Для пятиклассников эта тема не является новой. В IV классе они
рассматривали крестьянское жилище в гармонии с природой, знакомились
с разными типами, конструкцией, декоративными элементами русских
изб, делая первые шаги в расшифровке смысла отдельных символических
знаков в народной резьбе.
На уроке, посвященном
данной теме, крестьянский дом рассматривается как художественный
образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира
человека. Накопление знаний и представлений в этом направлении идет
через эстетические переживания и их закрепление в практической
работе.
Методика введения
детей в тему предлагает комплексное использование средств
эмоционально-образного воздействия уже в самом начале урока.
С первыми звуками
тихого, проникновенного голоса деревенской дудочки-жалейки, а
затем
задушевной мелодии, обогащенной человеческими голосами
(В. А. Г а в р и л и н. Вечерняя музыка. Из музыкального альбома
«Перезвоны» — по
прочтении В. М. Шукшина), начинает работать зрительный ряд.
На фоне мелодии сменяют
друг друга слайды с изображением северной природы, за ними
следуют образы людей из народа (А. Г. В е н е ц и а н о в.
Жнецы, И. Н. К р а м с к о й.
Мина Моисеев и др.). В общем зрительном ряду они являются
органическим звеном содержательной линии Природа —
Человек — Искусство. И только после этого
на экране может появиться образ крестьянского дома, сопровождаемый
есенинскими строками: «Мир тебе, полевая солома, мир тебе,
деревянный дом».
В ходе беседы следует
заострить внимание на декоративных элементах изб Русского Севера и
Поволжья, попутно вспомнив их названия, которые несут образное
начало. В этих названиях слышна «очеловеченность» облика
крестьянского дома (лицо избы, чело, причелины, окно-око, лобовая
доска).
Художественно-образная
информация о трехчастной структуре избы, в которой отражена вся
Вселенная (крыша, фронтон — небо; часть сруба ниже фронтона — земля;
подклет, или подклеть (подпол), — подземный мир), может стать для
пятиклассников важным открытием (ибо момент возвышения обыденного
есть момент возвышения человеческого духа).
В связи с этим учащимся нужно
предложить более внимательно рассмотреть изобразительные и
геометрические элементы декора, свидетельствующие о принадлежности
их к той или иной сфере.
|
Символы
солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб |
Подводя итог беседы,
учитель акцентирует те содержательные моменты, которые способствуют
формированию у учащихся целостных представлений об избе как
микрокосме: выражение идеи о дневном и ночном пути солнца, о смене
дня и ночи в декоре фронтона, картина мира в образном строе
крестьянского дома.
Сложившиеся в
результате беседы представления о декоративном убранстве избы
закрепляются в практическом задании, которое может носить
вариативный характер.
Одна часть учащихся
украшает готовые элементы декоративного убранства избы (причелины,
полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами,
которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба».
Другая часть может украшать (работая индивидуально или группами),
например, детали наличника (более крупных размеров), которые можно
использовать как декоративные элементы оформления праздника.
В ходе выполнения
практических заданий необходимо постоянно обращать внимание учащихся
на обобщенность, условность, лаконизм решения образов птиц, зверей в
декоре избы, что будет способствовать успешному освоению образного
языка крестьянского искусства.
Завершающая часть урока включает в
себя просмотр работ: совместное обсуждение, поиск наиболее
выразительных решений, в которых учащиеся сумели наиболее полно
реализовать полученные в ходе восприятия знания и представления.
В конце урока учащиеся
получают задание найти в иллюстрациях к детским книгам, в
произведениях изобразительного искусства изображение крестьянского
интерьера. |