять свою внутреннюю энергию без совершения работы и без непосредственного контакта с другими телами можно осуществить в опытах с теплоприемником.
      Прибор, называемый теплоприемником, — это небольшая цилиндрическая коробка с тонкими металлическими стенками и пластмассовой ручкой. Одна сторона коробки окрашена черной краской, другая — белой. Коробка соединяется резиновой трубкой с манометром.
      При приближении теплоприемника с черной стороной к горячему телу манометр показывает повышение давления воздуха в коробке (рис. 72). Это значит, что стенка теплоприемника поглощает излучение, нагревается и нагревает находящийся в коробке воздух. В результате нагревания давление воздуха повышается.
      При повороте теплоприемника белой стороной к тому же горячему телу изменение давления оказывается очень малым (рис. 73). Следовательно, черная поверхность поглощает излучение значительно лучше, чем белая.

Рис. 72                             Рис. 73

      Обнаружив повышение давления воздуха в коробке теплоприемника вблизи горячего тела, можно предложить учащимся самостоятельно объяснить наблюдаемое явление. Если будет высказано предположение о передаче тепла от горячего тела коробке теплоприемника теплопроводностью, то надо дать возможность другим учащимся опровергнуть эту гипотезу. Лучший путь опровержения этой гипотезы — экспериментальный.
      Поставим между горячим телом и теплоприемником металлическую пластину. Эта пластина обладает лучшей теплопроводностью, чем воздух, а передача тепла после ее внесения прекращается. Следовательно, она осуществлялась не теплопроводностью.
      Предположение о переносе тепла конвекцией можно также опровергнуть опытом. Для этого помещаем большую пластину, расположенную горизонтально под теплоприемником и препятствующую конвективному движению воздуха. Опыт показывает, что такая пластина не влияет на передачу энергии от горячего тела теплоприемнику.
      Результаты выполненных экспериментов дают основания для вывода о том, что, кроме теплопроводности и конвекции, энергия от одного тела другому может передаваться без участия частиц вещества. Энергия может излучаться и переноситься электромагнитными волнами. Электромагнитными волнами являются такие излучения, как свет, радиоволны, рентгеновские лучи. Способность тела излучать и поглощать электромагнитные излучения зависит от свойств поверхности тела.
      Экспериментальное задание 32.2 по изучению процессов теплопередачи не требует специального оборудования и может быть предложено в качестве домашнего задания.
      Процессы теплопередачи в природе и в повседневной жизни. На втором развороте этого параграфа учебника даны примеры конвекции в природе и в повседневной жизни. Учитель может выбрать для обсуждения те, которые ему кажутся наиболее интересными и доступными для учащихся. При желании и возможности эти и другие примеры могут быть рассмотрены на отдельном уроке при предварительном распределении между учащимися тем коротких сообщений. Темы для выступлений учащихся могут быть такими:
      Теплопроводность в повседневной жизни.
      Конвекция в атмосфере Земли.
      Конвекция в недрах Земли и движение материков.
      Конвекция воздуха в квартире.
      Конвекция воздуха в холодильнике.
      Теплопередача излучением.
Категория: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 2424 | Теги: проблемное обучени, демонстрационные опыты по физике, методика преподавания физики, физика в школе, ФГОС по физике, физика 7 класс | Рейтинг: 0.0/0
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0