На занятиях по данной теме учащиеся
знакомятся с «великим бытовым искусством» (В. С. Воронов), которое
необыкновенно обогащало жизненный уклад русского
крестьянина-земледельца.
После первого широкого знакомства с
крестьянским бытовым искусством внимание учащихся переключается на
отдельные предметы как образцы высокого художественного вкуса.
Рассматривая на слайдах старую
деревянную посуду, вырезанную искусно из дерева (скопкарь,
ковш-черпак с высокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-«конюх»
с мотивами конских голов и т. д.), учитель обращает внимание на
особенности пластической формы, на ее «скульптурность», на единство
конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в
образном строе вещи, на древние знаки-символы в декоре, образующие
нарядное узорочье у деревянных предметов, на удивительную их
соразмерность человеку.
|
Зооморфная деревянная утварь:
1, 2, 6 — солоницы; 3 — скопкарь;
4, 5 — ковши;
7 — ковш-черпак с парными коньками |
На следующем этапе восприятия,
связанном с более внимательным рассматриванием изобразительной
стороны деревянных ковшей, учащиеся как бы «входят» в мир
поэтической сказки, мифотворчества.
Опираясь на ранее полученные знания и
представления, с помощью наводящих вопросов они стремятся
расшифровать содержательный смысл образов, в которых в поэтической
форме выражены древние представления о пути солнца — дневном и
ночном.
В процессе беседы учитель должен
помочь учащимся увидеть в облике деревянных ковшей образ ладьи,
птицы, коня, солнца, воды (вода в ковше —
символ водной стихии),
стремиться к тому, чтобы учащиеся почувствовали особый склад
мышления наших предков, сумевших свой опыт общения с природой, миром
облечь в форму изобразительной метафоры.
Затем учитель показывает слайды с
изображением разнообразных по форме и декору предметов крестьянского
быта и труда: деревянных солониц, вальков, рубелей, прялок; знакомит
учащихся с основными элементами русских прялок (донце, подгузник;
столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка,
гребень).
Учащиеся с интересом узнают о том,
что процесс прядения нити в мифологических представлениях не только
древних славян, но и других народов воспринимался как священное
действо, работа, смысл которой — творение жизни, творение материи
Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями,
участвующими непосредственно в творении мира, прядущими жизненную
нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на
земле.
При рассмотрении северных прялок
обратите внимание на пронизанность мотивом солнца не только
орнаментальной композиции, но и самой конструкции прялки (это и
расположение в центре декоративной композиции большого солнца,
которое имеет значение «белого света», дополненного кругами
поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине
круги — «городки», замыкающие верхнюю часть лопаски, —
символ
дневного солнца, совершающего путь над землей, и декоративные
«серьги», замыкающие лопасть прялки снизу, и круглые розетки на
ножке прялки как олицетворение ночного, подземного солнца).
|
Русские прялки с изображением круговорота солнца вокруг Земли.
Роспись (резьба) верхней части лопасти, а также «городки»
изображают дневное солнце
|
|
Роспись (резьба)
ножки-стоячка и «серьги» изображают подземное солнце |
На уроках, связанных с изучением народного (крестьянского)
искусства, большое внимание уделяется работе со словом.
Многим детям слово «кудель» может
быть неизвестно. Уловить смысл этого слова, легко запомнить его
помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый,
кудлатый, кудель.
Этот пример, а также обращение к древнеславянской легенде о
светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них
золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря
украшает небо, помогают учащимся понять смысл слова «кудель»
(кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из
которого прядется нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное).
Необходимо подчеркнуть, что кудель прикреплялась именно к той части
лопаски, где находилось большое солнце.
В итоге беседы ребята смогут сделать вывод о том, что нарядный декор
в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и
становится источником размышления о неизменности круговорота
природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и
месте человека в нем. Предмет благодаря причастности высшим идеям,
выраженным в его образном строе, становится художественным
произведением, вещью-образом.
Полученные представления находят
воплощение в практическом задании. Учащимся предлагается выполнить
эскиз украшения любого предмета крестьянского быта.
На
первом уроке по
данной теме учащиеся, продумывая, например, форму прялки, стремятся
придать ей пластическую выразительность в рисунке, а затем вырезают
из бумаги, сложенной
пополам. Прялку можно укрупнить, если к лопасти, вырезанной
из одного листа бумаги, приклеить вырезанную из другого листа
ножку-стоячок. Необходимо продумать композицию росписи или резного
узора, включая в нее полюбившиеся традиционные образы и мотивы и
дополняя их геометрическими и растительными элементами. По окончании
рисунка поверхность прялки тонируется «под дерево» акварелью
охристого цвета.
На втором уроке перед
началом практической работы учитель еще раз демонстрирует учащимся
разнообразные варианты украшения русских прялок — резных,
расписных — и ориентирует их на поиск выразительного решения.
Учащиеся ведут работу от простого к
сложному, стремясь выделить размером, цветом композиционный центр,
организующий вокруг себя второстепенные элементы декоративной
композиции.
Роспись может выполняться гуашью,
кистями разной величины: крупными — для организации плоскости
большими цветовыми пятнами, тонкими — для более тщательной,
детальной проработки декоративных элементов. Для этой работы могут
быть использованы и другие материалы, например восковые мелки и
акварель (в этом случае тонировать заготовку не следует) или сангина
и уголь.
Урок завершается творческим
обсуждением работ. Ребята учатся находить сильные стороны в работе
своих товарищей, отмечать даже самые маленькие удачи в слабых
работах. Коллективный анализ является определенным стимулом в
работе, настраивает учащихся на серьезное отношение к ней.
В конце урока учащиеся получают
задание: найти изображения орнаментов русской народной вышивки. |