Эта тема (ей отводится 2 часа)
раскрывается на материале декоративно-прикладного искусства Древнего
Египта.
На уроках учащиеся знакомятся
с костюмом древних египтян (фараона, знатных людей, жреца,
чиновника и т. п.) с точки зрения его социальной окрашенности,
с разнообразием предметов декоративного искусства, в образном
строе которых находит свое отражение сложная система представлений
древних египтян о мире (учебник, с. 98—107).
Учащимся предлагается
мысленно перенестись в глубь веков, в древнюю страну —
оазис самобытной культуры древней цивилизации.
С помощью зрительного материала
(пирамиды-гробницы фараонов, каменные колоссы-сфинксы,
величественные рельефы, статуи с изображением фараона и т. п.)
учитель стремится создать ощущение эпохи, воскресить в памяти
учащихся знакомые им образы, с которыми они встречались на уроках
истории.
В процессе знакомства с произведениями декоративно-прикладного
искусства внимание учащихся обращается на знаки царственного величия
в костюме фараона, являющегося сыном бога, его наместником на земле,
на особые знаки отличия в платье царицы, жреца, чиновника; на
разнообразие предметных форм, их утонченное изящество и ярко
выраженную орнаментальность сложного декора с загадочными
элементами, на благозвучие цветов, передающее ощущение знойного
солнца, на тончайшую, филигранную технику исполнения,
свидетельствующую о высоком профессионализме мастеров Древнего
Египта.
В ходе беседы учитель напоминает
учащимся о религиозных воззрениях древних египтян, о
распространенном «культе мертвых» (вере в загробную жизнь),
породившем щедрое разнообразие предметов декоративного искусства,
а также о созданной ими реальной модели земного и потустороннего
бытия в условиях природного ландшафта (египтяне селились на
восточном берегу
Нила, где восходит солнце, а на западном возводили пирамиды,
гробницы), акцентирует внимание на идее вечности, которой было
пронизано все искусство Древнего Египта.
Нужно обратить внимание
на изобразительные элементы декора — знаки-обереги,
знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные
узоры-тексты. Это изображения лотоса, с которым связывались
представления египтян о плодородии, потомстве, красоте, бессмертии,
воскресении и вечной жизни; жука-скарабея — символа
воскресения; священной огнедышащей кобры-защитницы,
считавшейся хранительницей царей и богов; глаза-«уадже́т»,
символизирующего воскресение после смерти, ладьи вечности,
связанной с представлением египтян о дневном и ночном плавании
солнца-Ра по небесному и подземному миру (ребятам следует
в связи с этим напомнить о дневном и ночном, подземном, солнце
в декоре предметов русского бытового крестьянского искусства,
т. е. о единых началах в мировоззрении разных народов).
|
Разнообразный наглядный материал,
представленный в учебнике, а также предложенный учителем, дает
учащимся возможность свободно выбирать характер творческого задания.
На первом уроке одна
часть учащихся выполняет эскизы на темы: «Алебастровая ваза»,
«Ювелирные украшения», «Маска фараона», продумывая форму предмета и
орнаментальный рисунок на его поверхности с включением
древнеегипетской символики, на которую следует еще раз обратить
внимание (см. учебник, с. 106).
Рисунок декора выполняется обобщенно, без детальной проработки.
Учащиеся могут по-разному ритмически выстраивать знаки-символы в
орнаментальные композиции.
Другая группа учащихся может
приступить к выполнению задания в материале, используя, например,
фольгу: на пластину с фольгой наносится рисунок-узор с
изобразительными знаками-символами и выдавливается, например,
шариковой ручкой.
На втором уроке по данной
теме пятиклассники завершают работу по мотивам
декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Одна из важных
задач, решаемых на этом уроке, — поиск колористического решения в
декоративной работе.
|
Головные украшения
древнеегипетских цариц |
Говоря о цвете,
следует затронуть вопрос, касающийся его символики: золотисто-желтый
цвет связан с солнцем; белый — с луной;
зеленый — с воскресением природы, ее плодородием;
синий — с водой и небом.
Решая колористические задачи на данном уроке, учащиеся
стремятся передать характерную для декоративно-прикладного искусства
Древнего Египта золотисто-коричневую гамму цветов, обусловленную
цветом натуральных камней и дополненную сочетанием синего, зеленого
и приглушенного красно-коричневого.
Работа ведется по принципу
от общего — к частному, от больших цветовых пятен-раскладок —
к более тщательной проработке деталей с сохранением
колористической целостности декоративного образа.
Расставаясь с учащимися, учитель
предлагает найти и принести в класс иллюстрации к сказкам братьев
Гримм, Андерсена, Перро, графические и живописные изображения
человека в костюмах разных времен и подумать, кому эти костюмы могут
принадлежать. |