Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 26.04.2024, 09:58:41
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
КАК ПРЕПОДАВАТЬ МХК [19]
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [20]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В 11 КЛАССЕ [11]
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [23]
ИЗО 7-8 КЛАССЫ. ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА [27]

Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта»
         На занятиях по данной теме учащиеся знакомятся с «великим бытовым искусством» (В. С. Воронов), которое необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца.

      После первого широкого знакомства с крестьянским бытовым искусством внимание учащихся переключается на отдельные предметы как образцы высокого художественного вкуса.

      Рассматривая на слайдах старую деревянную посуду, вырезанную искусно из дерева (скопкарь, ковш-черпак с высокой фигурной ручкой, солоницы-уточки, ковш-«конюх» с мотивами конских голов и т. д.), учитель обращает внимание на особенности пластической формы, на ее «скульптурность», на единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи, на древние знаки-символы в декоре, образующие нарядное узорочье у деревянных предметов, на удивительную их соразмерность человеку.



Зооморфная деревянная утварь:
1, 2, 6 — солоницы; 3 — скопкарь; 4, 5 — ковши;
7 — ковш-черпак с парными коньками

      На следующем этапе восприятия, связанном с более внимательным рассматриванием изобразительной стороны деревянных ковшей, учащиеся как бы «входят» в мир поэтической сказки, мифотворчества.

      Опираясь на ранее полученные знания и представления, с помощью наводящих вопросов они стремятся расшифровать содержательный смысл образов, в которых в поэтической форме выражены древние представления о пути солнца — дневном и ночном.

      В процессе беседы учитель должен помочь учащимся увидеть в облике деревянных ковшей образ ладьи, птицы, коня, солнца, воды (вода в ковше — символ водной стихии), стремиться к тому, чтобы учащиеся почувствовали особый склад мышления наших предков, сумевших свой опыт общения с природой, миром облечь в форму изобразительной метафоры.

      Затем учитель показывает слайды с изображением разнообразных по форме и декору предметов крестьянского быта и труда: деревянных солониц, вальков, рубелей, прялок; знакомит учащихся с основными элементами русских прялок (донце, подгузник; столбик, или стояк; лопасть, или лопаска, лопата, личина; головка, гребень).

      Учащиеся с интересом узнают о том, что процесс прядения нити в мифологических представлениях не только древних славян, но и других народов воспринимался как священное действо, работа, смысл которой — творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими непосредственно в творении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на земле.

      При рассмотрении северных прялок обратите внимание на пронизанность мотивом солнца не только орнаментальной композиции, но и самой конструкции прялки (это и расположение в центре декоративной композиции большого солнца, которое имеет значение «белого света», дополненного кругами поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине круги — «городки», замыкающие верхнюю часть лопаски, — символ дневного солнца, совершающего путь над землей, и декоративные «серьги», замыкающие лопасть прялки снизу, и круглые розетки на ножке прялки как олицетворение ночного, подземного солнца).



Русские прялки с изображением круговорота солнца вокруг Земли.
Роспись (резьба) верхней части лопасти, а также «городки»
изображают дневное солнце

 



Роспись (резьба) ножки-стоячка и «серьги» изображают подземное солнце

      На уроках, связанных с изучением народного (крестьянского) искусства, большое внимание уделяется работе со словом.

      Многим детям слово «кудель» может быть неизвестно. Уловить смысл этого слова, легко запомнить его помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель.

      Этот пример, а также обращение к древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо, помогают учащимся понять смысл слова «кудель» (кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из которого прядется нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное). Необходимо подчеркнуть, что кудель прикреплялась именно к той части лопаски, где находилось большое солнце.

      В итоге беседы ребята смогут сделать вывод о том, что нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о неизменности круговорота природных сил, о смене дня и ночи, упорядоченности мироздания и месте человека в нем. Предмет благодаря причастности высшим идеям, выраженным в его образном строе, становится художественным произведением, вещью-образом.

      Полученные представления находят воплощение в практическом задании. Учащимся предлагается выполнить эскиз украшения любого предмета крестьянского быта.

      На  первом  уроке  по данной теме учащиеся, продумывая, например, форму прялки, стремятся придать ей пластическую выразительность в рисунке, а затем вырезают из бумаги, сложенной пополам. Прялку можно укрупнить, если к лопасти, вырезанной из одного листа бумаги, приклеить вырезанную из другого листа ножку-стоячок. Необходимо продумать композицию росписи или резного узора, включая в нее полюбившиеся традиционные образы и мотивы и дополняя их геометрическими и растительными элементами. По окончании рисунка поверхность прялки тонируется «под дерево» акварелью охристого цвета.

      На  втором  уроке  перед началом практической работы учитель еще раз демонстрирует учащимся разнообразные варианты украшения русских прялок — резных, расписных — и ориентирует их на поиск выразительного решения.

      Учащиеся ведут работу от простого к сложному, стремясь выделить размером, цветом композиционный центр, организующий вокруг себя второстепенные элементы декоративной композиции.

      Роспись может выполняться гуашью, кистями разной величины: крупными — для организации плоскости большими цветовыми пятнами, тонкими — для более тщательной, детальной проработки декоративных элементов. Для этой работы могут быть использованы и другие материалы, например восковые мелки и акварель (в этом случае тонировать заготовку не следует) или сангина и уголь.

      Урок завершается творческим обсуждением работ. Ребята учатся находить сильные стороны в работе своих товарищей, отмечать даже самые маленькие удачи в слабых работах. Коллективный анализ является определенным стимулом в работе, настраивает учащихся на серьезное отношение к ней.

      В конце урока учащиеся получают задание: найти изображения орнаментов русской народной вышивки.

Категория: ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА | Добавил: tineydgers (06.09.2014)
Просмотров: 1112 | Теги: планирование уроков ИЗО, Изобразительное искусство и художес, методика преподавания, школьникам о декоративно-прикладном, уроки | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0