Когда замысел определен, учащиеся
переходят к следующему, самому ответственному этапу в творческой
деятельности — воплощению замысла в эскизах. Это может происходить
на втором уроке. Успех дальнейшей совместной работы во многом
зависит от найденного пластического решения главных образов и всей
композиции в целом, в которых должны найти применение полученные на
уроках знания учащихся.
Установка перед началом
практической работы на содержательность, лаконичность,
выразительную условность, декоративность формы дает положительные
результаты.
Следует показать хотя бы два-три
варианта декоративного решения образа, на котором учащиеся
остановили свой выбор. Это нужно для того, чтобы избежать детальных
подробностей, привязанности к реальному прообразу при выполнении
эскизов.
Композиционные
эскизы
выполняются на форматах, пропорциональных размерам будущих панно.
Учащиеся выделяют в них композиционный центр, подчиняя главному
образу второстепенные детали композиции, и более тщательно
прорабатывают их в рисунке, доводя линию, очерчивающую контуры
изображения, до пластической выразительности.
Из общего числа эскизов учитель
вместе с учениками отбирает лучшие, которые в доработанном виде
будут использованы в работе над панно.
Все оставшиеся уроки последней
четверти посвящены работе в материале. Технология работы в
любой из техник (батик, витраж, коллаж, папье-маше, расписные доски,
керамические рельефы, возможно, в сочетании с другими материалами:
деревом, кожей, тканью и т. п.) требует постепенного, поэтапного
выполнения задуманного панно. Для этого вначале выполняется
картон — основной эскиз будущей работы в натуральную величину. Как
перевести рисунок по клеткам с маленького эскиза на большой формат с
наименьшими затратами времени и сил, показано на с. 156 учебника.
Картон выполняется в свободное от уроков время.
Коллективная работа
по декоративно-прикладному искусству требует от педагога
продуманности, четкой организации творческого процесса,
обеспечивающего согласованность действий учащихся, их занятость,
возможность переключаться с одного вида деятельности на другой,
чтобы избежать монотонности и однообразия в работе.
Не продуманные до конца те или иные
организационные моменты могут привести к сбою, нарушению
необходимого ритма, динамики в работе, к ослаблению и даже потере у
детей интереса к декоративной деятельности.
Непременное условие осуществления коллективной
работы — занятость всех учащихся совместной деятельностью. Эту
задачу успешно можно решить при наличии в панно большого количества
деталей: основное изображение на эскизе делится на мелкие фрагменты,
но так, чтобы не нарушить пластической целостности рисунка. Это
возможно в работе с такими материалами, как ткань, кожа, мочало,
шпагат, глина или соленое тесто. Учащиеся в индивидуальном режиме
выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют их
в более крупные блоки. Такой ход значительно облегчает работу на
последнем, завершающем этапе — монтаже. Соединение фрагментов в более крупные блоки дает
совершенно неожиданные цветовые, фактурные, пластические эффекты,
которые во многом обогащают декоративную работу.
Интересно может быть решено
декоративное панно в технике росписи по дереву, если учащиеся
получат в качестве основы различные по величине формы, которые затем
можно будет соединить в общую декоративную композицию. При этом на
наборном формате учащиеся могут выполнить роспись более тщательно,
детально и неторопливо.
Работе, например, в технике росписи
по ткани может предшествовать разработка обобщенных цветовых
эскизов. При выполнении творческой работы в других материалах и
технике цветовой эскиз может быть заменен предварительной работой с
самим материалом (например, подборка по цвету лоскутков ткани, кожи,
обрезков велюра прямо на картоне будущего панно, которое предстоит
выполнить в технике коллажа).
Мы не можем останавливаться подробно
на разнообразных технологиях работы с тем или иным материалом (в
определенной мере они освещены в главе учебника «Ты сам мастер»).
Учитель сделает свой выбор в пользу той техники, материала, которыми
он владеет в совершенстве.
Большая коллективная работа требует
иногда использования резерва внеурочного времени для выполнения
отдельных видов работ, неприемлемых в условиях урока: вырезать
заготовки из дерева для росписи, подготовить полотнище ткани для
основы, загрунтовать основу и т. д. Здесь, на наш взгляд, полезно
взаимодействие учителя изобразительного искусства с родителями, а
возможно, с преподавателями технологии.
Приступая к работе, педагог должен
хорошо понимать, что в коллективных формах декоративной деятельности
процесс работы и продукт совместного творческого труда
связаны не только как действие и результат, но и как взаимосвязанные
элементы воспитательно-образовательного процесса, направленного
прежде всего на формирование личности младшего подростка (новый
уровень самосознания, осознание общественно значимой, художественной
ценности предстоящей работы и включенность с полной самоотдачей в
нее, приобретение опыта совместных действий, общения, необходимых
для работы в коллективе людей).
Характер отношений в коллективе
учащихся в процессе выполнения совместной работы играет особую роль.
Учителю необходимо создать оптимистическую по настроению деловую
атмосферу на уроке, основанную на доброжелательности, взаимопомощи,
уважении к личности другого. Более того, нужно умело регулировать
расстановку сил учащихся, особенно на наиболее ответственных
участках, координировать их совместные действия, постоянно
поддерживать у них интерес и увлеченность работой.
Здесь важную роль играет закрепление
за каждой творческой группой лидера. Это может быть тот, кто лучше
умеет помочь другим и вместе с тем способен организовать вокруг себя
ребят.
Самое главное, чтобы учащиеся,
вовлеченные в настоящее декоративное творчество, почувствовали себя
в полной мере Мастерами, способными своими руками создавать красоту
вокруг себя, т. е. украшать жизнь. В конце учебного года
можно устроить «презентацию» декоративных работ учащихся, которыми
украшены интерьеры школы. Желательно на просмотр пригласить
родителей, учителей, гостей. Они могут поделиться впечатлениями,
познакомиться с секретами технологии изготовления декоративных
панно, задать интересующие их вопросы.
Сценарий праздника учитель
продумывает заранее. Праздник может включать в себя открытые
мини-мастерские по декоративно-прикладному искусству, где учащиеся
продемонстрируют приемы работы в конкретном материале,
«художественные салоны» с собранными образцами народного и
современного искусства; игры, викторины, театрализованные
импровизации, живые диалоги по поводу места и роли декоративного
искусства в обществе.
В конце праздника учащиеся могут
подарить гостям работы, которые они выполнили в течение года на
уроках искусства.
Замечательно, если урок искусства
станет настоящим праздником общения для детей и взрослых. |